Интервью
- 18 декабря 2017
- просмотров 2425
Мир энциклопедий. Из интервью советского и российского музыкального журналиста и продюсера
Андрея Петровича Бурлаки (на фото) латвийской газете «Сегодня».
10 томов русского рока
— Как вам изначально пришла мысль заняться энциклопедической работой, посвящённой року? — Летом 89–го
Сережа Курехин пригласил меня к одному нашему общему другу. Там познакомился с женщиной из Москвы, редактором издательства, занимавшегося выпуском книг об истории, архитектуре и так далее. А тогда как раз из ЦК комсомола спустили директиву: надо издать энциклопедию советского тогда еще рока. Вышли на
Тёму Троицкого, и это вызвало отрицательную реакцию Курехина. «Кто, Троицкий? Да это же смешно — он человек из прошлого, причём им же и придуманного, а в музыке не разбирается!» Москвичка в расстройстве: «Как же так, что будем делать?» — «Сейчас пригласим вам настоящего специалиста!»
Заключили договор, нашли около тридцати авторов, которым поручили отдельные статьи. В частности, попросил подключиться
Джорджа Гуницкого,
Сашу Старцева, выпускавших тогда альманах «Рокси»... С Питером получилось относительно легко, а вот с другими городами и весями оказалось сложнее. Ведь была такая установка: «Надо, чтобы была статья про рок–музыку в Средней Азии!» Спасало то, что я, как издатель журнала РИО, имел контакты с людьми из самых разных уголков страны. Про Свердловск писал мой замечательный друг
Коля Грахов, основатель, первый и единственный президент тамошнего рок–клуба. Он сейчас медиамагнат, владеет собственной сетью радиостанций... Множество авторов, конечно, нашёл Троицкий. Например, на Кавказе у меня знакомых практически не было, а у него имелись. Вот так коллективно и создали этот труд «
Рок–музыка в СССР», вышедший весной 1991 года.
Сейчас по незнанию многие считают, что это книга исключительно Троицкого, хотя на самом деле она плод коллективного труда. А параллельно мы с друзьями —
Лёшей Сидоровым и
Сашей Алексеевым — печатали с продолжением в одном из московских журналов тему о своеобразном рок–букваре, где каждая буква соответствовала названиям групп, с неё начинавшихся.
После успеха «Рок–музыки в СССР» нам с Лешей предложили сделать книжку на основе цикла статей. А мы на тот момент дошли только до буквы «К»...
— Но книгу все же сделали? — Что ж делать, напряглись... Саша Алексеев нашел издательство «Останкино», кооперативное ответвление «Воениздата», и они опубликовали книжку «
Кто есть кто в советском роке». Только официальный тираж составил
200 000 экземпляров, неофициальный — ещё примерно столько же.
Потом с энциклопедиями на время завязал, работал на «Мелодии», записывал и издавал артистов, которые мне были интересны, позже некоторое время работал в Германии. В 90–х сотрудничал с рядом издательств в качестве редактора и переводчика, а потом мой друг и коллега
Вадим Назаров («Амфора») предложил мне написать книгу.
У меня была мысль создать хронологическую летопись питерского рока, но сначала эта задача показалась мне слишком сложной. Вместо этого решил для начала написать
алфавитный справочник о том, кто есть кто в нашей городской рок–музыке. У меня к тому времени уже существовал портал
rock–n–roll.ru, куда заносил информацию о местных группах, — и продолжаю его едва ли не ежедневно пополнять и по сей день. Это мне очень помогло при работе над книгой.
Про современных музыкантов писать легко, вся информация на поверхности. Куда труднее рассказывать о группах 60–х, игравших на танцах, не оставивших по себе не только каких–либо материальных носителей с записями, но зачастую даже фотографий. Но обзванивал людей, брал интервью, искал фото, и у меня накопилось определенное количество информации. Заодно начал нащупывать адекватный язык, которым можно было бы рассказать о самом времени. И когда у меня ощущение такого языка появилось, мне пришлось переписать многие предыдущие статьи для справочника — чтобы они оказались не хуже новых. Он, этот язык, с одной стороны, вполне академичный, а с другой — достаточно неформальный.
Работа шла не очень быстро, и мои редакторы стали понукать меня отправить им для печати хоть что–то. А у меня опять были начисто готовы лишь первые две–три буквы алфавита. Остальное — с купюрами. Переслал им материал от А до З, а они сказали: «О, этого уже вполне хватит на целую книгу».
Справочник вышел в итоге в
трёх томах. Хотя сейчас понимаю, что оптимально было бы выпустить его в пяти. А может, в следующем издании будут все
десять томов!
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи