Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Обоснование разработки Дополнения к Энциклопедии профессионального образования

Научная статья

  • 1 Мая 2015
  • просмотров 556
Концептуальные преобразования в системах общего и профессионального образования в России, происходящие в настоящий постиндустриальный период развития, богаты появлением новых терминов и понятий, которые необходимо отобразить в понятийно-терминологических системах с целью однозначного понимания и использования их в профессиональной деятельности специалистов, отражения в профессиональном мышлении. Однозначная трактовка новых терминов облегчит понимание основ целостного профессионального явления и выбор оптимальных вариантов решения профессиональных задач.

Актуальность обращения к понятийно-терминологическим проблемам, возникающим в научно-педагогических исследованиях, обусловлена также широкомасштабными процессами обновления российского образования. Целесообразность нового облика системы образования, создающей условия, возможности и опции для личностного и профессионального развития при гарантии их качества, обязывает пересмотреть специализированную лексику, сделав акцент на ее доступность, ясность и приемлемость для сообщества [1].

Педагогика профессионального образования является сравнительно молодой отраслью и поэтому не содержит устоявшихся, систематизированных в полной мере знаний. С целью решения этой проблемы авторским коллективом под руководством академика РАО С. Я. Батышева в 1999 г. были выпущены три тома Энциклопедии профессионального образования. В Энциклопедию вошли термины, обладающие одинаковой значимостью для всех профессиональных учебных заведений и направлений профессиональной деятельности того периода, а также важнейшие понятия в структуре научного знания и функционирования системы подготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов. Равнозначных по содержанию и объему информации изданий до сих пор нет.

Общепринятый в педагогике подход к определению понятийно-терминологической системы нового понятия (В. С. Безрукова, М. И. Махмутов, А. М. Новиков и др.) предполагает:
  • установление происхождения и словарного анализа основного термина понятийно-терминологической системы,
  • установление научной обоснованности и полноты определения содержания понятия,
  • определение состава понятийно-терминологической системы: производных от системообразующего термина и понятий, используемых в теории педагогики и в практике развития образовательных систем.
К числу ключевых факторов, влияющих на развитие российской научной терминологии в области профессионального образования, могут быть отнесены такие общие факторы, как глобализация, диверсификация и интеграционные процессы в образовании. К частным факторам, касающимся профессионального образования, можно отнести следующие: стандартизация образовательных программ, расширение прав образовательных учреждений, развитие партнерских отношений, реструктуризация образовательных систем и создание системы непрерывного профессионального образования.

Создание новых терминов и отказ от традиционной терминологии, прежде всего, связан с процессами глобализации, при которых наиболее принятая в мире англоязычная лексика становится одним из средств научно-педагогического общения.

Появление новых научных терминов следует рассматривать в контексте развития научного знания и последующих достижений практического применения этого знания. Термины часто на много лет опережают формальное появление той или иной отрасли научного знания. Факт появления новой отрасли часто связан с созданием нового понятия или новых терминов, а также с переосмысливанием старых или с соединением нескольких слов в новую лексическую единицу, идентифицирующих это научное направление. Подобное наблюдается и с терминами «непрерывное образование» и «непрерывное профессиональное образование», которые вошли в научный и общеупотребительный оборот задолго до институционализации этих научных направлений [3].

С учетом возрастающей терминологической экспансии в условиях глобализации и интеграции российского образования в мировое образовательное пространство появилась необходимость разработки Дополнения к Энциклопедии профессионального образования, где будет отражено современное состояние терминологии в сфере профессионального образования, а  также впервые представлены часть понятий и  специализированных терминов. Издание Дополнения позволит понять сущность некоторых процессов, связанных с глобализацией и интеграцией образовательных систем, упорядочить терминологию, которая будет отражать современное развитие профессиональной подготовки кадров с учетом достижений профессиональной педагогики России.

Методологическими основаниями отбора содержания материала по Дополнению к Энциклопедии являются: полнота информации по отобранному материалу, системность изложения, научность, объективность, фактологическая точность и достоверность, а также унификация подачи материала, не исключающая сохранения стилистики автора, лаконичность и популярность изложения материала, наличия дефиниции (определения) в каждой статье, изложение фактов безличностных оценок и др..

Такой подход позволит:
  • дать достаточно полное представление о  современной трактовке «непрерывного профессионального образования» как самостоятельной области научного знания;
  • через содержание терминов раскрыть сущность теоретических основ непрерывного профессионального образования, практических форм и способов их реализации;
  • обеспечить непротиворечивость содержания Дополнения с принятой в Энциклопедии парадигмой;
  • обеспечить смысловую и  логическую соотнесенность терминов и  раскрывающих их понятий требованию системного принципа соподчиненности, т. е. понятия более высокого уровня теоретического обобщения определяют содержание понятий, которые в иерархической структуре Энциклопедии находятся ниже и выражают частное или узкое представление о той или иной составляющей системы непрерывного профессионального образования.
Представленное коллективом авторов Дополнение к Энциклопедии профессионального образования будет выполнять следующие функции:
  • толковательная – представлена в статьях через объяснения терминов в авторских или взятых из иных источников формулировках;
  • справочная – помогает вскрыть нюансы рассматриваемого термина через дополнительную информацию;
  • мировоззренческая – на основе информации энциклопедического характера способствует формированию научного мировоззрения в соответствующей области знания;
  • информационно-нормативная – расширяет знания в области государственных законов и актов [2].
Исходя из перечисленных выше функций Дополнения к Энциклопедии профессионального образования, определены источники отбора содержания:
  • Энциклопедия профессионального образования (издание 1999 г.),
  • тексты научно-педагогической литературы (монографии, научно-педагогические издания, журналы и т. п.),
  • нормативные документы, относящиеся к области профессионального образования,
  • определения, сформулированные авторами в оригинальных научных работах.
Тезаурус Дополнения к Энциклопедии профессионального образования включает более тысячи терминов, в том числе междисциплинарных, а также новые понятия из смежных отраслей науки. Все термины классифицированы по 16 тематическим разделам: непрерывное образование, профессиональное образование, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка на производстве, организация образования, содержание профессионального образования, качество профессионального образования, виды образования, уровни образования, управление образованием, технологии обучения, самообразование и карьера, воспитание, научная база, информатизация, квалиметрия. В Энциклопедию войдут термины, обладающие одинаковой значимостью для всех типов и видов образовательных организаций и отражающие интегративные тенденции в разработке современных подходов к содержанию и технологиям образования.

Следует отметить, что термины, используемые в настоящее время в понятийно-терминологическом аппарате теории непрерывного образования заимствованы, в основном, из классической теории традиционного образования, при этом наблюдается не только самостоятельное развитие новой отрасли научного знания, но и вытеснение ею традиционного образования из информационного поля образования.

Например, термин «непрерывное образование» не является лингвистическим продуктом нового научного открытия, что характерно для многих научных терминов последнего времени. Данный термин известен довольно давно, но глобальное социальное звучание получил только во второй половине ХХ века, что связано с возросшей ролью образования как такового и непрерывного образования, в частности. Непрерывное профессиональное образование как отрасль научного знания продолжает формироваться, опираясь на фундамент традиционной системы образования, но не в качестве противоположного концептуального видения развития образования, а как результат ее эволюции, естественно-логический ответ на вызов нового времени.

Компетентностный подход к организации образовательного процесса, в котором главными являются результаты обучения, выражающиеся в степенях сформированности компетенций, способствовал накоплению терминов и понятий, не использовавшихся ранее в научно-педагогической лексике, например: асинхронное обучение, модуль, онлайновые технологии и т. д.

Стержнем различных авторских подходов к содержанию статей, терминов и понятий является гуманизация науки и практики непрерывного образования. Социально-экономические интеграционные процессы наглядно проявляются на примерах университетских комплексов, кластеризации образования (новый термин: кластер и др.) Интеграционные процессы при формировании содержания образования раскрываются на примере модульной системы, межпредметной и внутрипредметной интеграции, что также способствует накоплению новой и смешанной терминологии.

Как известно, в профессиональной педагогике ряд понятий имеет многовариантность определений, не всегда согласующихся друг с другом. Так, например, академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ, руководитель авторского коллектива, научный и литературный редактор Энциклопедии профессионального образования (1999) С. Я. Батышев в Предисловии к Энциклопедии подчеркивал, что научная трактовка тех или иных понятий часто дается авторами с разных позиций, например понятия «навыки» и «умения» имеют до 50 определений. В некоторых учебных пособиях по педагогике сначала речь идет о формировании умений, а затем навыков. В Энциклопедии же такой порядок изменен: сначала речь идет о формировании навыков и лишь потом – умений. Ведь конечная цель обучения – это формирование умений выполнять какую-либо работу.

Приведем пример «рождения» современного общепедагогического принципа – «диверсификация педагогической системы непрерывного образования» [4]. Проведенный автором анализ различных по содержанию толкований термина «диверсификация», а также использования данного термина в литературе, связанной с проблемами образования, показал, что его применение разнообразно и не всегда отвечает той или иной идее, выдвигаемой авторами определений данного принципа. Это позволило под диверсификацией понимать общепедагогический принцип развития системы непрерывного образования в современной социально-экономической ситуации, который позволяет создать условия для многообразия образовательных траекторий, обеспеченных неограниченным вариантом образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и способностей личности и сформировать новую типологию образовательных учреждений.

Научный анализ событий в мировой и российской системах образования позволил также выявить факторы возникновения и развития диверсификации непрерывного образования. Для России характерны следующие факторы: переструктуризация экономики, изменение места личности в сфере образовательных услуг, изменение роли образовательных учреждений в образовательном пространстве в связи с новыми целями образования и др.

Выявленные факторы позволили сформулировать следующую совокупность частных принципов диверсификации непрерывного образования: принцип соответствия, принцип качественного образования, принцип личностной направленности, принцип свободы выбора. Проведенный автором анализ педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме диверсификации образования и системный подход к изучению любых сложных объектов, который предусматривает рассмотрение в виде совокупности взаимосвязанных элементов, позволил рассмотреть диверсификацию непрерывного образования как диверсификацию педагогической системы непрерывного образования и диверсификацию образовательных учреждений в структуре непрерывного образования, и, тем самым, внести вклад в «рождение» новой терминологии.

В представленных статьях по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению (авторы: С. Н. Чистякова и Н. Ф. Родичев) раскрывается не только современная трактовка терминов по данной проблематике, но и согласно определению введенному и одобряемому Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Экспертной группой еврокомиссии по непрерывной профориентации, Советом европейского союза и Всемирным банком в 2004 г. расширяется значение термина «профессиональная ориентация»: ориентация на профессию предполагает и ориентацию на карьеру, что требует объединения учебной и профессиональной ориентации, в интегрированный процесс, обеспечивающий укрепление взаимодействия между обучением и профессиональной деятельностью.

В статьях подчеркивается также необходимость комплексного подхода при формировании компетентностей (готовность прогнозировать и планировать свои профориентационно значимые действия; действовать в социуме и рабочей группе; презентовать себя на рынке труда и образовательных услуг и др.), значимых для профессионального самоопределения.

Таким образом, можно сделать вывод, что термины по проблеме профессиональной ориентации и  профессиональному самоопределению молодежи не  потеряли своей актуальности и в ХХI веке.

В настоящее время наиболее востребован практикой и наименее разработан в педагогической теории процесс реструктуризации системы профессионального образования как отрасли российского образования. В российской педагогической науке проблема теории и практики реструктуризации отрасли «образование» определилась в конце ХХ века как одно из основных направлений модернизации профессионального образования и как новое направление профессиональной педагогики.

Широко используемые в настоящее время термины «реструктуризация, реструктурирование» заимствованы из английского языка и буквально означают «перестраивать». На основе анализа определения термина «реструктуризация» в более 50 российских и иностранных словарях можно сделать вывод, что термин и понятие «реструктуризация» заимствован педагогикой из экономической и юридической науки и практики, а также его употребление в российских словарях практически отсутствует.

С целью определения понятийно-терминологической системы «реструктуризация» был проведен анализ терминов и понятий активно, но не всегда корректно используемых в педагогической литературе. В настоящее время педагогическое понятие «реструктуризация» действенно используется и развивается на управленческом, организационно-педагогическом и научно-методическом уровне. Российскими педагогами введено в научный аппарат проблемы «реструктуризация» понятие «реструктуризация образовательной сети учреждений НПО и СПО» (А. М. Новиков, М. В. Никитин, Т. Ю. Ломакина). Именно эти два подхода дали наиболее глубокое теоретическое развитие понятийно-терминологической системы «реструктуризация образовательной системы».

Осознание необходимости комплексного научного исследования территориальных аспектов человеческой деятельности пришло в мировую и отечественную науку почти полвека назад. Сначала на Западе, а затем и в России, началось становление нового интегрального научного направления – «региональной науки» (на Западе) и «регионологии» (в России). Исходным понятием регионологии служит понятие региона как территории с относительно целостной организацией экономической и социальной жизни, наличием определенных органов управления.

Важной составляющей в развитии региональных систем непрерывного профессионального образования являются ресурсные центры как интегрированная форма обучения и воспитания. Ресурсные центры профессионального образования являются единицей региональной сети непрерывного профессионального образования, в которой концентрируются ресурсы, необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов, востребованных региональным рынком труда.

Передача учреждений НПО-СПО на уровень субъекта Федерации и их интеграция позволили сформулировать новую цель региональной системы среднего профессионального образования – повышение мощности (пропускной, потоковой способности) образовательных учреждений на основе преимущественно горизонтально-отраслевой (корпоративной) направленности деятельности.

В рамках реализации «Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг.» в некоторых регионах РФ начали создаваться Многофункциональные центры профессиональных квалификаций учреждений среднего профессионального образования (МЦПК УСПО) с участием бизнес-сообщества. Появление МЦПК УСПО рассматривается как прототип институциальной инфраструктуры частно-государственного партнерства, где государственный вклад представлен многоуровневыми образовательными организациями, а отраслевой – корпоративным кластером. Новизна результатов деятельности МЦПК УСПО – в предоставлении новых форматов практикоориентированной деятельности обучающихся разных возрастных групп, где практика не только должна носить элементы самоокупаемости, но и обеспечивать профессиональную успешность [5].

Следует признать недостаточным (в условиях МЦПК УСПО) состояние и нормативное закрепление научно-понятийного аппарата проблемы качества «базовых компетенций», «дополнительных», «прикладных», «профессиональных квалификаций», «независимой оценки качества квалификаций» и др., которые должны формироваться как у студентов дневной формы обучения, так и у взрослых, обучаемых в течение всей жизни. Сферы труда и профессионального образования еще только формируют общее терминологическое поле, для мотивации обучающихся к проектированию своей профессиональной карьеры.

Принципиальная необходимость конкретизации понятийного аппарата практической деятельности в системе среднего профессионального образования состоит в том, что идет формирование терминологии новой культуры образования, основанной на подходе learning outomes (результатов обучения). Ее основные категории связаны, как с индустриальным производством, так и с частным предпринимательством, которые влияют, не только на результат деятельности УСПО, но и на успешность профессиональной деятельности конкретных групп студентов.

Материал в Энциклопедии профессионального образования будет представлен в форме, традиционно принятой в отечественных энциклопедических изданиях. Статьи планируется располагать в алфавитном порядке. Термины, состоящие из двух и более слов, будут размещены таким образом, чтобы на первом месте стояло слово, несущее логическое ударение (например, Профессиональное образование), за исключением случаев устоявшихся словосочетаний (например, Возрастная психология). Связи между различными статьями будут устанавливаться при помощи ссылок.

Таким образом, подготовленное и изданное Приложение к Энциклопедии профессионального образования позволит соотнести новые термины и их дефиниции с характеристиками и прогнозом развития сложившейся проблемной ситуации в сфере профессионального образования.

Список литературы:

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы.
2. Энциклопедический словарь-справочник «Профессиональное образование». – Казань: ИПППО РАО, 2013.
3. Лобанов, Н. А. Проблемы лексикографии непрерывного образования: социально-педагогический аспект. – СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2004. – 24 с.
4. Ломакина, Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. – М.: Наука, 2006. – 221 с.
5. Никитин, М. В. Многофункциональный центр профессиональных квалификаций СПО: подходы, механизмы, результаты// Инновации в профессиональной школе. – 2014. – № 6. – 48 с.

  • Теги
  • дополнение к энциклопедии
  • ИППО
  • ИПППО РАО
  • непрерывное образование
  • педагогическая наука
  • педагогические технологии
  • профессиональное образование
  • разработка дополнения
  • энциклопедический словарь
  • Библиографическая ссылка (для печатных источников) Ломакина Т. Ю., Яковлева М. Б. Обоснование разработки Дополнения к Энциклопедии профессионального образования/ Т. Ю. Ломакина, М. Б. Яковлева// Отечественная и зарубежная педагогика. — 2015. — № 3 (24). — С. 23-31.
  • Библиографическая ссылка (для печатных источников) Ломакина Т. Ю., Яковлева М. Б. Обоснование разработки Дополнения к Энциклопедии профессионального образования/ Т. Ю. Ломакина, М. Б. Яковлева// Проблемы современного образования. — Электрон. дан. — 2015. — № 3. — С. 48-55. — Режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2015_3_6.pdf. — Загл. с экрана.

(Нет голосов)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация