Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Народы и религии мира

Рецензия

  • 1 февраля 2000
  • просмотров 13318
Народы и религии мира: Энциклопедия/ Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Рос. Акад. Наук (Москва); Гл. ред. В. А. Тишков; Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая рос. энцикл., 1998. — 928 с.: ил.; 27 см. — ISBN 5-85270-155-6.
Суперобложка энциклопедии «Народы и религии мира» (1998)Энциклопедия «Народы и религии мира» подготовлена на основе изданного в 1988 г. издательством «Советская энциклопедия» историко-этнографического справочника «Народы мира», который более десятилетия был первым и единственным отечественным изданием энциклопедического характера по этнографической тематике. Только что изданная энциклопедия «Народы и религии мира» отражает новейшие достижения отечественной этнологии и религиоведения. Этот фундаментальный труд — результат научно-исследовательской работы большого коллектива ученых, и прежде всего сотрудников Института этнологии и антропологии Российской академии наук.

Сравнивая эти два издания, легче выявить достоинства более поздней по времени публикации. Рецензируемое издание не только характеризуется новыми подходами, но и отличается от предыдущей работы структурой. Как видно из названия нового труда, в нем теперь уделяется значительно большее внимание проблемам религии. В рецензируемой работе четыре раздела (т. е. на один раздел больше, чем в издании 1988 г.): теоретическое введение, статьи о народах, статьи о конфессиях и заключительный раздел «Общие понятия и термины». В приложении помещен указатель этнонимов, содержащий многие сотни названий, а также словарь (глоссарий) специальных этнографических терминов.

Большой переработке, дополнениям и уточнениям подвергся второй раздел книги. Статьи его содержат сведения о названиях народов (из чего ясно, что далеко не всегда принятое в научной литературе — и, кстати, не всегда единое — название совпадает с самоназванием), их географическом расселении, языке и характере письменности, религиозной принадлежности, численности, а также чисто этнографические данные об этногенезе и этнической истории, о социальной структуре, хозяйственных занятиях, типах жилища, одежде, пище, фольклоре и т. д.

Полное текстуальное совпадение присутствует лишь в отдельных статьях (например, статья об андоррцах). Количество представленных народов и этнических групп значительно расширено (добавлено около 250 статей). Это сделано, в частности, за счет более полной информации о народах и этнических группах бывшего Советского Союза. Появились новые статьи о малочисленных народах России и других стран СНГ (бесермяне, памирские народы и др.), которые ранее учитывались в составе более крупных народов. Информацию об андо-цезских народах, которую ранее можно было получить в одной сравнительно небольшой статье, теперь можно почерпнуть как в обобщающих статьях об андийских и цезских народах, так и в отдельных статьях об андийцах, ахвахцах, багулалах. ботлихцах, годоберинцах, каратинцах. гиндалах, чамалалах, а также гинухцах, гунзибцах, бежтинцах, хваршинах. Значительно расширена информация и о народах, населяющих другие континенты. Например, в энциклопедию включено много новых статей об этнических общностях островов Тихого океана. Эти общности крайне малочисленны и известны далеко не всем дипломированным этнологам. В новом издании энциклопедии появилась статья о южноафриканцах, но зато исчезла статья о югословенах, которая в предыдущем издании была призвана свидетельствовать о становлении югославского самосознания и «новой этнической общности, возникшей в условиях социалистической Югославии».

Уточнены названия отдельных народов (например, вместо статьи «Алжирские арабы» в новом варианте присутствует статья «Алжирцы», а вместо статьи «Англо-австралийцы» — «Австралийцы» и т. д.). В подобных статьях названия народов даны не в соответствии с их этническим происхождением, как прежде, а исходя из страны обитания, что снимает всякие упреки в возможной приверженности к колониализму или европоцентризму.

Статьи о народах, имеющих свою государственность, снабжены также краткими историческими очерками. Уточнены и обновлены данные о численности народов, хотя сведения о народах России в основном базируются на результатах последней переписи населения СССР, которая прошла в 1989 г. К сожалению, в связи с переносом очередной переписи населения РФ мы не получим новых данных в течение последующих нескольких лет.

Следует особо отметить, что в настоящем издании отсутствует свойственная предыдущему варианту зашоренность советской науки, авторы отказались от системы методологических догм, которые были обязательны при рассмотрении народов и этнических общностей, особенно живущих на территории бывшего Советского Союза. Статьи о народах сейчас носят более информативный и объективный характер. Количество статей пополнилось за счет включения в энциклопедию таких народов, как, например, турки-месхетинцы, есть статья о ранее замалчиваемых финнах-ингерманландцах. В переработанной статье «Греки» теперь дается подробная информация об этнических общностях греков в России, на Украине, в Грузии. Армении, Казахстане. В статье о немцах существенно расширен раздел о немцах в России. В новом издании, естественно, нет вывода, содержащегося в предыдущем, о существовании «в силу исторических условий» двух немецких наций: социалистической и буржуазной. Очень взвешенная статья о чеченцах, в которой нет даже упоминания о российско-чеченском конфликте нынешнего десятилетия, — результат работы целого коллектива авторов. Однако в статье об ингушах последняя война в Чечне упомянута.

По-новому представлена информация о латышах, литовцах и эстонцах, хотя за основу и были взяты статьи, написанные прибалтийскими авторами для предыдущего издания. Обязательный ранее в статьях о народах бывших союзных республик вывод о преобразовании соответствующих наций в социалистические теперь, разумеется, отсутствует. Естественно, что статьи о народах, ранее входивших в СССР, оказались переработанными в большей степени, нежели статьи о западноевропейских народах. В статье об украинцах теперь можно найти упоминание о пагубных последствиях насильственной коллективизации и голода 1932—1933 гг. Те статьи, которые присутствовали и ранее, значительно расширены. Это касается, например, статьи «Евреи», в которой особенно значительно расширена часть «Евреи России». Отдельно представлены в словнике горские евреи, евреи грузинские, евреи среднеазиатские. Таким образом, можно сказать, что энциклопедия является наиболее полным и объективным отражением современной этнической картины мира в новейшей научной литературе на русском языке.

Составление справочников по религиям и конфессиям — дело сравнительно новое для отечественной науки. Разумеется, недостатка в атеистических словарях и «спутниках атеиста» не было и раньше, но они всегда были построены на твердой идеологической основе, присущей советскому периоду истории нашей страны. Что касается данной работы, то прежде всего бросается в глаза огромная ценность представленного материала: подобраны сведения не только о всех мировых и национальных религиях, но и самых мелких церквах, приведены данные об их численности и географическом распространении, структурной организации.

Наиболее полно освещены три мировые религии: христианство, буддизм и ислам. Одна из наиболее солидных статей — статья о православии. В ней, отказавшись от прежних атеистических и антиклерикальных позиций, автор (О. Е. Казьмина) подробно характеризует как догматические особенности православия, так и обрядовую сторону, историю возникновения и развития конфессии, ее современное состояние, расселение верующих по регионам России и других республик. По аналогичному плану построена статья «Римско-католическая церковь» (автор П. И. Пучков). Такое название статьи (а не «Католичество») не бесспорно: самими католиками оно почти не употребляется; вместе с тем используемое ими понятие «римская церковь» отсутствует.

Все прочие статьи имеют подобную структуру, которая отражает как историю возникновения, так и современное состояние культа. Статьи дают представление и о том, к какой конфессиональной общности относится та или иная церковь, существует ли у нее какое-либо альтернативное название и т. д. Вместе с тем было бы весьма желательно введение в словник статей, не содержащих конкретной информации, а отсылающих читателей к другим статьям.

В четвертый раздел введены социально значимые понятия и термины, которые отражают современное состояние общества и новый уровень развития отечественной этнологии. Заново написаны статьи о таких понятиях, как «автономия», «ассимиляция», «интеграция», «конфликт этнический», «национализм», «национальная политика», «нация», «самосознание этническое» (автор В. А. Тишков). Одно перечисление названий этих статей погружает читателя в самый центр межэтнических и политических противоречий, сразу заставляет вспомнить о многочисленных конфликтах на национальной почве как на постсоветской территории, так и за рубежом, объективно отражает современные процессы интеграции и регионализации. Пересмотрены все классические этнографические понятия: «род», «клан», «патрилинейность», «матрилинейность», «родство» и многие др. В статьях сообщается о том, как эти понятия трактовались ранее и как они рассматриваются с точки зрения современной науки. Большое достоинство этих статей — их открытость, оставляющая возможность для дальнейших обсуждений и уточнений этих понятий.

Хотелось бы пожелать авторам вынести в раздел понятий и терминов и те, что относятся к конфессиональной части работы. Тогда в этом солидном труде нашлось бы место таким понятиям (кстати, большинство из них присутствовало в предыдущем варианте), как «пантеизм», «монотеизм», «ереси» «сектантство» и др., а также таким явлениям современной жизни, как «экуменизм», «церковь молчания».

Большое достоинство издания — наличие богатого иллюстративного материала, дающего представление о этнических типах, национальном костюме, особенностях типов жилища, что делает изложение наглядным и доходчивым.

Вместе с тем авторам этого труда хотелось бы выразить и ряд пожеланий. Например, в предыдущем варианте книги очень удачно дополнение ее картами и таблицами, которые дают наглядное представление о расселении народов по континентам и языковых ареалах. Читателю, желающему, к примеру, ознакомиться только с характеристикой народов, живущих на территории Азии, легко выбрать эти народы из общего текста.

Подобные соображения ни в коей мере не снижают ценности рецензируемого труда, являющегося важным итогом плодотворной научно-исследовательской работы большого коллектива ученых. Публикация имеет большое научное и практическое значение для читателей.
  • Теги
  • ИЭА РАН
  • Народы и религии мира
  • Народы мира
  • Советская энциклопедия
  • народы мира
  • религии
  • религии мира
  • религиоведение
  • энциклопедия
  • этнография
  • этнология
  • Библиографическое описание ссылки Токарева Е. С. Народы и религии мира// Этнографическое обозрение. — 2000. — N 1. — С. 163-165.

(Голосов: 1, Рейтинг: 2.93)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация