Общественность познакомили со справочником по этнокультурному кластеру на берегах реки Ваги — притока Северной Двины
В рамках проекта мы провели всероссийскую научную конференцию по этнографии, у нас открылась выставка «Крестьянский мир Поважья», на которой впервые в Вельском музее представлен 441 предмет.Сотрудник музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Людмила Кушкова рассказала об опыте полевых исследований.Ольга Березина, директор Вельского краеведческого музея им. В. Ф. Кулакова
Я была участником этнолаборатории, на которой сотрудников музеев обучали научному описанию предметов. Познакомиться поближе с культурой Поважья для меня было очень интересно, потому что это малоизученная территория. Архангельская область настолько богата и разнообразна, что внутри области есть большие различия и в предметном мире, и в культуре, и в традициях. Побывать в этих деревнях и познакомиться с этим на месте для меня было очень важно. Здорово, что этнолаборатория вылилась в большой печатный труд.Кроме того, исторически регион осваивался не только новгородцами, но и выходцами с Волги, отметила старший научный сотрудник Вельского краеведческого музея им. В. Ф. Кулакова Галина Верёвкина.Людмила Кушкова, старший научный сотрудник Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск)
У нас столкнулись два колонизационных потока: сначала пришли новгородцы, но была и другая колонизация. Получилась смесь новгородцев и представителей Волги: Суздаль, Кострома. И это нашло отражение в историческом процессе.Для Поважья характерны особые типы домов, росписей, а также говоров. В диалекте современного Устьянского района (Архангельская область), например, сохранилось множество архаизмов.Галина Верёвкина, старший научный сотрудник Вельского краеведческого музея им. В. Ф. Кулакова
Есть интересные, может быть, редко показываемые вещи. Вот «качули»: традиционно в праздники пасхального цикла качались на таких качелях, они были не как сейчас, они были по вертикали. У нас показано две «качули». Или вот у нас есть два предмета: они называются «дымники», это навершие кирпичной трубы. «Дымник» из наших фондов свидетельствует о развитии Сомовского гончарного промысла. У нас был свой местный промысел, залежи глины, это тоже такой яркий маркёр.В итоге работа над проектом привела к более тщательному изучению фондов сотрудниками музеев.Галина Верёвкина
Есть «рукомой» из фондов Устьянского музея. Когда его стали изучать, оказалось, что он сделан из металлического оклада иконы, и только при изучении они обратили внимание на надписи. Было много открытий: этот проект заставил участников-музейщиков обратиться к собственным фондам и понять, что у них есть, потому что очень многие провинциальные музеи до сих пор остаются только хранилищами, но никак не исследовательскими центрами.Стоит напомнить, что ранее издание было презентовано в Вельском и Устьянском краеведческом музеях — в конце ноября 2024 года.Галина Верёвкина
(Голосов: 6, Рейтинг: 3.83) |
Александр Атаманов написал:Поважье — это смежные районы Архангельской (Вельский, Няндомский, Шенкурский, Устьянский, Коношский, Красноборский, Виноградовский) и Вологодской (Тарногский, Верховажский, Вожегодский и Сямженский) областей. К Крайнему Северу, насколько знаю, не относятся. Да, это Русский Север, но не Крайний Север.
Всегда поражало, как русские крестьяне умудрялись вести сельское хозяйство (успешно вести!) на территориях, которые у нас сейчас относят к Крайнему Северу.
Сергей Волков написал:Вся Архангельская область — это или прямо Крайний Север или, используя официальную
Поважье — это смежные районы Архангельской (Вельский, Няндомский, Шенкурский, Устьянский, Коношский, Красноборский, Виноградовский) и Вологодской (Тарногский, Верховажский, Вожегодский и Сямженский) областей. К Крайнему Северу, насколько знаю, не относятся. Да, это Русский Север, но не Крайний Север.
Александр Атаманов написал:Энциклопедия всё же конкретно про Поважье, а не вообще про Русский Север и тем более не про Крайний Север. В Поважье (составной части Двинского края) развитие сельского хозяйства всегда было на более высоком (по сравнению со средним по региону) уровне: как в более южной местности там сеяли пшеницу, а заливные луга (по берегам реки Ваги) благоприятствовали развитию скотоводства.
полагаю, эти десятки километров до условной ленточки вряд ли сильно облегчат вам жизнь, вздумай вы заняться там сельским хозяйством.