Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Брама

Информация Первая русская энциклопедия, написанная в 1744—1746 гг. историком и государственным деятелем В. Н. Татищевым
 Лексикон

Брама, у индиян есть бог или святой, и суще первый человек, о котором великие, но притом смешные и не весьма с разумом несогласные гистории или чудеса повествуют. Их духовные или филозофы от сего брамини, или брахмани, имянуются. А понеже Индия две главные веры имеет, междо которыми главная идолопоклонников брахманов и другая махометан, брамини же, или брахмани, есть первый стан или род во идолопоклонниках, они прилежат о философии, которое более состоит в острономии и астрологии, в чем они яко в вычетах мест, тако и приключениях великое искуство имеют. Они же должны богослужение отправлять, народ закону поучать и толковать, во врачестве також немалое прилежание и искуство имеют, но более состоит в ботанике и химии, а за незнание анатомии и достаточного механическаго свойства все их разсуждение зависит на действе лекарств, а о причине болезней внятно сказать не могут, для того их врачевание небезопасное. Они сие все единственно в их роде содержат и к тому детей своих научают, и хотя многие междо ими суть не ученые, читать и писать не умеют, однако ж все за духовных почитаются и от алтаря или дохода молитвеннаго, яко у еврей левиты, питаются. Каковых в Астрахани бывало немало, но в 1743 году их, яко тунеядцов, впущать не ведено, и которые были, все высланы, а оставлено токмо двое. Что их закона принадлежит, то яко многобожники суть и великое множество не токмо людей, но других животных и нечувственных вещей за святость почитают, им поклоняются, на них надеются, милости просят, их боятся, им жертвы благодарные или обещанные и угобзительные для умилостивления приносят, однако ж почитают единаго всевышняго, всесильнаго и всеведущаго и всюду присудственнаго бога, а оных яко его верных слуг, заступников и помощников человеком почитают. Ангела и диавола не признают, разсуждая, что бог, яко всесильный, слуг не требует и, яко премудрый, не сотворил себе ничего противнаго и непокорнаго. О душах мнят, что она по смерти человека по ея заслуге посылается в скота или зверя и другое животное; и для того они всякое наималейшее животное убить поставляют за великой грех, и вся пища их состоит в рощениях. Из всех животных корова у них в великом почтении, и многие или большая часть, когда увидят, что она урину испущает, оную руками подхватывая, пьют и умываются и не могут слушать, если что о корове неучтивое говорить будет. Не меньше же почитают обезьяну. В протчем зри Индияне.