Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Владимир Медейко («Рувики»): Материалы по актуальной повестке обновляются быстрее Wikipedia

Интервью

  • 24 июля 2024
  • выбор редакции
  • просмотров 3392
  • комментариев 8
Новая российская интернет-энциклопедия запустилась год назад. Проект основан на идеях «Википедии» (Wikipedia) и создал много шума, оказавшись даже героем западной прессы с обвинениями в редактуре статей. Основатель проекта Владимир Медейко эксклюзивно для «Газеты.Ru» рассказал о старте монетизации платформы, а также об экспериментах и интеграции с искусственным интеллектом.

Генеральный директор АНО «Интернет-энциклопедия „Рувики“» Владимир Медейко

Владимир Медейко, гендиректор АНО «Интернет-энциклопедия „Рувики“»

Главная страница проекта «Рувики — новая российская интернет-энциклопедия» (25 июля 2024 года)

«Рувики — новая российская интернет-энциклопедия» (25 июля 2024 года)
— Владимир, в ваших интервью вы несколько раз намекали на возможность монетизации проекта. Сейчас она запускается. О чём идет речь?

— Мы с самого начала не скрывали, что «Рувики» — это в том числе бизнес-проект, у нас частные инвесторы. Первый год мы посвятили запуску платформы, а также разработке стратегии её развития. Мы делаем ставку на технологичность и удобство для пользователя. Уже сейчас мы запустили возможность визуальной настройки платформы под свой вкус и внедрили аудиоформат статей, прослушать которые можно в том числе в сокращённом виде (сервис суммаризации успешно работает уже несколько месяцев). До конца года мы представим обновление, связанное с нейросетями. Это будет по-настоящему новый подход к энциклопедии.

А новый продукт можно уже продавать. В августе мы запускаем рекламу. В «Рувики» появятся нативные баннеры. Они будут учитывать персонализированные интересы каждого пользователя, а также контекстно сочетаться со статьями. Мы очень внимательно следим за уместностью и аккуратностью интеграции рекламы, для нас это эксперимент. Поэтому её не будет много, мы сознательно отказываемся от многих категорий, которые не релевантны энциклопедии, у нас включён семейный фильтр, чтобы на нашей платформе был только безопасный контент даже в рекламных форматах.

— Почему вы рассчитываете, что будете интересны рекламодателям?

— По ряду причин. Во-первых, мы динамично растём. Мы стартовали с нулевой посещаемостью, сегодня у нас уже 3,8 млн уникальных пользователей в месяц. Мы открыто делимся информацией из «Яндекс.Метрики», к которой подключены, так как понимаем, что для рекламодателей важна прозрачность. Это не финальная точка, мы экспоненциально растём от месяца к месяцу.

Во-вторых, не секрет, что на рынке есть ощутимый дефицит рекламного инвентаря и очевидная потребность в новых платформах для размещения рекламы.

Мы готовы встраиваться в рынок и, развивая нашу платформу, постепенно становиться его значимым игроком.

Динамика ежемесячной посещаемости проекта «Рувики» (с апреля по июнь 2024 года)

Динамика ежемесячной посещаемости проекта «Рувики» (с апреля по июнь 2024 года). Изображение: скрин страницы в «Яндекс.Метрике» для «Газеты.Ru»
— Посещаемость во многом зависит от интереса к продукту. Зачем пользователям «Рувики»?

— Чтобы получать ответ на любой вопрос в той форме, в которой человечество потребляет информацию в 21 веке, в 2024 году. Технологии развиваются с огромной скоростью, нейросети становятся частью повседневности, пользователь всё реже готов прочитать два тома огромной книги, ему нужна ёмкая, корректная и чёткая выжимка здесь и сейчас. Это именно то направление, где мы планируем развивать «Рувики». Умный поиск, который даёт суммаризированный ответ и приглашает погрузиться в релевантные темы. До конца года мы представим обновление, которое качественно выделит нас на фоне других энциклопедий.

Второй пункт — это достоверность. Интернет содержит более 100 млрд терабайтов информации. От ценной и важной до мусорной и небезопасной. Инфоцыганство стало бизнесом. Представьте себе ребёнка, который ещё не выработал критическое мышление, и на которого обрушивается весь этот вал информации. Какие он сделает выводы? Для нас достоверность — одна из наших ключевых ценностей. Мы тщательно выверяем факты и их соответствие качественным источникам информации, работаем с партнёрами с безукоризненной репутацией (Российская академия наук, музеи, библиотеки). Наша информация энциклопедична, мы ведём огромную работу, чтобы привести к этому стандарту все 2 млн статей. Это большая ценность для сегодняшнего мира.

— Можно ли в современном полярном мире быть энциклопедичным? В западной прессе в отношении вашего проекта звучит достаточно много критики.

— Представьте, что вы открываете коммерческий проект в США. Вы будете соблюдать законодательство этого государства? А если в Грузии? В ОАЭ? В Корее? Конечно, будете, ведь если вы решите этого не делать, у вас возникнут большие проблемы с законом. Почему тогда в России законы соблюдать как будто не требуется? Мы являемся каким-то исключением?

«Рувики» — российский частный проект. Мы зарегистрированы в России, мы платим налоги в России, наши пользователи — граждане Российской Федерации. Мы не можем игнорировать законы страны, где мы работаем. Это базовый принцип бизнеса. Законы могут нравиться или не нравиться. Но это объективная реальность. Если по закону мы не можем ссылаться на запрещённые источники информации, мы на них ссылаться не будем. Потому что на следующий день нам прилетит предупреждение от Роскомнадзора. Кстати, буквально в этом месяце мы его получили и вынуждены были удалить информацию в одной из наших статей. А если таких предупреждений накопится много — проект закроют.

У нас есть редакционная политика, мы внимательно следим за нейтральностью изложения, сухостью фактов, отсутствием оценочных мнений и «горячих сплетен», которым не место в энциклопедии. И точно так же мы следим за соблюдением законов нашей страны, в которой мы работаем и планируем развивать бизнес.

— Вы несколько раз подчеркнули, что «Рувики» проект частный. При этом в прессе много слухов о том, что вы конкурируете за государственный бюджет, в том числе с «Большой российской энциклопедией».

— И буду подчеркивать дальше, потому что это так и есть. В «Рувики» нет и не планируется государственного финансирования. Мы частный проект. Все слухи относительно того, что мы якобы конкурируем с «Большой российской энциклопедией» за госбюджет, абсолютно беспочвенны. Мы с вами только что говорили о запуске рекламной модели. По-моему, это исчерпывающий ответ.

— Сколько сейчас материалов в «Рувики»? Одно из опасений, которое озвучивают ваши оппоненты, заключается в том, что проект не сможет развиваться — ведь «Википедию» обновляют тысячи людей, а ваш проект — только редакция.

— На сегодняшний день материалов в «Рувики» больше, чем в «Википедии» на русском языке [1]1. Мы перешагнули двухмиллионный рубеж, «Википедия» к нему только приближается, там их чуть больше 1,99 млн. В «Рувики» работает профессиональная команда. Материалы по актуальной повестке, будь то спорт, научные открытия или другие важные события, обновляются быстрее, чем это происходит в «Википедии», так как этим занимаются профессиональные люди на постоянной основе, а не только волонтёры, когда у них возникнет такая возможность и желание. Всего за год в «Рувики» было создано более 37 тысяч новых материалов.

Обновляет «Рувики» не только редакция. У нас сложилось небольшое, но устойчивое волонтёрское сообщество вокруг площадки. Мы сотрудничаем с платформой «Добро.ру», волонтёры которой также принимают участие в обновлении энциклопедии [2]2.

До конца года мы планируем представить геймификацию для авторов с возможностью развиваться внутри платформы и выигрывать призы. Надеемся, что это сделает «Рувики» ещё интереснее для потенциальных участников проекта.

Хочу ещё раз подчеркнуть: волонтёры — это важная часть стратегии «Рувики», но не менее важно, что над качеством самых читаемых статей, материалов по таким категориям как «история», «физика», «медицина», «космос» работают эксперты — Российская академия наук, наши партнёры — Музей Москвы, Московский планетарий и многие другие. Такие материалы получают специальные пометки.

Так что сомнений в том, что наши статьи неактуальны, нет уже сегодня. Только помимо актуальности мы ещё плотно следим за качеством энциклопедической информации.

— Разделы на языках народов России тоже обновляются?

— Конечно, на текущий момент у нас уже более 1,309 млн статей на 19 языках народов России, помимо русского. Языковые разделы регулярно обновляются и пополняются материалами на значимые для регионов тематики. Предоставление информации на родном языке помогает улучшить коммуникацию и понимание между людьми, а также способствует развитию языковых навыков. Это важная роль в сохранении культурного наследия, обеспечении доступности образования, поддержании языкового разнообразия. Мы рассчитываем, что благодаря использованию наших материалов системы искусственного интеллекта будут лучше понимать языки народов России. Эту часть мы обязательно будем развивать.

— Звучит как социальная миссия. В целом вы планируете запускать социальные или общественно важные проекты?

— Мы уже это делаем. В апреле был запущен наш большой совместный с Российской академией наук проект для школьников. Мы создали портал для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ с выверенной информацией для экзаменов [3]3. Проект очень востребован — вся академическая часть собрана в одном месте.

А в мае мы запустили важный проект в честь Дня Победы, он называется «Ваши герои — наши истории» [4]4. В стандартных энциклопедиях нельзя писать обо всех участниках Великой Отечественной войны, так как они не проходят критерий значимости. Мы предоставили возможность всем читателям «Рувики» увековечить память своих родственников, сражавшихся в 1941—1945 годах, на страницах энциклопедии. Любой пользователь может написать о члене своей семьи, мы собрали уже порядка 100 биографий и планируем развивать проект дальше.

Пример наружной рекламы проекта «Рувики»

Пример наружной рекламы проекта «Рувики». Фото: «Рувики»
— С самого начала вы делали ставку на возможность работы с искусственным интеллектом. Подскажите, как развивается это направление?

— В настоящий момент наша работа разделена на два направления. Первое — это персонализация предлагаемого контента, а также формирование так называемого «умного ответа». Энциклопедия становится вашим помощником в решении задач расширения кругозора, даёт быстрый и корректный ответ на любой вопрос. Работа в этом направлении почти завершена, до конца года мы представим важное обновление, которые сделает наш продукт гораздо современнее конкурентов.

Второе направление связано с рядом экспериментов. Сейчас пробуем работать с нейросетями над переводом типовых материалов. Речь, например, о резолюциях ООН или списках событий, которые происходили в разных странах за определённые годы. Другой тип — возможность перевода табличных данных в заготовки для статей. В этой работе мы экспериментируем с ChatGPT 4.0, Llama 3.1, Qwen 2. В первом приближении результаты неплохие, но требуется алгоритмическая доводка. Наша задача — минимизировать количество времени на доработку статей, пока полная автоматизация не получается, хотя прогресс очевиден. Параллельно мы дорабатываем промпты и оптимизируем запросы, которые задаем нейросетям.

— А боты в соцсетях вам зачем?

— В соцсетях? Искренне не знаю (смеётся). В интернете действительно можно найти странные комментарии из серии «какое счастье, что «Рувики» наконец-то запустили». Вероятно, кому-то выгодно закупить ботов на бирже, чтобы потом рассказывать, какие мы непрофессиональные. Забавная история, которая только лишний раз подтверждает, что наш проект стал заметным.

— «Рувики» уже год. Как вы оцениваете всё, что было сделано?

— Я очень доволен всем, что нам удалось сделать с момента запуска. Мы собрали по-настоящему сильную команду — над продуктом работают выходцы из ведущих российских компаний, лидеров рынка. Мы определили наш путь и технологические доработки, чтобы кардинально отличаться от проекта, на идеях которого мы основаны. Мы уже реализовали часть инноваций и представим яркие обновления в конце года, которые связаны с нашей работой по интеграции нейросетей. Мы заключили важные стратегические партнёрства с Российской академией наук, Президентской библиотекой, музеями, профессиональными игроками рынка. Мы стали появляться на первых строчках в поисковиках. Наш проект заметили, его узнаваемость растёт. У нас много планов и амбиций, за второй год мы внедрим ещё больше возможностей. Продукт будет развиваться с целью максимального удержания пользователей на платформе, уверен, мы ещё вас удивим.

Литература («Мир энциклопедий»)

  1. Русская Википедия. — Текст: электронный// Википедия — свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_Википедия (дата обращения: 25.07.2024).
  2. Создание статей в новой интернет-энциклопедии «Рувики»/ Рук. отдела по развитию сообщества АНО «Интернет-энциклопедия „Рувики“» О. А. Беспалова. — Текст: электронный// DOBRO.RU. — 2024. — 22 марта. — URL: https://dobro.ru/event/10661878 (дата обращения: 25.07.2024).
  3. ЕГЭ/ОГЭ: готовься с «Рувики». — Текст: электронный// Рувики — новая российская интернет-энциклопедия. — URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Портал:ЕГЭ_и_ОГЭ (дата обращения: 25.07.2024).
  4. Портал:Ваши герои — наша история. — Текст: электронный// Рувики — новая российская интернет-энциклопедия. — URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Портал:Ваши_герои_—_наша_история (дата обращения: 25.07.2024).

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • 1 год
  • АНО Рувики
  • ИИ
  • РФ
  • Россия
  • альтернатива Википедии
  • википедия
  • геймификация
  • интернет энциклопедия
  • итоги года
  • монетизация
  • написание статей
  • онлайн энциклопедия
  • планы развития
  • рецензирование статей
  • российские учёные
  • статистика
  • Библиографическое описание ссылки Цветкова М. Ставка на развитие: «Рувики» запускает монетизацию/ [Интервьюер Мария Цветкова; Респондент Владимир Владимирович Медейко]. — Текст: электронный// Газета.Ru. — 2024. — 24 июля. — URL: https://www.gazeta.ru/social/2024/07/24/19449205.shtml (дата обращения: 25.07.2024).

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Простите, но впервые не стал читать статью до конца. Обошёлся кликбейтом. То есть мне хватило для понимания ситуации исключения ситуации. Если энциклопедия гордится тем, что по «актуалочке» она впереди планеты всей, то это не энциклопедия, а банальная «желтая пресса», и достоверность фактуры там близится к нулю, чем к реальности. Судя по всему, «Рувики» борется не с Вики, а с условным «Дэйли Мейл», а по сути и фактуре — со «СПИД-инфо» или «Экспресс-газетой».

    И если эта цитата была буквально произнесена, то тут можно только процитировать старый анекдот:
    — Психиатрических и неврологических заболеваний не обнаружено. Просто дурак!
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss написал:
    И если эта цитата была буквально произнесена
    Полная цитата (с контекстом) выглядит так:
    В «Рувики» работает профессиональная команда. Материалы по актуальной повестке, будь то спорт, научные открытия или другие важные события, обновляются быстрее, чем это происходит в «Википедии», так как этим занимаются профессиональные люди на постоянной основе, а не только волонтёры, когда у них возникнет такая возможность и желание.
    lisss написал:
    Если энциклопедия гордится тем, что по «актуалочке» она впереди планеты всей, то это не энциклопедия, а банальная «желтая пресса», и достоверность фактуры там близится к нулю, чем к реальности. Судя по всему, «Рувики» борется не с Вики, а с условным «Дэйли Мейл», а по сути и фактуре — со «СПИД-инфо» или «Экспресс-газетой».
    В интервью не сказано, какой тип данных так быстро актуализируется. Если речь просто о фактических данных (дата поощрения, смерти, статистические показатели и т. п.), то ничего антиэнциклопедического в этом нет. Если же речь о переработке/доработке значительных объёмов текста, то там... всё может быть гораздо сложнее, да.
    • 2/0
  • Ссылка на комментарий
    Где начинается коммерция — там заканчивается наука. Медейко — обыкновенный хитроватый делец, «эффективный манагер», и подходы к так называемой энциклопедии — подходы дельца и конъюнктурщика. Вот только рекламы в электронной энциклопедии не хватало! Я уже помолчу о том, что в угоду действующей власти принесены в жертву достоверность, честность и сама энциклопедичность. Куда я пойду за информацией, например, о том же Пригожине или Суркове, если в проекте Медейко изъяты многие факты и события из жизни этих людей? Уж точно, не в «Рувики»... Сомнительный проект, рассчитанный на людей с клиповым мышлением.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Не понимаю вот этого равнения на кого-то. Сделайте свою сильную энциклопедию, с актуальной и объективной информацией, и спрос будет у читателей достаточен.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Роман Троцкий написал:
    Сделайте свою сильную энциклопедию, с актуальной и объективной информацией, и спрос будет у читателей достаточен.
    Для того, чтобы появилась своя сильная энциклопедия, нужно потратить несколько лет. И все эти годы нужно серьёзно трудиться. Конечно же, гораздо проще всё полностью скопировать из Википедии, отредактировать злободневные статьи, а потом жаждать, чтобы читатели интересовались копией, а не оригиналом.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    С одной стороны, здесь в комментариях правильно пишут, мол, коммерция есть коммерция — она отодвинет идейность на второй план. Ну примерно в таком духе... С другой стороны, если ресурс становится бизнес-проектом, значит, он считается успешным и имеет перспективы. Вот это важно! Я тоже отрицательно отношусь к бизнес-проектам, особенно в научной области, но иначе быть не может. Россия — буржуазная страна. У нас всё подвязано на деньгах, и частных школ полно, и везде у нас коммерция... Пусть оно так будет (определённое время), но главное, чтобы всё развивалось и расширялось.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Сергей Волков написал:
    В интервью не сказано, какой тип данных так быстро актуализируется. Если речь просто о фактических данных (дата поощрения, смерти, статистические показатели и т. п.), то ничего антиэнциклопедического в этом нет.
    Ну вот тут соглашусь, Сергей, сразу прошу прощения за предвзятость своих суждений о «Рувики», которую вы, наверное, заметили. Не знаю почему, но не верю я в этот проект, от слова совсем. Ну не те персонажи этим занимаются. Конъюнктурщики. Вангую, через год-два слив проекта в никуда. Как это было с поисковиком «Спутник» и кучей иных протогосударственных проектов.
    Clemansae Dunuae написала:
    Где начинается коммерция — там заканчивается наука. Медейко — обыкновенный хитроватый делец, «эффективный манагер», и подходы к так называемой энциклопедии — подходы дельца и конъюнктурщика.
    Спасибо! Вы кратко и четко обрисовали то, что я думаю, но описываю более пространными фразами.
    Роман Троцкий написал:
    Не понимаю вот этого равнения на кого-то. Сделайте свою сильную энциклопедию, с актуальной и объективной информацией, и спрос будет у читателей достаточен.
    Это сложно. С улыбкой Помните анекдот про то, как конвейер Мерседеса привезли на АвтоВАЗ и запустили. Ждали Мерседес, а получили Жигули. Ну почему? — Да место, видимо, проклятое. С улыбкой
    Артик написал:
    Пусть оно так будет (определённое время), но главное, чтобы всё развивалось и расширялось.
    Раковые опухоли тоже могут развиваться и расширяться. Вот хорошо ли это — большой вопрос...
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Про коммерциализацию, будь она неладна, уже откомментировали достаточно, не буду. По поводу ИИ... Умный поиск, вероятно, это неплохо, но не пострадает ли объективность? Ведь иногда случайные результаты оказываются полезней, чем бегающий по кругу умник, выдающий лишь, условно, релевантные результаты. Но то будет видно, конечно. Далее... Персонификация — что это за зверь такой? Это что, если я зарегистрированный пользователь, — мне и рекламу будут втюхивать под меня, и на результатах поиска это отразится? Не думаю, что это опять же повлияет на объективность в положительном ключе. И вообще, сущность энциклопедии — выдавать данные, сухо, без отсебятины и с минимумом (в идеале с полным отсутствием) потусторонней информации. Всё-таки затронул тему коммерции... Хотя всё зависит от того, как это будет реализовано. Будем посмотреть...
    • 0/0