Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Дети капитана Гранта

Актеры отечественного кино: энциклопедия. В 4 томах. Том 1. А — Д

Рецензия

  • 1 августа 2012
  • просмотров 2823
Актеры отечественного кино: энцикл.: [в 4 т.]/ Гильдия актеров Союза кинематографистов Рос. Федерации, Гос. центр. музей кино; [Авт.-сост.: М. Кравченко, А. Тремасов при участии Л. Пшеничной]. — М.: ИнформБюро, 2012 — . — 25 см. — ISBN 978-5-904481-74-2.

Т. 1: А — Д. — 2012. — 743 с.: портр. — 1300 экз. — ISBN 978-5-904481-75-9 (в пер.).

О, дорогой читатель, ты вправе воскликнуть: «Полноте, каких только справок нет об актерах в Интернете! Зачем нужны подобные фолианты? Разве не заканчивают они свою жизнь в пыли библиотечных антресолей?»

Нет, наш уважаемый любитель чтения, увы, ты не прав — к сожалению, приводимая в Сети информация часто оказывается попросту недостоверной и недобросовестной. Недаром на состоявшейся в Центральном доме кино презентации одного из крупнейших книжных проектов в области издательской деятельности, посвященной кинематографу, — четырехтомника «Актеры отечественного кино. Энциклопедия» (авторы-составители Марина Кравченко, Алексей Тремасов при участии Людмилы Пшеничной) — известный актер Московского Театра сатиры Юрий Васильев говорил, например, о том, что интернет-авторы частенько приписывают ему кинороли, сыгранные однофамильцами. Так что Интернет Интернетом, а справочная литература вещь нужная и необычайно полезная.

Выходит издание под эгидой Гильдии актеров Союза кинематографистов России и Государственного центрального музея кино. Совсем недавно из печати вышел первый том «А-Д» (М.: ИнформБюро, 2012). Как и положено энциклопедии, книга эта большого формата. Том объемистый — в нем семь с половиной сотен страниц. На них размещено около двух тысяч справочных статей об актерах, снимавшихся в кино России/СССР/России с 1908 года (года рождения отечественного игрового кино) по наши дни. Фильмографии — очень подробные, включают в себя участие не только в полнометражных, но и короткометражных фильмах. Не только в кинофильмах, но и телефильмах, и даже телеспектаклях.

Справочник подобного рода ранее выходил из печати лишь однажды. Это был подготовленный Госфильмофондом России трехтомник «Актеры советского кино» (М.: Нива России, 1995). Но он в целом содержал лишь около тысячи биофильмографических справок, и в нем по сравнению с нынешним не рассматривался дореволюционный кинематограф. Кроме того, старый справочник не помещал справки на тех актеров, что работали в кино от случая к случаю. Был чувствителен он и к степени известности артистов — как общей, так и кинематографической. Что касается нынешнего издания, то его задача принципиально иная.

«Нам хотелось, — пишут составители в предисловии, — вспомнить как можно больше артистов. Мы не руководствовались устоявшимися стереотипами: известность, полученные почетные звания, количество ролей и т. п. Нам было важно зафиксировать участие в конкретном фильме конкретного актера — вне зависимости от его регалий».

В «Актерах отечественного кино» есть упоминание об артистах, участвовавших лишь в одной экранной роли. На наш взгляд, это просто прекрасно. И вот почему. По-разному складываются людские судьбы. Кинозрителям многих поколений хорошо, например, запомнилась актриса Лина Бракните, сыгравшая главную роль в фильме «Три толстяка» (1966). Этой актрисе-подростку довелось сыграть всего лишь шесть ролей. Как часто бывает с актерами-детьми, взрослая жизнь Лины в дальнейшем не была связана ни с кинематографом, ни вообще с искусством. Тем не менее эти роли просто просились на справочные страницы. Имя другого актера-ребенка — Андрея Войновского — и вовсе ничего не скажет нынешнему читателю. Но ведь именно он сыграл главную роль Бори Збандуто в и ныне популярном фильме «Чудак из 5-го «Б» (1972). Став взрослым, Андрей дважды «тряхнул стариной», сыграв в фильмах «Трое на шоссе» (1983) и «Радости земные» (1988). Всего же им было сыграно одиннадцать ролей, — относительно немало.

Еще одной характерной причиной обрыва кинематографической карьеры был в советские времена отъезд в другую страну. Актриса Наталья Воробьева явно не избалована вниманием справочников. До переезда в середине 70-х годов в Югославию (пробить «брешь» в тогдашнем «железном занавесе» помог брак с иностранцем) она успела сыграть лишь 15 небольших ролей. Но каких! Не единожды автор настоящих строк слышал озадаченное вопрошание о яркой роли: «А кто же сыграл Людоедку Эллочку в гайдаевских «Двенадцати стульях»?» Наталья Воробьева и сыграла!

Если, переехав за границу, актер не прервал свою экранную карьеру, справочник (редкая особенность!) дотошно фиксирует сделанное им и в другой стране. Так, здесь отображены аж 46 кино- и телеролей, исполненные актером Ильей Баскиным («Большая перемена») в США. В справочнике «Актеры советского кино», для сравнения, приведены всего лишь три иностранные роли знаменитой актрисы Веры Барановской (1885-1935). В новом — 15 ее ролей, сыгранных в Чехословакии, Германии, Франции и Австрии.

Барановская пришла в кино, как это часто бывает, из театра. Отметим: к преимущественно театральным актерам старый справочник был неоправданно суров. В нем нет даже таких известных, оставивших яркий след киноактеров, как Владимир Владиславский (31 экранная роль) и Гликерия Богданова-Чеснокова (27 ролей). В нынешнем справочнике справедливость восстановлена.

Каждая статья в книге сопровождается фотографией. Иногда достаточно одного взгляда на нее, чтобы узнать совершенно забытого актера. Так, на стр. 611 опознаем мы хозяина птичьего магазина из «Семнадцати мгновений весны». Оказывается, виновником яркого экранного переживания был актер Евгений Гуров (1897-1987). А вот распознавание и посерьезнее. На стр. 145 — исполнительница главной женской роли (Мэри Грант) в легендарном фильме «Дети капитана Гранта» (1936). Это Ольга Базанова (1907-1993). Так сложилось, что этой талантливой, причем не театральной, а именно кинематографической актрисе, довелось сняться всего только в 10 фильмах, из них 6 ролей были эпизодическими.

Полнее, чем прежде, освещает монография и знаменитые актерские династии. Династия Баталовых представлена не только маститыми актерами Николаем и Алексеем, но и менее известным артистом Владимиром Баталовым (Аталовым), братом Николая и отцом Алексея. Вертинские представлены не только широко известными Александром, Анастасией и Марианной, но также и Лидией Вертинской, женой Александра Вертинского и матерью Анастасии и Марианны. А из Боярских представлен не только Михаил, но также даны статьи еще о трех актерах этой замечательной династии.

В словнике нового справочника читателю встретится немало имен «варягов» не только из театра, но также из эстрады и цирка. А также и актеров-непрофессионалов. Как, например, упоминавшаяся Лидия Вертинская, по специальности художник-график. Излишне говорить, что через фильтр отбора старого справочника актеры-непрофессионалы не прорывались, если речь не шла о таких экстразнаменитых фигурах, как, скажем, Юрий Визбор. Между тем типажи в кино (Лидия Вертинская — прекрасный типаж романтической аристократки с отрицательным обаянием) — тема интереснейшая!

Многое можно было бы рассказать о любопытных особенностях новой энциклопедии. Вернее, пока ее только вышедшего первого тома. Дотошность, конечно, вещь хорошая. Но стоит она немалого труда. Поэтому пожелаем составителям и издателям «Актеров отечественного кино» успешно довести свое масштабное дело до конца, не оставив «белых пятен» в актерской истории прошлого.

  • Теги
  • ГАКР
  • ИнформБюро
  • СКР
  • биографии
  • биографическая энциклопедия
  • история кино
  • кинематограф
  • кино
  • киноактеры
  • отечественное киноискусство
  • российское киноискусство
  • фильмографии
  • Библиографическое описание ссылки Фишкин И. Дети капитана Гранта// Ролан. — 2012. — № 6.

(Нет голосов)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация