Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Составитель энциклопедического словаря «Ислам на Урале» рассказал об издании

Составитель энциклопедического словаря «Ислам на Урале» рассказал об издании

Интервью

  • 20 ноября 2009
  • просмотров 12369
  • комментариев 2

Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Соcт. А. Н. Старостин. Отв. редактор Д. 3. Хайретдинов. — М.: Издательский дом «Медина», 2009. — 476 с., ил. — (Ислам в Российской Федерации; Вып. 5).

В конце октября в издательском доме «Медина» вышел в свет энциклопедический словарь «Ислам на Урале», пятый выпуск в серии словарей «Ислам в Российской Федерации».

На сегодняшний день это самый «толстый» из изданных словарей серии. Его объем составляет 476 страниц. Над более чем 500 словарными статьями трудились почти 50 авторов. Словарь обобщил весь имеющийся на сегодняшний день в уральских регионах опыт изучения тюрко-мусульманского наследия и впервые ввел в научный оборот значительный массив неопубликованных ранее исторических источников и документов, как по истории ислама и мусульман, так и по его современному положению. По мнению посмотревших его специалистов, словарь, без сомнения, займет достойное место в историографии Уральского региона и России в целом. В начале декабря презентация словаря пройдет в ряде городов Урала. О том, как шла работа над словарем и что в нем может найти читатель, мы разговариваем с составителем словаря, историком и журналистом, обозревателем портала IslamRF, аспирантом исторического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького Алексеем Старостиным.

Алексей Старостин— Алексей Николаевич, расскажите, как начиналась работа над словарем?

— Словарь создавался многими людьми. Без их поддержки и желания ничего бы не получилось. А началось все 18-19 июня 2007 г. на международной конференции «Методология исследований в области ислама» в одном из отелей Подмосковья, где я впервые познакомился с редакторами серии словарей «Ислам в РФ» Дамиром Мухетдиновым, Айдаром Хабутдиновым и Дамиром Хайретдиновым. Тогда был издан только словарь «Ислам на Нижегородчине», но у ИД «Медина» были наполеоновские планы и они искали людей в регионах. Когда мы познакомились поближе, они предложили мне заняться поиском материалов и авторов для словаря «Ислам на Урале». Если честно, я был полном недоумении. На 2007 г. по этой тематике практически не было научных публикаций, сам я больше занимался Ираном и не был знаком с людьми, изучающими уральский ислам. Но, как говориться, нет ничего невозможного. Если история этой проблемы не написана, то ее надо было написать! Нашлись и люди, которые помогали, нашлась и масса документов, лежащих в архивах, к которым еще не обращались исследователи.

— Сложно ли было искать материалы и специалистов?

— Я бы сказал, что в этой работе была последовательная цепь удачных совпадений. Сам я в то время вел телепрограмму «Ислам сегодня» на одном из екатеринбургских телеканалов, поэтому мне, как журналисту, приходилось общаться с множеством людей: имамами, муфтиями, активистами мусульманских общин, простыми верующими, пожилыми аксакалами. Записывая с ними интервью, я всегда старался задать вопросы по истории их мусульманской общины, о том, как она существовала в советское время, и как происходило религиозное возрождение в 1990-е гг. с тем, чтобы в последующем использовать эти интервью как исторический источник. Для этого я старался использовать метод oral history, делая интервью полуструктурированными с наличием обязательных вопросов. Также очень пригодились методики визуальной антропологии, которым нас научили в университете на истфаке. Хочу сказать огромное спасибо Духовным и Казыятским управлениям мусульман, руководство которых, зная о подготовке словаря, разрешило поработать в своих текущих архивах, познакомиться с документами по истории мусульманских общин и мечетей. Удалось найти массу интересного материала. Приезжая в какой-то город, мне всегда выпадало счастье встретить замечательных людей, которые хоть сами и не стали авторами словаря, но оказали огромную помощь в его появлении. Так, в Челябинске, когда я работал в архиве и знакомился с людьми, мне повезло встретиться с замечательной женщиной – руководителем благотворительного фонда «Юлдаш» Жамилей Рамазановной Мавриной. Она очень помогла встретиться с нужными людьми. В этот момент ее друг Марат Агзамович Бахтиев с дочкой Настей собирались ехать в Троицк и предложили нам поехать с ними. Так я оказался в этом знаменитом городе – старинном центре исламской культуры. За день я успел собрать столько исторического материала, который разбирал потом полтора месяца. К сожалению, и Марата Агзамовича, и Жамили Рамазановны уже нет в живых. Я все время вспоминаю этих людей. Точно также мне помог председатель мусульманской общины г. Шадринска Рафкат Фаузулин, с которым мы объехали ряд татарских деревень Курганской области. Неоценимую помощь оказали супруги Рафаил и Расима Сафины из Красноуфимска и многие другие. Всем им огромное спасибо!

— А что за удачные совпадения, о которых вы говорили?

— Их было множество, но приведу лишь один пример. С самого начала работы мне удалось познакомиться с талантливым человеком, знатоком татарской истории Урала Рустамом Бикбовым. Он много лет посвятил работе в архивах, собрал множество интересных документов по истории ислама и татар. Хотя к моменту нашего знакомства он несколько отошел от нее, но идея словаря его заразила, и он вновь вернулся к архивной работе. Он собирался в пермский архив, а тут его пригласили посетить открытие новой мечети в деревне Ахмади в Республике Удмуртия. Дело в том, что предки Рустама Бикбова были муллами этой деревни. Он съездил и в Пермь, и в Ахмади. Благодаря этой поездке он познакомился с имамом соседней д. Кестым, историком Ильмиром Касимовым и у него возобновились контакты с историком, к.и.н. Дианой Габдулловной Касимовой. Чуть позже с ними познакомился и я. Эти замечательные люди также стали авторами словаря и написали практически все статьи по Удмуртии.

— Как шла совместная работа с авторами из разных регионов?

— Очень плодотворно. У нас написана масса совместных статей. Дело в том, что из-за многочисленных административно-территориальных преобразований ХХ века документы по одному городу или человеку оказались в самых разных архивах. Именно здесь было поле для взаимодействия. Екатеринбургские авторы дополняли удмуртских и челябинских, оренбургские – челябинских и екатеринбургских, московские и казанские – региональных исследователей. К примеру, оказалось, что до революции Вятка и Екатеринбург были очень тесно взаимосвязаны, многие исламские и политические деятели действовали в обоих регионах. Отсюда появилась замечательная статья про революционных деятелей братьев Галиуллу и Самигуллу Касимовых, первого екатеринбургского имама Г.Г. Габдель-Вагапова и др. Хочу сказать слова благодарности моим оренбургским коллегам-историкам Денису Денисову и Константину Моргунову. С первым у нас получились хорошие статьи по мусульманским общинам ряда городов Челябинской и Курганской областей. Он писал по дореволюционному периоду, я – по советскому времени и современности. Со вторым получились полновесные статьи по мусульманским этносам и мигрантским сообществам Урала: казахам, киргизам, таджикам, узбекам, азербайджанцам, вайнахам, дагестанцам и др. И таких примеров множество. В результате работы над словарем у нас образовалась целая межрегиональная исследовательская команда.

— Чем словарь «Ислам на Урале» отличается от других изданий серии?

— Опыт четырех предыдущих словарей выявил основные темы, которым посвящены словарные статьи: истории мусульманских общин, мечетей, археологические и исторические памятники, культурные объекты, миграция, общественные, политические и религиозные деятели и т.д. Логично, что этот набор повторяется и в уральском томе. Читатели смогут узнать о судьбе дореволюционных, советских и современных имамов, истории мечетей, памятников, событий и явлений. Но в то же время том несколько отличается от своих предшественников. Так, помимо исторического описания мечетей в словарных статьях данного тома приводится и их архитектурное описание. Значительное внимание уделено миссионерской деятельности по отношению к мусульманским народам со стороны православной церкви. Еще одно отличие – большое количество статей по истории мусульманских общин конкретных городов, в особенности заводских поселений, что является отличительной особенностью Урала. Отличают словарь и многочисленные социологические статьи, например, «Типология закрытия мечетей Южного и Среднего Урала в 1920-30-е гг.», в которой обобщена практика закрытия мечетей и их последующего возврата общинам.

— Какова на сегодняшний день изученность проблемы, есть ли интерес у уральских историков к исламской тематике?

— Я уже говорил, что два с половиной года назад по этой теме практически ничего не было написано. Очень приятно, что за время работы над словарем многие авторы словаря и другие исследователи издали отдельные монографии и научные статьи по исламской проблематике в Оренбургской, Свердловской, Челябинской областях, Пермском крае. Готовятся к изданию новые книги в Оренбургской области и Удмуртии. Можно сказать, что работа над словарем «подстегнула» исследователей глубже заняться этой темой. И это естественно, ведь имея богатый материал, трудно уместить его в небольшую словарную статью, хочется дать ему самостоятельную жизнь в виде статьи или книги. Готовятся к защите кандидатские и докторские диссертации. Так что сегодня историографическая ситуация более благополучна, чем еще два года назад. Но сам энциклопедический словарь «Ислам на Урале», без сомнения, новое слово в уральской историографии. В нем в сжатом и структурированном виде сведен такой массив информации, которого раньше не было нигде. Но исследования по самым разным темам необходимо продолжать и углублять. Исламоведов на Урале по-прежнему единицы. Хочется надеется, что после презентации и поступления в продажу это издание найдет своих читателей и еще больше историков, этнологов, социологов обратят свое внимание к теме ислама в Уральском регионе. Словарь будет им в этом хорошим подспорьем.

Беседовала Эльвира Арифулина

На фото — Алексей Старостин


  • Теги
  • Алексей Старостин
  • Ислам в Российской Федерации
  • Ислам на Урале
  • Курганская область
  • Медина
  • Оренбургская область
  • Пермский край
  • Республика Коми
  • Свердловская область
  • Удмуртия
  • Урал
  • Челябинская область
  • ислам
  • энциклопедический словарь

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.2)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Отрадно, что в наше неспокойное время все же находятся такие молодые энтузиасты, которые искренне желают сохранить историческое наследие российских регионов.
    Печально Жаль только лишь, что государство не принимает в этом никакого участия: по крайней мере, автор энциклопедии "Ислам на Урале" об этом не упоминает... Очень грустно
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Елена Шутько пишет:
    Отрадно, что в наше неспокойное время все же находятся такие молодые энтузиасты, которые искренне желают сохранить историческое наследие российских регионов.

    Печально Жаль только лишь, что государство не принимает в этом никакого участия: по крайней мере, автор энциклопедии "Ислам на Урале" об этом не упоминает... Очень грустно


    Хм-м. На мой взгляд, это несколько однобокий взгляд на историческое наследие, и рассматриваться все события в нем будут исключительно сквозь призму Ислама. Скептически Отсюда наверное и отсутствие участия государства, кстати, напомню, оно у нас светское.
    • 0/0