Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Первый выпуск «Есенинской энциклопедии» «Памятные места и литературная география»

Рецензия

  • 1 сентября 2021
  • просмотров 717
Есенинская энциклопедия, 1895–1925/ Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН; Научн. и отв. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. — Константиново: ГАУК «Государственный музей-заповедник С. А. Есенина», 2020—.
Вып. 1: Памятные места и литературная география/ [Редкол.: Б. И. Иогансон, Н. В. Корниенко, С. А. Серегина, М. В. Скороходов (ред.), С. И. Субботин (ред.); Авт. ст.: Н. Н. Бабицына, А. А. Николаева, Т. К. Савченко, Е. А. Самоделова, С. А. Серегина, М. В. Скороходов, Н. М. Солобай, С. И. Субботин, Н. И. Шубникова-Гусева]. — 2020. — 412 с.: ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-6043346-9-0 (в пер.).
Дизайн лицевой стороны переплёта первого выпуска «Есенинской энциклопедии» «Памятные места и литературная география» (2020)Выход в свет первого выпуска «Есенинской энциклопедии», подготовленного есенинской группой ИМЛИ РАН, — значительное событие для изучения литературного наследия Есенина и его современников. «Есенинская энциклопедия» — фундаментальный труд, систематизирующий данные о жизни, творчестве, окружении Есенина, истории создания произведений и их публикациях, о эстетических воззрениях и поэтике Есенина, посвященных ему работах. Издание выпусков увенчается единым томом объемом более 100 авторских листов. В энциклопедии отразится накопленный опыт есениноведения, интенсивно развивающегося благодаря проектам ИМЛИ РАН, Государственного музея-заповедника С. А. Есенина, Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Назовем изданное в девяти книгах семитомное академическое Полное собрание сочинений Есенина (1995–2001), пятитомную в семи книгах «Летопись жизни и творчества» (2003–2018), ежегодные конференции и сборники научных статей.

В первом выпуске содержатся крайне необходимые для исследователей данные, позволяющие создать научную биографию поэта, в частности определить источники образов и мотивов. Состав словника демонстрирует новаторский подход к структурированию материала. Приведены данные о городах, населенных пунктах, гидронимах, с которыми была связана жизнь Есенина, описаны литературные топонимы, проанализирована их роль в произведениях, генезисе образов и лирического героя, его мнемическом потенциале.

В издание вошло 357 статей, описано 442 географических места. Собраны все доступные факты и документы, привлечены новые архивные источники. При этом, как сообщают составители, исключены сведения общего характера, содержащиеся в справочниках и специальных изданиях. Помимо названий, употреблявшихся при жизни Есенина, упомянуты неотопонимы. Статьи выполнены как исследования, основанные на сравнительно-историческом, историко-литературном, биографическом подходах, фактография и герменевтика составляют единое целое. Ссылки на прижизненную критику даны по периодике того времени. Библиография является, по сути, путеводителем по есениноведению.

В издание включена как лапидарная информация о месте, так и развернутая («Кузьминское», «Николо-Радовицкий мужской монастырь», «Нью-Йорк», «Рязань» и др.), спроецированная на биографию и произведения Есенина. Обозначены несостоявшиеся биографические эпизоды, связанные с тем или иным топонимом. Помимо ожидаемых представлены сведения о незнакомых или, казалось бы, малозначительных есенинских топонимах. Например, это деревня Аксеново, приведенная в связи со стихотворением «За горами, за желтыми долами...»; или один раз встречающаяся в «Пугачеве» река Алатырь; или упомянутый в повести «Яр» реально существующий Афонин перекресток; или поселок Балаханы, имеющий отношение к стихотворениям «1 Мая» и «Прощай, Баку! Тебя я не увижу...»; или Посемье, Пощупово и т. д. Учтены топонимы, встречающиеся в черновиках. Например, город Белебей в черновом автографе «Пугачева» важен для понимания задачи Есенина представить географию и многонациональность Пугачевского восстания; объясняется причина, по которой поэт все же отказался от его упоминания. Объясняются вымышленные топонимы.

Статьи, касающиеся творчества, максимально содержательны и многоаспектны. Например, топоним «Азия» соотнесен с конкретными городами и странами, произведениями («Пугачев», «Страна Негодяев», «Да! Теперь решено. Без возврата...», «Эта улица мне знакома...», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут...», «<О писателях-“попутчиках”>», «Баллада о двадцати шести», «Персидские мотивы» и др.), контактами Есенина (Ширяевец), ориентальным литературным (Бальмонт, Андрей Белый, Блок, Гумилев, Клюев, Вл. Соловьев, а также Державин) и топографическим (П. Рычков) контекстом, письмами (к Мариенгофу, И. Шнейдеру), мемуарами (В. Вольпин) и свидетельствами (Клюев), поэтикой. Описана рецепция есенинской Азии в статьях рецензентов и современных литературоведов. Азия Есенина осмыслена как многообразное пространство с яркой ментальностью и как эстетическая составляющая московского бытия, темное застойное состояние русского мира, вызов Европе.

Статьи связаны между собой отсылками, в итоге формируется представление о концептосфере есенинских текстов в целом. Например, в отношениях дополнительности состоят статьи «Азия» и «Индия». В творчестве Есенина Индия — реальный топоним и духовный мир, к которому поэт обращался не без влияния Клюева и, возможно, через поэзию Бальмонта, Гумилева, Мережковского, что отмечено авторами статьи. Как считал Есенин, высокая аксиология индийских браминов родственна суждениям Даниила Заточника. Но он же в стихотворении «В час, когда ночь воткнет...» минимизировал роль Индии в сознании мужика — устроителя нового мира. Так аккумулирование информации вокруг топонима дает представление о глубине и разновекторности есенинских представлений о жизни.

Том представляет собой гипертекст, в статьях обнаруживается множество семантических узлов. Например, указано на то, что Есенин в «Инонии» назвал себя новым Индикопловом, — так «Инония» и «Индия», по сути, образуют единую идеальную ойкумену. Инония интерпретируется, во-первых, как концептуальное пространство, о котором идет речь в ряде текстов (мистико-революционные маленькие поэмы, «Ключи Марии», «Быт и искусство»); во-вторых, как образ в воспоминаниях и письмах; в-третьих, как пояснение к понятию «эмоциональный ангелизм», как феномен, референтный по отношению к эстетике младосимволистов и литературным утопиям Серебряного века (Аэрия Белого, Белая Индия Клюева, Земля Ойле Сологуба, Миррэлия Северянина), библейскому Новому Иерусалиму; в-четвертых, как актуализация политической ситуации. Особо отмечаем указание на такой источник образа, как народные утопии и апокрифическая литература. Под визионерством Есенина, пророка Инонии, имеется в виду, скорее всего, лирический герой, провидческий дар которого мы склонны рассматривать в контексте соперничества Есенина с визионером Клюевым. Убедительна трактовка поэмы «Инония» как полемики с христианскими духовными ценностями. Действительно, антропологическая утопия Есенина, а также его неприятие голгофской жертвы свидетельствуют о споре с религиозной ортодоксией; в этом смысле он — религиозный модернист, его Инония и населяющие ее сверхлюди воспринимаются нами в фокусе дореволюционных поэм Маяковского, идей Ницше, с одной стороны, и «Человека» Вяч. Иванова, «Идеи сверхчеловека» Вл. Соловьева — с другой.

В большинстве статей биографическая фактография сплавлена с поэзией. Так, Кавказ — и биографический, и литературный топонимы, творческая подпочва, с которой в сознании Есенина ассоциировались Пушкин и Лермонтов. Хронологически развернута история посещений Есениным Кавказа, широко привлекаются мемуары современников, письма, дан внушительный перечень произведений, созданных на Кавказе. Самая объемная статья, конечно, — «Константиново», за ней следует «Константиново. История». Дана топографическая расшифровка образов, высказаны предположения относительно появления в текстах тех или иных населенных пунктов: например, город Ипатьев в «Песни о великом походе» может быть соотнесен с костромским Свято-Троицким Ипатьевским мужским монастырем.

Некоторые топонимы, как это следует из статей, появились в произведениях Есенина благодаря литературным предпочтениям. Предлагаются интересные версии генезиса есенинских образов. Например, побудительным фактором функциональных пространственных и портретных образов, связанных с Киргиз-Кайсацкой степью, названа «Фелица» Державина. Или в «Декабрьской ночи» Мюссе упоминается Лидо как место встречи лирического героя и черного гостя, но в Лидо отдыхали и Есенин, и А. Дункан, в зарубежной поездке Есенин работал над «Черным человеком», и он мог вспомнить о стихотворении Мюссе (версия Н. И. Шубниковой-Гусевой).

Таким образом, топоним в подавляющем большинстве статей служит отправной точкой в выстраивании есенинского мира — художественного, духовного, интеллектуального.

Решена проблема совмещения полноты содержания и лаконичности подачи материала. Научное содержание статей сочетается с легкостью изложения, что значительно расширяет читательскую аудиторию. Богатый информативный материал представляют фотографии из фондов Государственного музея-заповедника С. А. Есенина, часть иллюстраций предоставлена авторским коллективом проекта «Всемирная карта есенинских мест». Издание снабжено указателями произведений и имен.

Научный и ответственный редактор первого тома «Есенинской энциклопедии» — Н. И. Шубникова-Гусева; в составе редколлегии — Б. И. Иогансон, Н. В. Корниенко, С. А. Серегина, М. В. Скороходов (редактор), С. И. Субботин (редактор).

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • 1895-1925
  • ГМЗ Есенина
  • ЕЭ
  • Есенин
  • Есенинская энциклопедия
  • ИМЛИ РАН
  • РГУ им. С. А. Есенина
  • биография
  • выпуск 1
  • есениноведение
  • литературная география
  • литературная энциклопедия
  • памятные места
  • персональная энциклопедия
  • топонимы
  • Библиографическое описание ссылки Солнцева Н. М. [Рецензия]/ Наталья Михайловна Солнцева// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9: Филология. — 2021. — N 5. — С. 214-218. — Рец. на кн.: Есенинская энциклопедия, 1895–1925/ Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН; Научн. и отв. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. — Константиново: ГАУК «Государственный музей-заповедник С. А. Есенина», 2020—. Вып. 1: Памятные места и литературная география/ [Редкол.: Б. И. Иогансон, Н. В. Корниенко, С. А. Серегина и др.; Авт. ст.: Н. Н. Бабицына, А. А. Николаева, Т. К. Савченко и др.]. — 2020. — 412 с.: ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-6043346-9-0 (в пер.).

(Нет голосов)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация