Научная статья
- 8 апреля 2020
- просмотров 2735
Издание энциклопедии — это определенный рубеж, фиксирующий для общества состояние самой науки и ее достижения. Также подбор авторов, последующая правка статейного материала всегда вписываются в рамки редакционной политики и испытывают влияние государства и общества, т. е. общественно-политическую значимость. На примере рассмотрения любого научного и общественно значимого явления, отраженного в энциклопедическом труде, изданном в разное время, можно составить определенное мнение об эволюции самой науки и отношении к ней государства и общества.
В Российском государстве в начале XIX столетия происходит рост энциклопедической литературы, значительно возрастает спрос на справочно-энциклопедические издания.
Эталоном отечественной энциклопедистики становятся такие издания, как «
Энциклопедический лексикон»
А. А. Плюшара (1835–1841), был остановлен на букве «Д», и первый оконченный «
Справочный энциклопедический словарь»
А. В. Старчевского и
К. К. Крайя (1847–1855). Наличие статейного материала, иллюстрирующего биографии деятелей исторической науки, можно рассматривать как один из специфических источников историографической линии.
Содержание «Энциклопедического словаря» А. А. Плюшара выстраивалось по компиляционной методике и выкристаллизовывалось в редакционном бюро. На страницах «Энциклопедического словаря» А. А. Плюшара в основном были размещены краткие биографии только тех выдающихся деятелей науки, которые известны как общественно-политические деятели или как авторы крупных исторических работ. Главный недостаток словаря А.А. Плюшара — это субъективная пристрастность составителя к некоторым фигурам. По наполняемости содержания «Лексикон» А. А. Плюшара включал информацию в большей степени о зарубежной истории и культуре, которая являлась компиляцией из немецкого справочного издания «Conversations-Lexicon» [1]
1.
У составителей «Справочного энциклопедического словаря» А. В. Старчевского и К. К. Крайя имелась уже своя методика подготовки: сначала создавался проект, потом формировался словник (алфавит) в соответствии с объемом энциклопедии, утверждавшийся советом и авторами статей. В заключение каждая статья проходила через рецензентов-цензоров, в некоторых случаях их число доходило до
15 человек. Редакторы «Справочного энциклопедического словаря» А. В. Старчевского и К. К. Крайя еще в предисловии указали, что «...есть статьи довольно большие, но объем их вызван обширностью самого предмета, таковы, например, биографии наших Государей и знаменитых людей России». Коллектив авторов трудился на славу, каждый автор считал свою статью самой главной в энциклопедии, поэтому сокращений никто не терпел [2]
2.
Информационное пространство толкования персон, событий в словаре во многом хотя и было схоже с древнерусскими азбуковниками, но обличалось масштабностью и логической упорядоченностью и культурой языка. Это издание характеризовалось исключительной широтой научно-популярных, по-настоящему научных энциклопедических и библиографических сведений. В редакции остро обсуждался вопрос о необходимости снабжать статейный материал библиографией. В итоге было принято решение о снабжении персоналии библиографическими источниками, которые должны были занимать не более
одного столбца.
Опубликованные в энциклопедии А. В. Старчевского и К. К. Крайя персоналии показывают, сколько объема текста отводили редакторы на статьи, посвященные деятелям исторической науки. Обычный объем варьировался от
200 до
600 печатных знаков.
Анализ историко-персональной части показал, что объемно представлены биографии научной элиты: историков, этнографов, краеведов. По количеству поданного материала выделялись статьи о
Федоре Ивановиче Миллере [3]
3, а также известном русском историографе
Николае Михайловиче Карамзине [4]
4.
Можно отметить, что биографический материал вкупе с историко-этнографическими данными составил богатое «ядро» энциклопедии. В целом структура построения статейного материала позволяет говорить о энциклопедиях как об особой вариации историографического источника, который обладает определенным спектром информации о состоянии исторической науки, и оценке ученых на разных периодах развития общества. Также энциклопедическая литература, выступая как историографический источник, обладает своей уникальностью как связь между автором статьи и читателями, которые мгновенно реагировали на появление новых томов.
Для историографа энциклопедический материал может быть представлен в виде вытекающих аспектов, так как отражение социально-общественной конъюнктуры сопровождает создание текстов исторического содержания и трансформацию образов ученых-историков, которую можно наблюдать в выходивших новых энциклопедиях.
Литература
- Греч Н. И. История первого энциклопедического лексикона в России// Греч Н. Записки о моей жизни. – М.; Л. 1930. – С. 603.
- Остроглазов И. М. Забытый словарь // Русский архив. – М., 1890. – Кн. 3, вып. 11.
- Миллер Федор Иванович// Справочный энциклопедический словарь А. В. Старчевского и К.К. Крайя. – СПб.: Издание К. Крайя, 1847–1855. – T. 8: Мас–Нюр. – 1854. – С. 104-112.
- Карамзин Николай Михайлович// Справочный энциклопедический словарь А. В. Старчевского и К. К. Крайя – СПб.: Издание К. Крайя, 1847–1855. – T. 6: И, I, К–Кях [т.е. Кап–Кях]. – 1847. – С. 518-522.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Чернышев А. А. Российские энциклопедии начала XIX в. как источник историографических представлений/ А. А. Чернышев// Творческая лаборатория историка: горизонты возможного (к 90-летию со дня рождения Б. Г. Могильницкого): материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Томск, 3-4 октября 2019 г.): в 2 ч. — Ч. 2. — Томск, 2019. — С. 255-257. — DOI: 10.17223/978-5-7511-2594-3/Т.2/43.