Интервью
- 29 сентября 2004
- просмотров 1891
Сегодня у
Большой российской энциклопедии уже более 10 тысяч подписчиков. Факт встречи читателя с долгожданным изданием примечателен еще и тем, что
том «Россия» признан «Книгой года» в рамках национального конкурса книгоиздателей на ХVII Московской международной книжной ярмарке. О том, какие открытия ждут читателя под обложкой вводного тома, кто участвовал в его подготовке и как продвигается работа над проектом в целом, рассказывает главный редактор издательства «Большая российская энциклопедия»
Сергей Кравец.
— Книгу, как и человека, встречают «по одежке». Выбор оформления — это чей выбор?
— Был объявлен конкурс, различные варианты обсуждались с участием членов научно-редакционного совета и специалистов нашего издательства. К счастью, мнения совпали: утвержден дизайн переплета, который предложил Виктор Кучмин.
— В таком же переплете будут выходить и все последующие алфавитные тома — не только вводный?
— Да, в таком же двусоставном переплете: темно-синий корешок и бежевое, под цвет слоновой кости, основное поле обложки с тиснением золотистой фольгой. Вообще мы много внимания уделили тому, каким будет переплет. Для этого пришлось закупить немецкое оборудование — оно позволяет делать корешок с так называемой «гильзой». Это гарантирует прочность многостраничного тома и удобство при работе с ним. Американцы, например, применяют специальные скобы из пластмассы, но нам это не подходит — книга плохо раскрывается.
— А у пользователей Большой Российской энциклопедии не будет с этим проблем?
— Думаю, не будет. Хотя во вводном томе 1008 страниц. Есть оглавление и обширный именной указатель — почти 40 страниц, без которых сложно было бы работать с представленным материалом. По структуре — это сборник очерков, отражающих все стороны жизни нашей страны, — геологическое строение земель, климат, экономика, история, философия, литература, государственное устройство... В работе над энциклопедией мы следовали и следуем двум принципам: достоверность и актуальность.
— В чем конкретно это проявлялось?
— Наши редакторы имели дело с наиболее компетентными специалистами в разных областях знаний и практической деятельности. И прежде всего их привлекали в качестве авторов. К примеру, в разделе «Экономика» вводный очерк написан Владимиром Мау, а Герману Грефу принадлежит статья «Социально-экономическая политика и место России в мировой экономике». В связи с огромным отрывом реальной жизни от ее академического изучения — а это наблюдается уже несколько лет — мы привлекли к написанию наиболее актуальных статей специалистов-практиков на уровне министров и вице-премьеров. Так появились статьи Александра Жукова о бюджетном процессе, председателя Центробанка Сергея Игнатьева — о денежной системе, Алексея Гордеева — о сельском хозяйстве, Андрея Кокошина — по вопросам обороноспособности нашей страны, обеспечения ее безопасности.
— А нет ли здесь опасности конъюнктурных, сиюминутных оценок?
— Мы об этом постоянно помним. И должен сказать, что подавляющее большинство наших авторов и рецензентов — это, конечно, ученые. Причем ученые с мировыми именами: академики Андреев, Виноградов, Гаспаров, Котляков, Фортов, Чубарьян. Статьи по русской философии отрецензировал Сергей Сергеевич Аверинцев, к великому сожалению, ныне уже покойный. Владимир Петрович Козлов, глава Росархива, рецензировал статью по архивным делам, что естественно и закономерно. А на статьи, отражающие динамичные перемены последнего десятилетия, у нас есть рецензии людей, которые играли, мягко скажем, не последнюю роль в этих событиях и процессах. Воссоздавая картину недавнего прошлого, мы пытались избегать оценок и приводить только факты, которые в действительности имели место.
Принципиальный момент, на который мы обращали особое внимание, — время последнего обновления информации. С самого начала мы приняли жесткое решение для самих себя: использовать статистику и фактические данные со сроком давности не более одного-двух лет. Все остальное, если нет никакой возможности получить более свежие данные, только в порядке исключения. То есть во вводном томе 2002 год — это предел. Иначе теряется смысл. Ведь энциклопедия, как мы ее замыслили, это не история вопроса, это зеркало идущих процессов.
— Но как успеть за этими процессами фундаментальному изданию?
— Вводный том, посвященный России, планируется переиздавать раз в пять лет. При этом часть статей будет оставаться в прежнем виде, изменится только статистика да какие-то фактические данные, а какая-то часть содержания будет заменяться в соответствии с новыми этапами развития.
— А как продвигается работа над проектом в целом?
— Мы собираем статьи на первые четыре буквы алфавита.
Первый том, заканчивающийся статьей об Антарктиде, уже на 100 процентов собран. На подходе
второй и
третий алфавитные тома. По планам издательства они должны выйти в свет в 2005 году. Работы много, ведь основной свод знаний не обновлялся в нашей стране уже более четверти века —
последнее издание Большой советской энциклопедии вышло в 1978 году.
— На какого читателя вы ориентировались, когда разрабатывали общую концепцию издания и готовили к печати конкретные статьи?
— Это сложный вопрос, и мы не один месяц искали для себя ответ. В итоге определись таким образом, что это очень продвинутый уровень старшеклассника или студента младших курсов. Хотя специальные статьи в алфавитных томах будут полезны и тем, кто уже имеет высшее образование.
Мы понимаем, что время русских Леонардо да Винчи, каким был еще Павел Флоренский, прошло. Наука очень специализирована. Но у фундаментальной энциклопедии есть одно очень важное качество — она возвращает понятиям и явлениям их первоначальную научную четкость и достоверность. А мы замахнулись именно на такую — универсальную энциклопедию мирового уровня.
Между тем
На рассмотрении в правительстве находится обращение научно-редакционного совета энциклопедии, подписанное президентом РАН академиком Юрием Осиповым и переданное при его личной встрече с премьер-министром Михаилом Фрадковым. Речь идет, по сведениям редакции, об увеличении начального тиража Большой российской энциклопедии (к настоящему времени в типографии «Московские учебники» отпечатано 25 тысяч экземпляров) еще на 50 тысяч, что потребует дополнительно 35 миллионов рублей из федерального бюджета. В письме содержится предложение выделить эти средства целевым образом подведомственным учреждениям Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ или найти другой финансовый механизм, который позволил бы всем школьным библиотекам и библиотекам общего пользования подписаться на Большую российскую энциклопедию или получить ее на условиях оплаченного госзаказа.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Емельяненков А. На четыре буквы. Началась рассылка подписчикам вводного тома Большой российской энциклопедии / Александр Емельяненков // Российская газета. Федеральный выпуск N 3590. — 2004. — 29 сент.