Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Памятник эпохи Гутенберга

Памятник эпохи Гутенберга

Интервью

  • 14 Августа 2003
  • просмотров 4827
Чупринин С. И. Новая Россия: мир литературы: энцикл. слов.-справ./ [Федер. прогр. книгоизд. России]. — М.; СПб.: Рипол Классик : Пропаганда, 2002 — 2003. 
Т. 1: А — Л. — М.: Рипол Классик, 2002. — 830 с. — Библиогр.: с. 830 и в конце ст. — 5000 экз. — ISBN 5-7905-1662-9 (в пер.). 
Т. 2: М — Я. — СПб.: Пропаганда, 2003. — 927 с. — Библиогр. в тексте. — 5000 экз. — ISBN 5-94871-004-1 (в пер.). — ISBN 5-9560-0157-7 (в пер.).

Чупринин С. И. Новая Россия: мир литературы: энцикл. слов.-справ. — М.: Вагриус, 2003. 
Т. 1: А — Л. — 831 с. — Библиогр.: с. 830-831 и в тексте. — 2000 экз. — ISBN 5-9560-0156-9 (в пер.). 
Т. 2: М — Я. — 927 с. — Библиогр.: с. 926-927 и в тексте. — ISBN 5-9560-0157-7 (в пер.).

Закончено издание книги литературного критика, главного редактора журнала «Знамя» Сергея Чупринина «Новая Россия: мир литературы: энциклопедический словарь-справочник в 2-х томах». В нем впервые собраны сведения обо всех или почти обо всех современных русских писателях, имеющих книги, — будь то в России, зарубежье ближнем или дальнем. С изданием самой книжки, которой, кажется, нет аналогов в мировой издательской практике, вышедшей в рамках Федеральной программы книгоиздания России, получилась отдельная история, на которой подробно мы останавливаться не будем. Достаточно сказать, что предпечатная подготовка издания осуществлялась, как нам известно, в издательстве «Вагриус». Между тем первый том справочника появился в прошлом августе под маркой московского издательства «Рипол Классик», а том второй вышел совсем недавно с выходными данными питерского издательства «Пропаганда». Оформление — одно и то же. Да и труд тот же, просто разделенный на два тома. Но это к русской литературе не относится — а с Сергеем Чуприниным мы старались говорить именно о ней и о его словаре.

— Сергей Иванович, как долго вы работали над своим словарем-справочником?

— Работа заняла около восьми лет, и на самом деле итог все равно несовершенен. Потому что в принципе справочник задуман как энциклопедия если не сегодняшнего дня, то вчерашнего. Потому что каждый новый день, каждый новый месяц появляются новые авторы, вносятся уточнения в старые словарные статьи, я узнаю что-то новое об уже знакомых персонажах и так далее. Именно поэтому все было так долго, и любой человек, открывший этот словарь, обнаружит его несовершенство. Кто-то пропущен, о ком-то сказано слишком мало, где-то наверняка есть ошибки. Я это знаю лучше многих и буду благодарен всем, кто мне на них укажет, потому что я продолжаю работу и теперь, когда словарь уже вышел. Было бы хорошо, если бы ко мне обращались, к примеру, по электронной почте (chuprinin@mtu-net.ru).

Эта книга — отчасти памятник эпохи Гутенберга, потому что здесь задействованы только авторы печатных изданий и речь идет только о печатных публикациях. Сетевых здесь нет вообще. Тем не менее, как это ни парадоксально, наиболее удобной для пользования версией этой энциклопедии была бы электронная база данных. Над ней-то я сейчас как раз и работаю.

— Каков принцип подбора информации?

— В последние несколько лет идет процесс «инвентаризации» наличного литературного хозяйства России. Чуть ли не каждый второй критик составляет сейчас свою «полку» самых интересных, лучших, талантливейших писателей. Причем критики самые разные — в диапазоне от Славы Курицына до, скажем, Александра Архангельского. Издательства выпускают антологии, сборники, тоже пытаясь инвентаризировать русскую литературу — опять-таки в диапазоне от «Вагриуса», которое выпустило четырехтомник прозы «Новая Россия», до издательства «Захаров», сделавшего сборник лучших современных рассказов.

Мой проект возник еще в начале 1990-х годов, на фоне полного распада информационного поля, отсутствия сведений о том, кто вообще сейчас пишет, жив ли тот или иной писатель, пишет ли он, либо занялся бизнесом, уехал в Австралию, или что-то еще... И от составляющихся сейчас списков Архангельского, списков «Вагриуса» или списков Курицына моя работа отличается одним принципиальным обстоятельством.

В мой словарь включены сведения обо всех известных мне литераторах. Критериев художественной ценности, идеологической близости, местоположения автора, его возраста, принадлежности к той или иной группе просто нет! Я придерживаюсь лишь формальных критериев, первый и главный из которых — наличие одной отдельно изданной книги. Вышла книга, говорю я, значит, писатель. Не вышла — тогда в свой словарь не включаю. Второй важный критерий — что вообще такое русская литература (с ударением на эпитете)? Это литература русских людей по национальности (есть ведь такая точка зрения)? И потому, скажем, известный словарь под редакцией Петра Алексеевича Николаева «Русские писатели ХХ века» не включает в себя Геннадия Айги и Чингиза Айтматова на том основании, что первый — чуваш, второй — киргиз. Хотя и тот и другой пишут по-русски.

— Но у вас, с другой стороны, есть и писатели, живущие, как теперь говорят, в ближнем зарубежье. И пишущие, в основном, не на русском языке.

— Для меня и соответственно для моего справочника русская литература — это все, что написано на русском языке. Поэтому здесь есть, например, Василь Быков, который писал на белорусском, но сам же переводил свои произведения на русский язык, и они стали фактом русской литературы, а также и многие другие авторы. Или, скажем, писатели, живущие в Израиле, если они пишут по-русски, для меня тоже писатели русские. И не важно, кем они сами себя воспринимают.

Третий принципиальный подход заключается в том, что в этот словарь включены не только поэты и прозаики, как обычно, но и сведения о критиках, литературоведах, переводчиках, издателях, редакторах — словом, обо всех, кто выступает в роли игрока на литературном поле. Я убежден, что в ряде случаев тот или иной критик или переводчик гораздо больше сделал для русской литературы, чем многие романисты или стихотворцы.

— Насколько полны сведения о писателях?

— К сожалению, сведения о разных литераторах разнятся. О некоторых у меня полная справка, а кто-то упомянут лишь как автор всего одной книги — и больше я ничего о нем не знаю. Но тем не менее он существует, и мне хотелось бы, чтобы хоть одной зарубочкой он в словаре был. Для следующего переиздания, буде таковое случится, и, разумеется, для электронной версии, над которой я работаю, эти сведения будут пополнены. А пока получилась энциклопедия даже не вчерашнего дня, а прошлого года — и, на мой взгляд, это ужасно.

Ну а информационные источники текста — прежде всего печатные, а также всякие интервью, аннотации, интернет и собственно книги. Есть, конечно, книжки, которые не оказались в поле моего внимания. Но самое главное, что часто приходилось доверять не самым достоверным источникам. Именно поэтому в двухтомнике наверняка есть ошибки и пробелы. Но сама затея из тех начинаний, в которых невозможно остановиться. Всегда будет появляться новая информация.

— Немного о структуре справочника. Книга — просто перечень авторов русской литературы?

— Книга состоит в основном из персоналий, что занимает полтора тома, а также приложений, где есть сведения обо всех попадавшихся мне на глаза литературных периодических изданиях, альманахах, газетах, периодических сборниках. Есть и сведения об известных мне писательских организациях, а также литературных премиях и конкурсах, имеющихся в нашей стране.

— И сколько их?

— Их у нас более 300! К сожалению, этот материал нигде не обобщен, но это больше, чем в США, хотя все еще меньше, чем во Франции.

— А как вы сами использовали бы этот справочник, не будучи его составителем?

— Прежде всего он предназначен для профессионалов, тех, кто работает со словом — это литераторы, переводчики, редакторы, зарубежные слависты — тысячи людей. А также, как говорят, для широкого круга читателей, тех, кому интересно, что представляет собой ландшафт современной русской литературы. Здесь, еще раз повторюсь, мой подход совершенно безоценочный. У меня все литераторы равны между собой, как в каталоге Ленинской библиотеки. Или как граждане согласно Конституции.

— Кто вам помогал в работе?

— В течение многих лет я занимался этим один, затем этот проект привлек внимание Фонда Сороса — он выделил какие-то деньги для работы, и я смог привлечь некоторых сотрудников. Главным образом это провинциальные литераторы — все они перечислены во введении. Вы понимаете, что собрать сведения о провинциальных писателях, сидя в Москве, невозможно.

— И напоследок, каков лично для вас итог — по обозрению, как вы говорите, ландшафта русской литературы?

— Что касается проекта в целом — это, разумеется, горизонтальный срез современной литературы — без выделения гор или, напротив, долин. Да, у нас именно такие писатели! Но, на мой взгляд, русская литература сейчас совсем в неплохой форме. Она столь безбрежна, столь многослойна, разноуровнева и разбита по разным отсекам, что кто-то должен был попытаться охватить весь ландшафт.

Поэтому этот проект вполне постмодернистский — вне различения добра и зла, верха и низа, того, что замечательно и что безобразно или интересно только самому автору и членам его семьи. Поскольку здесь несколько десятков тысяч персонажей.

— А если бы вы делали свой личный выбор, насколько бы уменьшился ваш словарь?

— В течение всего времени, когда я работал над словарем, у меня было нечто вроде шизофрении. Потому что как литературный критик я признаю какое-то количество писателей. Как редактор литературного журнала — отношусь к литературе еще строже. А сейчас на основе словаря я готовлю гораздо более отобранную книгу, она должна выйти осенью в издательстве «ОЛМА-Пресс» и называется «Путеводитель по современной русской литературе». Там будет около 100 имен — но и это очень много, правда, и там я ухожу от своих оценок. Туда будут включены писатели, которые, на мой взгляд, наиболее актуальны сейчас — люблю я их или терпеть не могу! Ну что я могу поделать, если Владимир Сорокин и Дарья Донцова сейчас актуальны?

  • Теги
  • Вагриус
  • литература
  • Новая Россия: мир литературы
  • Пропаганда
  • Рипол Классик
  • Россия
  • русская литература
  • Сергей Чупринин
  • современная литература
  • энциклопедический словарь
  • энциклопедический справочник

(Нет голосов)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация