- 28 февраля 2019
- просмотров 2033
Время от времени в «Мире энциклопедий» поднимается тема создания
российской энциклопедии азартных игр (гэмблинга), а с недавних пор — отдельной
энциклопедии игромании. Для создания качественного продукта необходимо изучение материалов научных исследований (gambling studies). Например, можно резюмировать как минимум часть подходов к теме с точки зрения социальной антропологии, которые способны пошатнуть даже, казалось бы, вполне устоявшиеся представления на тему слотов, как
вулкан игровое зеркало, так и покера, лудомании и в целом азартных игр и связанных с ними явлений.
Особенно стоит отметить вклад таких учёных, как
Клиффорд Гирц (Clifford Geertz),
Джеймс Вудберн (James Woodburn) и
Грегори Бейтсон (Gregory Bateson). Если труды двух первых представляют собой прежде всего этнографические исследования, в которых азартные игры — лишь иллюстрации описываемых социальных отношений, процессов и тому подобного, то Грегори Бейтсон, который известен во многом благодаря междисциплинарным исследованиям, формирует теоретические основы для изучения игры как области, которая включает в себя азартные игры. Сопоставимым по значимости с ним может считаться наследие американского антрополога
Александра Лессера (Alexander Lesser).
Например, Гирц проанализировал петушиные бои на Бали и сопутствующие формы азартных игр [1]
1. Согласно его наблюдениям, даже распределение игроков на площадке фиксирует и таким образом подтверждает статус каждого, то есть игра воспроизводит жёсткую иерархию как «историю, которую они рассказывают о себе», является зеркалом, отражением социального микрокосма.
Вудберн уделил внимание эгалитарным обществам Африки [2]
2. Так, исследователь заметил, что мужчины-представители кочевого народа хадза большую часть времени проводят в лагере и при этом играют в азартные игры на ценности, доступ к которым как правило ограничен (например, игры на стрелы с металлическими наконечниками). Благодаря установленным правилам итогом становится равномерное распределение предметов, то есть азартная игра становится... механизмом принуждения к эгалитаризму.
Теория Бейтсона другого рода. Из наблюдений за игрой обезьян он пришёл к выводу, что процесс жёстко регулируется так называемыми «метакоммуникативными» сигналами [3]
3. Каждое животное наглядно демонстрирует другим, что участие и неучастие в игре влечёт за собой разные последствия. Предварительная угроза на случай несоблюдения принятых правил — ещё один пример «метакоммуникации». Вот почему Бейтсон воспринимает азартные игры как совокупность угрозы и игры: когда ставки сделаны и определены победители и проигравшие, императив платить после проигрыша подкрепляется скрытой угрозой насилия. Этим же можно объяснить и острые ощущения от игрового процесса.
Александр Лессер изучил эволюцию азартной, ручной игры коренного народа США пауни (pawnee) [4]
4. Автор проследил трансформацию традиции в течение
40 лет: до 1890 года это была развлекательная азартная игра, затем она вышла из употребления, однако всё же возродилась, но уже в составе религиозного движения Пляска духов (Ghost dance) — превратилась в ритуальное представление. Когда Пляска духов уступила место христианству, игра стала эквивалентом домашних карточных игр, которые предпочитают белые в США. Не исключено, в дальнейшем традиция будет рассматриваться наравне с онлайновыми игровыми автоматами типа «Вулкан игровое зеркало». Труд Лессера является ярким примером, когда изначально просто азартная игра меняет роли и формы, чтобы адаптироваться в меняющихся условиях.
Как можно заметить, описанные примеры едва ли можно рассматривать с точки зрения современной, стандартизированной, урбанистической цивилизации, когда отличаются как мотивы, так и конечный смысл участия в азартных играх. Вот почему как при формировании словника, так и написании энциклопедических статей на тему азартных игр и игромании крайне необходимо учитывать не только огромное разнообразие игр, но и их
бесчисленные социальные контексты.
Примечания
- Geertz C. The interpretation of cultures: Selected essays. — N.Y.: Basic Books, 1973. — P. 448.
- Woodburn J. Egalitarian societies// Man. — 1982. — Vol. 17, Iss. 3. — P. 431-451.
- Bateson G. Steps to an ecology of mind: collected essays in anthropology, psychiatry, evolution and epistemology. — N.Y.: Paladin Books, 1973. — P. 154.
- Lesser A. The Pawnee ghost dance hand game: ghost dance revival and ethnic identity. — N.Y.: AMS Press, 1969. — P. 334.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи