Рецензия
Чудом книга, наконец, отпечатана. Ее презентацию гордый и пострадавший за правое дело Подберезский справлял в полуподвальном, душном и страшно культовом столичном клубе «Граффити» — когда там запретят курить? Дима читал поэму Купалы «На куццю» под аккомпанемент минской группы «Князь Мышкин», тем временем присутствующие журналисты листали первую «Энциклопедию белорусской популярной музыки»... Атмосфера была тяжелой, а воздух — спертым, как это всегда бывает в местах скопления братьев по перу. Музыкальный журналист в одном отдельно взятом издании — это, пожалуй, удобрение, но кучка критиков в одном отдельно взятом клубе превращается в навоз. Подберезский знал, с кем имеет дело, и сразу извинился за качество фотографий в «Энциклопедии»: мол, поставили то, что сами артисты прислали. Если действительно музыканты себя ТАК видят, как это представлено в книге, — более 80 процентов из них люди не умные. Иллюстрировать статью о себе в энциклопедии голым по пояс, с пивной банкой в руке — это специфичный для нашего самосознания «перекос», этакий наружный знак внутреннего разгильдяйства и «опальных» коллизий. Лишь одну фотографию в этой книге я могу считать исторически ценной — постер группы Kriwi с молодыми Войтюшкевичем, Павловым и Кругловой. В их глазах — счастье, в волосах — ветер... 11 лет назад, когда «Рок–коронация» представлялась великим музыкальным фестивалем, а музыка Кriwi приятно будоражила исторический нерв, в моем сердце отпечатался именно такой образ группы, — он и заархивирован в энциклопедии Подберезского.
Группа «Князь Мышкин», обосновавшаяся в жанре интуитивной импровизации, не произвела впечатления: можно и на гитаре, и на волынке импровизировать, лишь бы не работать. Под «княжеский» аккомпанемент «вольной дружины» Нарушевича и Семашко Дима читал поэму «На куццю» медленно, хотя и выразительно. Вдруг в клубе «Граффити» раздался грохот, вероятно, Олег Климов, редактор «Музыкальной газеты», заснул во время импрезы и упал со стула. А когда его разбудили, он спросил о Подберезском: «Все еще читает?» — «Да». И Климов снова заснул. Впрочем, о природе того грохота я могу только догадываться. Равно как и об отношении музыкального критика Дмитрия Подберезского к нашим музыкантам. «Энциклопедия» от начала и до конца — безоценочная, справочная информация: телефоны и адреса музыкантов — едва ли не единственная полезная пища этой книги. Здорово приобрести за 10 тысяч рублей энциклопедию с телефонами действующих артистов, за это Подберезскому большое журналистское спасибо. Но ведь сам автор книги в предисловии утверждает о белорусской музыке: «Мы маем што аналiзаваць, сicтэматызаваць...» И где? Самая большая статья в книге посвящена группе «J:Морс». «Яны шмат чаго нарабiлi!», — отфутболивает мой вопрос Подберезский. И сводит поединок вничью: мол, будет следующее издание — исправленное и дополненное, — там все ошибки и учтем. А что, вполне в купаловском духе, у классика поэма разворачивается, как грандиозный историческо–фантастический демарш: раз в год у замка просыпается древний князь с дружиной, к нам, в современность, они засылают гонцов, поди–ка посмотри, что в народе бают? Но заканчивается поэма неубедительно, словно очнувшийся поэт и не помнит, зачем придумал князя, замок и всю эту фантасмагорию: «Быў тут хто, або не быў, — i так, i гэтак мала веры». Мало веры — не делай, я так считаю. По сути, автор симпатичной постмодернистской штучки — романа «Саксофон Чингисхана» — Дмитрий Подберезский, вместо того чтобы поэмы в вечность писать, шесть с половиной лет анкетировал музыкантов. Подобная расточительность человеческого материала сбивает меня с «панталыку». Дима, не расходуй себя понапрасну, ты — молодец!
(Нет голосов) |