Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

В Адыгее вышла энциклопедия об адыгской духовности и культуре

  • 21 января 2023
  • просмотров 4575
  • комментариев 7

Руслан Асхадович Ханаху

Руслан Асхадович Ханаху. Фото: Наталья Мальцева/«Советская Адыгея»
Какова природа философии и культуры адыгов? Об этом и многом другом можно узнать из недавно вышедшего энциклопедического издания «Адыгская (Черкесская) философия и культура». Автор — крупный ученый в области философии, культуры и социологии, профессор, доктор философских наук, основатель региональной научной школы социальных исследований Руслан Ханаху.

Уникальное издание

Перед нами оригинальное издание, в котором впервые анализируются и осмысливаются основные базисные элементы философии и культуры адыгов. «Адыгская (Черкесская) философия и культура» рассчитана на преподавателей, студентов и учащихся высших учебных заведений, колледжей, лицеев, гимназий, школ, а также на самые широкие круги российской интеллигенции и всех интересующихся адыгской (черкесской) философией и культурой.

Как говорится в предисловии, адыги известны в мире по внешнему этнониму «черкесы» и по внутреннему этнониму «адыги», «адыгэ». Это младописьменный народ, который имел в прошлом свою письменность, но она была потеряна в глубине веков. У адыгов богатая вербальная (устная) и нарративная (описательная) культура. Она выполняет большую роль в формировании философской и культурной традиций этноса.

Истоки философии

Размышляя о генезисе философии, русский философ С. Н. Трубецкой исходил из того, что философия есть, прежде всего, философия отдельного народа и возникает она в народе. Первоначальную метафизику каждого народа он усматривал в его религиозных представлениях и понятиях. Известно, что самый яркий философ античности Аристотель классифицировал науки как теоретические (метафизические) и практические, к которым он относил этику (этика — практическая или моральная философия). По мнению ряда авторитетных специалистов (к примеру, В. М. Макеева), практическая философия у адыгов возникла 2,5 тысячи лет тому назад и берет свое начало в недрах нартского эпоса и в других памятниках народного творчества.

Практическая философия адыгов заложена в его этике — адыгагъэ. Лексического аналога адыгскому слову «адыгагъэ» в русском языке нет. Смысл этого слова на русском может означать «адыгство», то есть единое неписаное и незыблемое следование общепринятому в этносе представлению о чести, благородстве, предназначении отдельного человека и общества в целом. Это и черты характера, свойственные всем адыгам. Этимология «адыгагъэ» восходит к самоназванию народа — адыгэ (адыги). Адыгство — это моральная философия этноса, его нравственный опыт и практика, а в сущности — сама культурная самоорганизация.

Софология

Как отмечает автор издания Руслан Ханаху, практическая философия, как хорошо забытое старое, в наше время получает новое направление. Ее сегодня называют «софологией» (Л. Е. Балашов) — «наукой о мудрости» в отличие от «философии» — «любви к мудрости». В эпоху современного глобального кризиса стали возрождаться традиции античной Греции и других народов. Возрождаются базовые приемы философского мышления: живой диалог, постановка вопросов, дебаты, что так любили делать адыги (черкесы) в хачещах (кунацких).

В широком смысле к практической философии относят тексты, речи, доводы, парадоксальные мысли и суждения, содержащие философскую аргументацию: мысли о витальности, о человеке, об отношении к миру и т. д. В таком значении адыгская (черкесская) практическая философия имеет богатую историю и традиции. Многие мудрецы — софосы адыгского этноса, просветители, писатели оставили вербальные и письменные материалы, имеющие практический философский смысл. Сегодня наше общество начинает осознавать, что философия может непосредственно влиять на дела и судьбы людей, что философы могут работать с людьми подобно психологам, психоаналитикам, врачам, священникам. В свое время отец медицины Гиппократ утверждал, что хороший врач должен быть философом, а хороший философ — врачом.
Руслан Ханаху, автор энциклопедии, профессор, доктор философских наук, основатель региональной научной школы социальных исследований

Систематизация

Работа «Адыгская (Черкесская) философия и культура» выполнена в контексте практической философии и культурфилософии. Культурфилософия — это раздел философии, исследующий сущность и ценность культуры. В своей сущности она ориентирована на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.

Необходимость создания такого энциклопедического издания вызвана различными причинами. Самая главная из них состоит в том, что в адыгской культуре пока нет фундаментальных и систематизированных философско-культурологических терминов, понятий, концептов. Адыги обладают большими философскими и культурными традициями, богатство которых насыщено морально-нравственными императивами, натурфилософскими коннотациями, экзистенциональными сюжетами, но они не систематизированы, не обобщены. Данная работа восполняет этот пробел. Мной изучены материалы из истории, этнологии, философии, культурологии, религии, эпоса «Нарты», отечественных и зарубежных источников и экспедиций, которые прямо или косвенно касались проблем адыгской философии и культуры. Во время работы над энциклопедией было написано и обсуждено более 500 вариантов статей, терминов, 300 из которых вошли в настоящую работу.
Руслан Ханаху
В энциклопедическое издание вошли также материалы из экологии, экономики, филологии, литературы, интерпретация которых носит философско-культурный подтекст. Ряд авторов, таких как Мурат Яган, североамериканский философ абхазо-адыгского происхождения, Х. Г. Тхагапсоев, Р. Г. Тугов, З. М. Бижева, А. Ю. Шадже, А. А. Шаов, В. Р. Бганба, З. К. Жанэ, М. А. Шенкао, Г. Х. Шенкао и другие, сделали серьезный шаг по институализации адыго-абхазской философии и культуры. Многие материалы, которые впервые рассматриваются в данном издании, могут в будущем стать легитимными в гуманитарных науках. Конечно, многое будет зависеть от оценок читателей и специалистов. Хотелось бы особо отметить те материалы, автором которых является Мурат Яган, их достаточно много. Ряд из них носят спорный и дискуссионный характер, но в основном они эвристичны и аутентичны.
Руслан Ханаху
Он отмечает, что, по утверждению З. К. Жанэ, книга Мурата Ягана «Амста Кябзе: наука космического восторга» в его переводе с английского языка «...первое полномасштабное письменное описание вербального (устного) дохристианского и доисламского адыго-абхазского учения времен великих нартов. Уорк (Оркъ) Хабзэ или Амста Кябзе (традиционные адыгская и абхазская этика и этикет) в течение многих тысяч лет являются духовной основой любого аспекта черкесского образа жизни — от мировоззрения и мироощущения до танцевальной и песенной культуры».

Научный подвиг

Действительно, благодаря Мурату Ягану древнее учение Амста Кябзе (Адыгэ Хабзэ) как нарративный (повествовательный) источник превратился в выдающийся письменный памятник. Как говорили древние, littera scripta manet (лат.) — написанное (пером) остается. Сам Мурат Яган писал: «Я родился и воспитывался в традиции Амста Кябзе (Адыгэ Хабзэ) и прожил в ней определенное количество лет (с 1915 по 2013 год). По странному стечению обстоятельств моей жизни я оказался первым и, возможно, последним человеком (точно не самым лучшим), который попытался изложить это знание в письменной форме, охватывая весь период его существования на Земле». Можно сказать, что кавказский Сократ (так зовут Мурата Ягана на Кавказе) превзошел греческого Сократа (считается, что Сократ после себя не оставил каких-либо письменных работ, позже это сделали его ученики), письменно оформив древнее учение адыгов и абхазов, тем самым совершил свой научный подвиг.
Руслан Ханаху
В издание включено большое количество статей об адыгских мудрецах-софосах, просветителях, а также адыгских и русских писателях, поэтах, среди которых классики русской литературы А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и другие. Они внесли огромный вклад в осмысление адыгской (черкесской) культуры, ментальности, кавказского «духа».

Широко представлены материалы европейских и российских ученых и путешественников, которые в свое время познакомили своих соотечественников с изумительной красотой Кавказа и с его незаурядными народами, и с такой же незаурядной культурой.

Читатель встретится на страницах энциклопедического издания с такими учеными, как И. В. Мичурин, который был серьезно озабочен сохранением знаменитых черкесских садов для следующих поколений. Выдающийся ученый-генетик Н. И. Вавилов в 30-х годах прошлого века создал на территории Адыгеи Майкопскую опытную станцию Всесоюзного института растениеводства (ВИР). В свое время Н. И. Вавилов хотел создать на этой территории мировую коллекцию плодовых деревьев в живом виде. Другой ученый с мировым именем Ю. А. Жданов, долгие годы работавший ректором Ростовского госуниверситета (ныне ЮФУ), председателем Северокавказского научного центра, сыграл выдающуюся роль в становлении и развитии науки во всех республиках не только Северного Кавказа, но и всего Большого Кавказа. Особенно велики его заслуги в области философии и культурологии. Большой вклад в исследование всего многообразия адыгской культуры вносят современные исследователи, материалы которых помещены в данном издании.

Фундамент для работы

В энциклопедическом издании впервые введены термины, концепты, дефиниции, статьи, касающиеся адыгской (черкесской) философии и культуры. Дается объяснение тем понятиям, которые еще пока не получили широкого хождения и статуса научной легитимности. Они представлены на двух языках: русском и адыгском, но, когда нет аналога перевода по тому или иному термину, тогда смысл термина дается на одном из этих языков. В текстах, в названиях встречаются такие слова, которые не могут быть переведены ни на один язык мира, так как в культуре других народов эти понятия не проявляются в такой форме, как у адыгов, их только можно описать и объяснить.

В целом издание «Адыгская (Черкесская) философия и культура» имеет целью дать в краткой и ясной форме изложения прямые ответы на самый широкий круг вопросов, охватывающих все сферы адыгской практической философии и культурфилософии, а также сопредельные и смежные с ней отрасли знаний. Его выпуск — это первая научная попытка приоткрыть для мыслящего человека любой нацио­нальности сокровищницу философско-культурного мировоззрения адыгов, человека в нем, его души, его этноонтологии, которые накапливал древний адыгский народ в ходе своей духовно-культурной истории. Хочу отметить, что это издание может служить платформой для дальнейшей работы и более глубокого изучения практической философии адыгов, философско-культурного наследия народа. Я благодарю всех, кто поддержал идею создания такой книги. А завершить презентацию издания хочу цитатой Белинского: «...определить мировоззрение народа — задача великая, труд гигантский, достойный усилия величайших гениев, представителей современного философского знания».
Руслан Ханаху
Мир энциклопедий. В 2022 году автором была подготовлена электронная версия энциклопедии «Адыгская (черкесская) философия и культура» (доступна к скачиванию в файле *.pdf).

  • Теги
  • абхазская этика
  • абхазский этикет
  • адыги
  • адыгская этика
  • адыгский этикет
  • адыгский язык
  • адыгство
  • культурфилософия
  • практическая философия
  • русский язык
  • философия
  • черкесы
  • энциклопедия
  • Библиографическое описание ссылки Шевелева Г. В Адыгее вышла энциклопедия об адыгской духовности и культуре/ Галина Шевелева. — Текст: электронный// Советская Адыгея. — 2023. — 21 января. — URL: https://sovetskaya-adygeya.ru/2023/01/21/v-adygee-vyshla-enciklopediya-ob-adygskoj-duhovnosti-i-kulture/ (дата обращения: 20.04.2024).

(Голосов: 6, Рейтинг: 3.77)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Кто, как не организатор и бессменный глава отдела философии и социологии Адыгейского института гуманитарных исследований мог справиться с поставленной задачей?! Руслан Ханаху, низкий поклон вам за масштаб и качество проделанной работы по созданию энциклопедии. Адыгея — и так регион небольшой, а без таких людей культура адыгейцев может быть утеряна.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Довольно-таки интересный момент о словах, встречающихся в этом энциклопедическом издании, которые не могут быть переведены ни на один язык мира. Такое встречается, конечно, у некоторых малочисленных и, в основном, изолированных народов, но тут, рядом... Вообще, у меня сложилось впечатление какой-то «внеземной», точнее давно утерянной культуры, неизвестного никому доселе философского учения. И всё это вновь открытое знание, получается, заслуга одного человека.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    arthy пишет:
    И всё это вновь открытое знание, получается, заслуга одного человека.
    Ни в коей мере не хочу умалять заслуги Руслана Асхадовича, но все-таки в статье упоминаются и другие имена, так что энциклопедия — дело рук не одного человека. Да и в принципе, на мой взгляд, ни в одной отрасли сегодня невозможно сделать всё с нуля, без опоры на опыт и труды предшественников. Так что автору — конечно же, почет и уважение, но при этом следует помнить и о тех, кто занимался культурой Адыгеи в прежние десятилетия, тем самым подготовив платформу для исследований новых поколений ученых.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Изучив «сухую» новость о культурном событии в Адыгеи, мало кто обратит на нее внимание, только узкий круг специалистов культурологов. Хотелось бы более простого языка передачи новости в массы. Прочитав фрагментами энциклопедию, прониклась уважением к этому кавказскому народу, его глубоко мудрым традициям. Гипертрофированная «воля к совершенству» проявляется во всех аспектах их жизни. Понравились их мудрые слова: «Кто различает приличное — неприличное, тот и человек».
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Тематика выбрана для энциклопедии узкая, действительно научная. Но интересная и достаточно актуальная: с каждым поколением фиксировать особенности таких народов все сложнее, уникальное стирается...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Надежда Углицких пишет:
    Изучив «сухую» новость о культурном событии в Адыгеи, мало кто обратит на нее внимание, только узкий круг специалистов культурологов. Хотелось бы более простого языка передачи новости в массы.
    Искренне сомневаюсь, что если бы новость об энциклопедии, была бы озвучена «простым» языком да и даже была бы рассказана по телевизору, то интерес к изданию был бы более широким. Реальность не такая, чтобы энциклопедиями интересоваться...
    Надежда Углицких пишет:
    Прочитав фрагментами энциклопедию, прониклась уважением к этому кавказскому народу, его глубоко мудрым традициям.
    Справедливости ради стоит все же отметить, что адыги — это не один народ, а общность народов: адыгейцев, черкесов, шапсугов, кабардинцев и других, объединенная по языковому признаку.
    • 2/0
  • Ссылка на комментарий
    Я скажу попросту, как Мурат Яган, этот «кавказский Сократ»: «Я не из тех, кто много знает. Говоря откровенно, я не знаю ничего».
    Поможет ли энциклопедия профессора Руслана Ханаху в преодолении моего невежества? Вопрос  
    В словаре, вышедшем в 2022 году и посвященном 100 лет автономии Адыгеи, сообщается, что в России на 2010 г. проживало 717 тыс. адыгов. А в Турции — 3 млн. Упоминается в справочнике Афасижев: «адыги предпочли рабству добровольное изгнание... Но за свои страдания народ был «отмщен» — русская лит-ра воспела образ Черкеса».
    Прямо указывается, что «последние 2-3 столетия — период стагнации, разрушения и медленного угасания адыгской цивилизации, связанной во многом с Кавказской войной».
    Часто упоминается в энциклопедии Хан-Гирей с его мечтой о «возможности сохранения адыгской культуры без слияния с русской доминантой».
    Профессор, в каком мире Вы живете? — «В наши дни судьба адыгской культуры во многом зависит от ее способности противостоять тотальному инокультурному влиянию»...
    Однако самую большую проблему энциклопедический справочник Халаху озвучил верно: «сужение сферы использования родного языка, которым даже внутри семьи уже не владеют младшие поколения».
    Да, кстати, на 2021 год численность черкесов выросла на 17%. Еще поживем! Восклицание
    • 1/0