Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Энциклопедия «правильных» мусульман

Энциклопедия «правильных» мусульман

Снова об энциклопедии "Ислам в современной России"

Рецензия

  • 4 июня 2008
  • просмотров 6619
  • комментариев 3

В Москве 21 мая состоялась пресс-конференция, посвященная выходу в свет энциклопедии «Ислам в современной России». Обычно под энциклопедией понимают справочное издание, статьи которого, расположенные в алфавитном порядке, написаны разными авторами — специалистами каждый в своей области. На этот раз читателям предложен труд, принадлежащий перу одного человека — исламоведа Романа Силантьева. Представленное издание можно охарактеризовать скорее как справочник или сборник справочных и публицистических материалов, объединенных с целью всеобъемлющего освещения жизни мусульманской общины в России последних двух десятилетий. Книга вобрала в себя результат 10-летней научно-исследовательской работы автора по данной теме.

Силантьев решительно делит российских мусульман на «традиционных» и «нетрадиционных». Обширный раздел книги так и называется: «Нетрадиционные для России мусульманские течения». Приводя подробную хронику и анализ иностранных влияний на российский ислам в течение последних двух десятилетий, которые Силантьев однозначно определяет как «идеологический терроризм», он совершенно упускает из виду необходимость представить читателю суть и содержание ислама «традиционного».

Правда, в своем выступлении на пресс-конференции Роман Силантьев пояснил, что главная черта «традиционности» той или иной религиозной школы или организации – лояльность Российскому государству. По его мнению, «золотым веком» для российских мусульман стала эпоха от времени правления Екатерины II до 1917 года, когда ислам, по сути, «стал второй государственной религией в России», поддерживался властями империи политически и финансово. Подобный счастливый симбиоз, считает Силантьев, стал результатом верноподданнической позиции мусульманских духовных управлений того времени. Империя, в свою очередь, отечески оберегала своих подданных от «враждебных» влияний из-за рубежа, не допуская в российские мечети турецких проповедников. Годы же советской власти оказались для российского ислама еще более разрушительными, чем для православия. Была полностью уничтожена система мусульманского образования на территории РСФСР. В начале 90-х годов российские мусульмане были «брошены государством на произвол врагов», говорит Силантьев. «Враги» – иностранные проповедники, отечественные выученики ближневосточных медресе и российские исламские организации, получающие от зарубежных центров деньги и пропагандирующие так называемый чистый ислам. Результат деятельности «идеологических террористов» – неразбериха, многоначалие и путаница в общине российских мусульман, раздробленных аж на 60 муфтиятов!

Силантьев считает, что за 20 лет в Российской Федерации не создано ни одного мусульманского заведения, способного готовить богословов. При этом даже выпускники существующих учебных заведений далеко не всегда готовы служить в мечетях, особенно в сельской местности, за вознаграждение в 3 тыс. руб. Более того, на Кавказе жизнь сельских имамов, лояльных федеральному Центру, постоянно подвергается опасности. Силантьев напомнил, что на таких имамов ежемесячно совершаются нападения, уже погибли 50 священнослужителей, из них два муфтия. На этом фоне развернули свою деятельность проповедники ваххабизма, не испытывающие недостатка в средствах, идущих из стран Ближнего Востока.

По мнению автора книги, ситуация еще усугубится, когда выпускники религиозных учебных заведений начнут получать дипломы государственного образца. Это даст им более широкие возможности трудоустройства, в том числе на хорошо оплачиваемых должностях в коммерческих структурах. В таком случае хлопотная и низкооплачиваемая должность скромного имама полностью потеряет привлекательность для образованных мусульман.

Принимавший участие в пресс-конференции председатель Российского общества исламоведов профессор Тауфик Ибрагим в целом положительно высказался о книге «Ислам в современной России», однако сделал ряд принципиальных замечаний по отношению к позиции автора. По его мнению, попытки во всей полноте возродить мусульманскую жизнь, какой она была в дореволюционной России, весьма опасны. Если речь идет о равнении на высочайший уровень мусульманского богословия в России XIX века, особенно такого направления в татарском богословии, как джадидизм, исполненного идей толерантности к немусульманам, — такое устремление профессор Ибрагим поддержал. Однако решительно предостерег от однозначного разделения ислама на «традиционный» и «нетрадиционный». По его мнению, государство часто ориентируется не на движения, а на конкретных представителей духовенства, в официальных заявлениях заверяющих общество в своей лояльности, но на сайтах и в учебных заведениях в своих структурах допускающих пропаганду экстремистских идей.

Кроме того, «опасно под предлогом борьбы с ваххабизмом отгораживаться от мусульманского мира», сказал Тауфик Ибрагим. Он привел в пример ситуацию, когда прекрасно обученный арабскому языку за рубежом имам вынужден держаться в тени своего малообразованного коллеги, например, с ошибками читающего Коран, только из-за недоверия властей к его «нетрадиционной» для России религиозной ориентации. «Можно загнать в оппозицию тех, кто получил образование за границей», — считает Ибрагим. Тем более что, по его наблюдениям, зарегистрированные исламские организации и общины представляют лишь 7–8% российских мусульман, а подавляющее большинство членов уммы живут совершенно автономной от государства духовной жизнью. Это осложняет и без того противоречивую картину современного ислама в России.


  • Теги
  • Интерфакс
  • Ислам в современной России
  • Роман Силантьев
  • Россия
  • ислам
  • исламский фактор
  • презентация
  • пресс-конференция
  • современный ислам
  • энциклопедия

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Надеюсь, эта энциклопедия сможет попасть и к европейцам, чтобы они наконец-то поняли, что не все мусульмане террористы, а заодно смогли проникнуть в суть этой религии... Тем более эта книга была представлена в России, где велико число исповедующих другие религии.
    Эта книга может послужить хорошим началом для просветления ислама и в других странах.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Довольно нужная энциклопедия. О мусульманах знаю немного и не отказалась бы почитать и ознакомиться с информацией, собранной в одном месте. Особенно заинтересовал раздел "Нетрадиционные для России мусульманские течения".
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Очень и очень спорная энциклопедия. На мой взгляд, издания такого рода должны рождаться в творческом союзе многих авторов, которые хорошо разбираются в данной теме. Эта же книга немного субъективна и, соответственно, оставляет возможности для дальнейшей трактовки суждений. В общем: "Восток — дело тонкое!"
    • 0/0