Рецензия
	
	
		- 27 февраля 2016
- просмотров 3411
 Лесной Д. С. Игорный дом: энцикл./ Д. С. Лесной; [Науч. ред. Е. Витковский; Худож. Е Сиков]. — 2-е изд. — М.: [Интербукбизнес] : Лига игр, 2006. — 794 с. ил., цв. ил., портр.; 31 см. — Библиогр.: С. 783-794. — ISBN 5-89164-163-1 (в пер.).
 
Игра старше не только культуры, но и человека, считает известный нидерландский культуролог, философ и историк 
Йохан Хёйзинга (нидерл. Johan Huizinga). Пример тому — игры животных. Существа, как правило ничего не созидающие, а уже играют. Как мы знаем, не отстают от них и люди. В итоге тема азартной (особенно карточной) игры нашла своё отражение как в человеческой культуре в целом, так и в мировой и русской литературе в частности, прежде всего эпохи «золотого» века, дореволюционной (XIX век). Вот почему книга «
Игорный дом: энциклопедия», созданная при участии и под руководством специалиста по игровой культуре 
Дмитрия Лесного, просто не могла проигнорировать мировую и прежде всего русскую литературу. 
 Можно даже сказать, что отечественная литература и азарт предстали в труде единым целым: возможные примеры употребления слова в художественной литературе входят в 
структуру словарной статьи. 
 Например, статья о поэте-символисте и, как выясняется, «потомственном преферансисте» 
Валерии Брюсове содержит отрывки из мемуарной литературы, публикация о 
Фёдоре Достоевском — многочисленные выдержки из писем к жене, статья об 
Александре Пушкине включает целый сонм отрывков различного происхождения. Есть даже статья о 
Николае Гоголе при том, что как утверждает её автор, «сведений о том, как играл сам Гоголь, почти не сохранилось». В итоге по объёму статья представляет собой прежде всего отрывки из «Ревизора» и мемуарной литературы. Правда, статьёй о 
Михаиле Лермонтове издание похвастаться не может, а вот публикациями о его некоторых героях — да (к примеру, авторы вспомнили даже про 
Авдотью Николавну из «Тамбовской казначейши»). 
 Более того, без углубления в особенности той или иной игры некоторые произведения можно просто не понять. По крайней мере, те, в которых игра — основа сюжета («Пиковая дама» Александра Пушкина, «Игроки» Николая Гоголя, «Игрок» Фёдора Достоевского и так далее). 
 Однако книга ценна не только примерами применения тех или иных игроцких терминов и арго в русской литературе, но и биографиями признанных корифеев мировой и прежде всего отечественной литературы.  

Конечно же, бросается в глаза «разнобой» в подборе и составлении биографических статей. Налицо либо отсутствие, либо недостаточный контроль за рекомендациями для написания статей. Впрочем, этот вопрос уже 
освещался. 
 В любом случае ещё в предисловии к 
первому изданию Дмитрий Лесной отмечал, что ищет «не компрометирующий материал на великих». Идеолог проекта просто задался вопросом, что такое Игра, чем она характерна, что вынуждает людей поступать вопреки морально-этическим принципам своего времени, то есть писатели здесь — лишь яркая иллюстрация проявлений человеческой натуры. 
 Что получает в итоге читатель? — Ценный путеводитель не только по миру Игры, но и русской литературы, кстати, написанный в том числе и на основе академических источников. Хотя специальных работ по данному направлению немного, авторский коллектив имел возможность использовать такие значимые труды, как «Терминология русских картёжников и её происхождение» 
Василия Чернышёва и «Тема карт и карточной игры в русской литературе XIX века» 
Юрия Лотмана. 
 Энциклопедия ли это? — И да, и нет. Как отмечалось выше, вызывают вопросы даже статьи по той же русской литературе. Труд можно признать отчасти и за хрестоматию из-за многочисленных, нередко объёмных примеров из источников различного происхождения, и в качестве толкового словаря. 
Читать ли это? — Конечно, каждый решает сам, но если вы даже не азартный человек, но хоть немного любите мировую и русскую литературу, не откажите себе в удовольствии.	
	
		
	
	
		
			
	
			
																	
													
						Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи