- 2 февраля 2022
- выбор редакции
- просмотров 3056
Здание в Санкт-Петербурге, в Прачечном переулке, 6, где находилась контора и типография издательства Брокгауза и Ефрона, будет реконструировано под гостиницу,
информирует «Родина на Неве». В итоге останутся фасад, несколько капитальных стен и кирпичные своды.
Опять «чисто петербургское убийство»? Игорь Теплов, автор публикации в издании «Родина на Неве»
В 2020 году объект приобрело ООО «Культурный центр “Братислава”», которое планирует провести его реконструкцию для использования в качестве
трёхзвездочного отеля. Сумма сделки не афишируется, но в объявлении о продаже здания и участка фигурировала сумма
₽ 165 млн (примерно
₽ 85 тыс. за м²: площадь строения составляет около
2000 м²).
Проект реконструкции пока не представлен общественности, однако в заключении экспертов относительно планов модификации упомянуты демонтаж дворовых построек, снос флигеля и возведение нового с монолитным железобетонным каркасом, устройство подвала во внутреннем дворе и светового фонаря над ним.
При этом высотные габариты не включены в предмет охраны объекта, так как были искажены при прежних ремонтах: на Прачечном, 6 планируется отель в
5 этажей, с мансардами.
Предыстория здания
В 1889 году «каменный дом со всеми строениями и землёю» в Прачечном переулке, 6 был куплен
Ильёй Ефроном для размещения издательства, типографии, конторы и квартиры — у наследников обрусевшего шведа
Рудольфа Эйхгольца, который скончался в 1888 году. Через год весь комплекс зданий был кардинально перестроен по проекту архитектора
Александра Максимова.
Согласно официальной версии, по проекту Максимова на очищенном от прежних строений участке были сооружены новые — в
3 этажа и местами с мансардами (включая корпус с фасадом на Прачечный переулок). К 1892 году здесь разместились: квартира домовладельца (
8 комнат на втором этаже), типография (
2 зала на
2 этажах,
14 скоропечатных машин и
2 станка), контора редакции (
6 комнат на третьем этаже), кладовая (в подвале), а также на дворовой территории — конюшня и сарай.
После 1927 года издательство переместилось в арендованное помещение в Гостином дворе. Затем по адресу «Прачечный переулок, 6» находились производственный кооператив «Печатня», получивший здание в бесплатное бессрочное пользование (с возмещением стоимости строений), вторая типография Гидрометиздата (1940-е), издательство «Техническая книга», типография № 8 Главполиграфпрома.
Историческое здание продолжало менять облик. Так, в 1920-х южный дворовый флигель на Прачечном, 6 был надстроен четвёртым этажом. В 1930-х то же было сделано с северным флигелем. В итоге к 1947 году на участке располагался лицевой
трёхэтажный корпус с мансардой и
два четырёхэтажных дворовых флигеля. В 1970-х мансарда со стороны Прачечного переулка была переделана в полноценный этаж, а дворовая часть лицевого корпуса и южный дворовый флигель были надстроены пятым этажом.
В 2001 году объект был включен в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
С 2010 года участок и здание находились в собственности ООО «ИнвестОптима», которое поначалу сдавало офисы в аренду, однако затем всё техническое оборудование было демонтировано, а дом отключён от инженерных сетей.
Судьба издательства
«Большой Брокгауз»
«Визитной карточкой» АО Ф. А. Брокгауз (Лейпциг, Германия) — И. А. Ефрон (Санкт-Петербург, Россия) стал «
Энциклопедический словарь» (ЭСБЕ; 1890–1907).
Значительный объём статей был переводом из 13-го издания немецкого Meyers Konversations-Lexikon (1888–1889). При этом в состав редакции были приглашены многие выдающиеся деятели культуры и науки России. Пристальное внимание уделялось статьям отечественной тематики: история, наука, просвещение, промышленность, культура и так далее. Например, статья «Россия» занимает
2 полутома (
1 том).
Одной из особенностей издания стала свободная манера изложения, элементы беллетристики, которые могут встречаться не только в биографических, но и в научных статьях.
Хотя типография находилась в Петербурге, в Германии печатались сложные для полиграфии чертежи, карты, схемы и рисунки.
Словарь выходил в
двух вариантах: первый (более дорогой) состоял из
41 основного тома и
2 дополнительных, второй (подешевле) — из
82 полутомов и
4 дополнительных.
В итоге труд включил
121240 энциклопедических статей,
7800 иллюстраций,
235 карт. Общий тираж составил
130000 экземпляров.
Высокий спрос на издание вызвал спрос у мебельщиков на производство специальных шкафов, чтобы вмещать полный комплект энциклопедии.
«Малый Брокгауз»
Был задуман как выборка наиболее важных и интересных статей «Большого Брокгауза» (примерно
44000).
Первое издание в
3 томах вышло в 1899—1902 годах.
Второе в
2 томах (по
2 выпуска в каждом) — в 1907—1909 годах.
«Новый энциклопедический словарь»
Обновлённый «Большой Брокгауз» не был завершён в условиях Первой мировой войны (1914—1918) и последующих событий: из запланированных
48 томов вышли только
29.
Финансовые затруднения, смена руководства и финал
Стоит отметить, что издательство начало постепенно сдавать позиции ещё до войны. Так, в 1898—1903 годах фирма получала до
₽ 100 тыс. чистой прибыли в год, в 1905 году — лишь
₽ 7736, а 1914 год закончило с убытком
₽ 1044.
Тем не менее в издательстве регулярно выходили специальные энциклопедии, серии из научной и художественной литературы. К 1917 году вышло
236 наименований книг, как правило гуманитарной направленности.
В апреле 1917 года скончался Илья Ефрон (место погребения осталось неизвестным). Бизнес достался младшему сыну
Альберту, который предпочитал автомобильные гонки и в 1918 году эмигрировал из России.
В 1917 году фирма вошла в Петроградское объединение частных издательств. После закрытия большевиками организация возобновила деятельность под руководством одного из сотрудников Ефрона-старшего —
Арона Перельмана. В середине 1920-х компании запретили выпускать любую литературу помимо учебных пособий, а в 1930 году в СССР были ликвидированы все частные издательства.
Вот и здание, где когда-то вершились книжные великие дела, скоро тоже канет в Лету. Игорь Теплов
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи