Вернуться

Андрей Бурлака: Новая энциклопедия петербургского рока может занять 10 томов

Андрей Петрович Бурлака 18.12.2017

Андрей Бурлака: Новая энциклопедия петербургского рока может занять 10 томов

Мир энциклопедий. Из интервью советского и российского музыкального журналиста и продюсера Андрея Петровича Бурлаки (на фото) латвийской газете «Сегодня».

10 томов русского рока

— Как вам изначально пришла мысль заняться энциклопедической работой, посвящённой року?

— Летом 89–го Сережа Курехин пригласил меня к одному нашему общему другу. Там познакомился с женщиной из Москвы, редактором издательства, занимавшегося выпуском книг об истории, архитектуре и так далее. А тогда как раз из ЦК комсомола спустили директиву: надо издать энциклопедию советского тогда еще рока. Вышли на Тёму Троицкого, и это вызвало отрицательную реакцию Курехина. «Кто, Троицкий? Да это же смешно — он человек из прошлого, причём им же и придуманного, а в музыке не разбирается!» Москвичка в расстройстве: «Как же так, что будем делать?» — «Сейчас пригласим вам настоящего специалиста!»

Заключили договор, нашли около тридцати авторов, которым поручили отдельные статьи. В частности, попросил подключиться Джорджа Гуницкого, Сашу Старцева, выпускавших тогда альманах «Рокси»... С Питером получилось относительно легко, а вот с другими городами и весями оказалось сложнее. Ведь была такая установка: «Надо, чтобы была статья про рок–музыку в Средней Азии!» Спасало то, что я, как издатель журнала РИО, имел контакты с людьми из самых разных уголков страны. Про Свердловск писал мой замечательный друг Коля Грахов, основатель, первый и единственный президент тамошнего рок–клуба. Он сейчас медиамагнат, владеет собственной сетью радиостанций... Множество авторов, конечно, нашёл Троицкий. Например, на Кавказе у меня знакомых практически не было, а у него имелись. Вот так коллективно и создали этот труд «Рок–музыка в СССР», вышедший весной 1991 года.

Сейчас по незнанию многие считают, что это книга исключительно Троицкого, хотя на самом деле она плод коллективного труда. А параллельно мы с друзьями — Лёшей Сидоровым и Сашей Алексеевым — печатали с продолжением в одном из московских журналов тему о своеобразном рок–букваре, где каждая буква соответствовала названиям групп, с неё начинавшихся.

После успеха «Рок–музыки в СССР» нам с Лешей предложили сделать книжку на основе цикла статей. А мы на тот момент дошли только до буквы «К»...

— Но книгу все же сделали?

— Что ж делать, напряглись... Саша Алексеев нашел издательство «Останкино», кооперативное ответвление «Воениздата», и они опубликовали книжку «Кто есть кто в советском роке». Только официальный тираж составил 200 000 экземпляров, неофициальный — ещё примерно столько же.

Потом с энциклопедиями на время завязал, работал на «Мелодии», записывал и издавал артистов, которые мне были интересны, позже некоторое время работал в Германии. В 90–х сотрудничал с рядом издательств в качестве редактора и переводчика, а потом мой друг и коллега Вадим Назаров («Амфора») предложил мне написать книгу.

У меня была мысль создать хронологическую летопись питерского рока, но сначала эта задача показалась мне слишком сложной. Вместо этого решил для начала написать алфавитный справочник о том, кто есть кто в нашей городской рок–музыке. У меня к тому времени уже существовал портал rock–n–roll.ru, куда заносил информацию о местных группах, — и продолжаю его едва ли не ежедневно пополнять и по сей день. Это мне очень помогло при работе над книгой.

Про современных музыкантов писать легко, вся информация на поверхности. Куда труднее рассказывать о группах 60–х, игравших на танцах, не оставивших по себе не только каких–либо материальных носителей с записями, но зачастую даже фотографий. Но обзванивал людей, брал интервью, искал фото, и у меня накопилось определенное количество информации. Заодно начал нащупывать адекватный язык, которым можно было бы рассказать о самом времени. И когда у меня ощущение такого языка появилось, мне пришлось переписать многие предыдущие статьи для справочника — чтобы они оказались не хуже новых. Он, этот язык, с одной стороны, вполне академичный, а с другой — достаточно неформальный.

Работа шла не очень быстро, и мои редакторы стали понукать меня отправить им для печати хоть что–то. А у меня опять были начисто готовы лишь первые две–три буквы алфавита. Остальное — с купюрами. Переслал им материал от А до З, а они сказали: «О, этого уже вполне хватит на целую книгу».

Справочник вышел в итоге в трёх томах. Хотя сейчас понимаю, что оптимально было бы выпустить его в пяти. А может, в следующем издании будут все десять томов!
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Теги: создание энциклопедий, рок-энциклопедии, рок, рок-музыка, рок-группы, популярная музыка, музыка, СССР, Россия, РФ, Российская Федерация, Петербург, Санкт-Петербург
Описание для анонса: 
Тип публикации:  Интервью
Ссылка на источник в интернете:  http://www.telegraf.lv/news/poverh-baryerov
См. издания в каталоге:  Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / Кто есть кто в советском роке: иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки / Рок-энциклопедия: популярная музыка в Ленинграде — Петербурге, 1965 — 2005. В 3 томах
Упоминаемые персоны:  Бурлака Андрей Петрович / Курёхин Сергей Анатольевич / Троицкий Артемий Кивович / Гуницкий Джордж / Старцев Александр Витальевич / Грахов Николай Александрович / Сидоров Алексей Валентинович / Алексеев Александр Сергеевич / Назаров Вадим Борисович
Рейтинг новости:  3.3
Сумма баллов:  5
Количество голосов:  1

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

[!]Хотите прокомментировать?
Если зарегистрированы на сайте — авторизуйтесь, если нет — зарегистрируйтесь.
Это нравится:0Да/0Нет
YA_HELEN
Цитата
Справочник вышел в итоге в трёх томах. Хотя сейчас понимаю, что оптимально было бы выпустить его в пяти. А может, в следующем издании будут все десять томов!
Ага. И наверняка так же прошпигованный рекламой, как все предыдущие издания... :( Впрочем, наверняка, без нее бы ничего и не вышло. Однако данная тематика однозначно не терпит суеты и формального подхода типа «хоть что-нибудь». Так что совершенно напрасно автора подпинывают книгоиздатели —
Цитата
Работа шла не очень быстро, и мои редакторы стали понукать меня отправить им для печати хоть что–то. А у меня опять были начисто готовы лишь первые две–три буквы алфавита. Остальное — с купюрами. Переслал им материал от А до З, а они сказали: «О, этого уже вполне хватит на целую книгу».
«Быстро» только кошки родятся... :oops:
Это нравится:0Да/0Нет
Natty
Цитата
Наталья Стаценко пишет:
Было бы неплохо. Интересно проследить творческий путь всех наших рок-музыкантов, знаменитых и не очень. Но только без «желтизны».
История неизвестных куда интереснее. «Желтизну» там трудно будет найти, многих уже и на свете нет, а в их время дешевый отрицательный пиар был неизвестен.
Это нравится:0Да/0Нет
Лилия Тумина
Сейчас тираж в 200000 экземпляров у энциклопедии, на мой взгляд, уже невозможен. В эпоху заката СССР люди покупали и читали много книг, а теперь большинство ищет ту же информацию в интернете.
Это нравится:0Да/0Нет
Наталья Стаценко
Было бы неплохо. Интересно проследить творческий путь всех наших рок-музыкантов, знаменитых и не очень. Но только без «желтизны». ;)
Это нравится:0Да/0Нет
Роман Троцкий
Явно слова о 10 томах — передергивание. Но все же нельзя не отметить неожиданно высокий уровень популярности энциклопедии. Сотни тысяч экземпляров — немногие могут похвастать подобным масштабом.

Новости форумов