Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Андрей Бурлака: Новая энциклопедия петербургского рока может занять 10 томов

Андрей Петрович Бурлака

Интервью

  • 18 Декабря 2017
  • просмотров 993
  • комментариев 5
Мир энциклопедий. Из интервью советского и российского музыкального журналиста и продюсера Андрея Петровича Бурлаки (на фото) латвийской газете «Сегодня».

10 томов русского рока

— Как вам изначально пришла мысль заняться энциклопедической работой, посвящённой року?

— Летом 89–го Сережа Курехин пригласил меня к одному нашему общему другу. Там познакомился с женщиной из Москвы, редактором издательства, занимавшегося выпуском книг об истории, архитектуре и так далее. А тогда как раз из ЦК комсомола спустили директиву: надо издать энциклопедию советского тогда еще рока. Вышли на Тёму Троицкого, и это вызвало отрицательную реакцию Курехина. «Кто, Троицкий? Да это же смешно — он человек из прошлого, причём им же и придуманного, а в музыке не разбирается!» Москвичка в расстройстве: «Как же так, что будем делать?» — «Сейчас пригласим вам настоящего специалиста!»

Заключили договор, нашли около тридцати авторов, которым поручили отдельные статьи. В частности, попросил подключиться Джорджа Гуницкого, Сашу Старцева, выпускавших тогда альманах «Рокси»... С Питером получилось относительно легко, а вот с другими городами и весями оказалось сложнее. Ведь была такая установка: «Надо, чтобы была статья про рок–музыку в Средней Азии!» Спасало то, что я, как издатель журнала РИО, имел контакты с людьми из самых разных уголков страны. Про Свердловск писал мой замечательный друг Коля Грахов, основатель, первый и единственный президент тамошнего рок–клуба. Он сейчас медиамагнат, владеет собственной сетью радиостанций... Множество авторов, конечно, нашёл Троицкий. Например, на Кавказе у меня знакомых практически не было, а у него имелись. Вот так коллективно и создали этот труд «Рок–музыка в СССР», вышедший весной 1991 года.

Сейчас по незнанию многие считают, что это книга исключительно Троицкого, хотя на самом деле она плод коллективного труда. А параллельно мы с друзьями — Лёшей Сидоровым и Сашей Алексеевым — печатали с продолжением в одном из московских журналов тему о своеобразном рок–букваре, где каждая буква соответствовала названиям групп, с неё начинавшихся.

После успеха «Рок–музыки в СССР» нам с Лешей предложили сделать книжку на основе цикла статей. А мы на тот момент дошли только до буквы «К»...

— Но книгу все же сделали?

— Что ж делать, напряглись... Саша Алексеев нашел издательство «Останкино», кооперативное ответвление «Воениздата», и они опубликовали книжку «Кто есть кто в советском роке». Только официальный тираж составил 200 000 экземпляров, неофициальный — ещё примерно столько же.

Потом с энциклопедиями на время завязал, работал на «Мелодии», записывал и издавал артистов, которые мне были интересны, позже некоторое время работал в Германии. В 90–х сотрудничал с рядом издательств в качестве редактора и переводчика, а потом мой друг и коллега Вадим Назаров («Амфора») предложил мне написать книгу.

У меня была мысль создать хронологическую летопись питерского рока, но сначала эта задача показалась мне слишком сложной. Вместо этого решил для начала написать алфавитный справочник о том, кто есть кто в нашей городской рок–музыке. У меня к тому времени уже существовал портал rock–n–roll.ru, куда заносил информацию о местных группах, — и продолжаю его едва ли не ежедневно пополнять и по сей день. Это мне очень помогло при работе над книгой.

Про современных музыкантов писать легко, вся информация на поверхности. Куда труднее рассказывать о группах 60–х, игравших на танцах, не оставивших по себе не только каких–либо материальных носителей с записями, но зачастую даже фотографий. Но обзванивал людей, брал интервью, искал фото, и у меня накопилось определенное количество информации. Заодно начал нащупывать адекватный язык, которым можно было бы рассказать о самом времени. И когда у меня ощущение такого языка появилось, мне пришлось переписать многие предыдущие статьи для справочника — чтобы они оказались не хуже новых. Он, этот язык, с одной стороны, вполне академичный, а с другой — достаточно неформальный.

Работа шла не очень быстро, и мои редакторы стали понукать меня отправить им для печати хоть что–то. А у меня опять были начисто готовы лишь первые две–три буквы алфавита. Остальное — с купюрами. Переслал им материал от А до З, а они сказали: «О, этого уже вполне хватит на целую книгу».

Справочник вышел в итоге в трёх томах. Хотя сейчас понимаю, что оптимально было бы выпустить его в пяти. А может, в следующем издании будут все десять томов!

  • Теги
  • музыка
  • Петербург
  • популярная музыка
  • рок
  • рок-группы
  • рок-музыка
  • рок-энциклопедии
  • Российская Федерация
  • Россия
  • РФ
  • Санкт-Петербург
  • создание энциклопедий
  • СССР

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Явно слова о 10 томах — передергивание. Но все же нельзя не отметить неожиданно высокий уровень популярности энциклопедии. Сотни тысяч экземпляров — немногие могут похвастать подобным масштабом.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Было бы неплохо. Интересно проследить творческий путь всех наших рок-музыкантов, знаменитых и не очень. Но только без «желтизны».  Шутливо
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Сейчас тираж в 200000 экземпляров у энциклопедии, на мой взгляд, уже невозможен. В эпоху заката СССР люди покупали и читали много книг, а теперь большинство ищет ту же информацию в интернете.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Наталья Стаценко пишет:
    Было бы неплохо. Интересно проследить творческий путь всех наших рок-музыкантов, знаменитых и не очень. Но только без «желтизны».
    История неизвестных куда интереснее. «Желтизну» там трудно будет найти, многих уже и на свете нет, а в их время дешевый отрицательный пиар был неизвестен.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Справочник вышел в итоге в трёх томах. Хотя сейчас понимаю, что оптимально было бы выпустить его в пяти. А может, в следующем издании будут все десять томов!
    Ага. И наверняка так же прошпигованный рекламой, как все предыдущие издания... Печально Впрочем, наверняка, без нее бы ничего и не вышло. Однако данная тематика однозначно не терпит суеты и формального подхода типа «хоть что-нибудь». Так что совершенно напрасно автора подпинывают книгоиздатели —
    Работа шла не очень быстро, и мои редакторы стали понукать меня отправить им для печати хоть что–то. А у меня опять были начисто готовы лишь первые две–три буквы алфавита. Остальное — с купюрами. Переслал им материал от А до З, а они сказали: «О, этого уже вполне хватит на целую книгу».
    «Быстро» только кошки родятся... Смущённо
    • 0/0