Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

В Харькове вышла в свет первая в СНГ епархиальная православная энциклопедия

В Харькове вышла в свет первая в СНГ епархиальная православная энциклопедия

Интервью

  • 18 Апреля 2009
  • просмотров 4093
  • комментариев 1

Думаю, в юности не одну меня поразило стихотворение Блока о девушке, которая пела в церковном хоре, построенное на трагической антитезе. Помните? «И голос был сладок, и луч был тонок, и только высоко, у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребёнок о том, что никто не придёт назад…» 

Но они вернулись! Почти все: сотни известных и преданных забвению имён, из века в век формировавших православную духовную ауру Слобожанщины, отныне собраны в объёмном томе «Православная энциклопедия Харьковщины».

Создавать это уникальное издание учёным исторического факультета ХНУ им. В. Н. Каразина помогали ученые-богословы Харьковской духовной семинарии. Первое энциклопедическое издание о православии на Слобожанщине и единственное подобного рода епархиальное издание на постсоветском пространстве включает более 700 статей. В редколлегию вошли митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, архиепископ Онуфрий, протоиереи М. Матвеенко и В. Швец, иерей М. Поваляев — от церковной науки, профессора А. Каплин, С. Куделко, В. Петровский и С. Посохов — от светской.

Обнищание душ. Не вина, а беда…

— Моя коллега читает ряд спецкурсов по истории православия и о монастырях Украины в Киевском национальном университете им. Т. Г. Шевченко. Общаясь с ней, я подумал, почему мы не можем это сделать и в нашем университете? — рассказывает автор идеи «Православной энциклопедии Харьковщины», доктор исторических наук Владимир Петровский. — Но когда дошло до дела, то оказалось, что для тех, кто интересуется историей православия на Слобожанщине, есть только разрозненные материалы, отдельные книги и статьи, а вот издания, которое бы в целом охватывало православный мир Слобожанщины и которое бы помогло студентам и всем, кто интересуется этой проблематикой, масштабно взглянуть на тему, не было. Коллектив исторического факультета поддержал идею создания энциклопедии. 

Мы сочли очень важным и необходимым изложить сложный исторический материал в доступной широкому читателю форме. Ведь сегодня тема веры, духовности, покаяния очень актуальна, потому что наше общество, начиная с периода перестройки и развала Советского Союза, катастрофически теряет нравственные и духовные основы. Под влиянием массовой культуры молодежь утрачивает моральные ориентиры. И это не ее вина, а беда. Наши дети росли в условиях непрекращающихся социальных катаклизмов, кризисов, идеологических противостояний, когда главенствует не закон, а прибыль, нажива. Так не может быть в цивилизованном светском государстве. Как написал один из героев энциклопедии: «Жизнь без веры — пустыня…»

— По какому принципу определялась проблематика статей?

— Это работа коллективная, мы старались охватить все стороны православной жизни на территории Слобожанщины, а прежде всего — людей, которые творят историю. Эти люди были в большинстве своем забыты, особенно мученики за веру, незаконно репрессированные, оклеветанные, но, несмотря ни на что, отстаивавшие свою веру и Божьи заповеди: не убий, не укради, возлюби ближнего своего…

Да святится имя твое…

Выдающимся архиереям, церковным учёным, миссионерам, светским педагогам, писателям, музыкантам и художникам, чьё творчество так или иначе связано было с православием, посвящены отдельные статьи энциклопедии. 

Они наполнены сведениями, зачастую совершенно эксклюзивными, представляющими новое слово в исторической науке. Как признались члены редколлегии, иной раз им даже приходилось включать в тексты статей не все факты, обнаруженные в закрытых архивах, поскольку новые данные ещё не вошли подобающим образом в научный оборот, и важно было соблюсти приоритет. Энциклопедия — издание популярное, которым весьма удобно и легко пользоваться плагиатору. И, тем не менее, не только студент, школьник или любой обычный читатель, но и искушенный профессиональный историк найдет в книге для себя немало интересного и нового. Эксклюзивные статьи энциклопедии носят авторский характер.

— Человек, который вас больше всего удивил? Личность историческая, православная на Харьковщине…

Рассказывает доктор исторических наук Александр Каплин:

— Очень трудно отвечать на этот вопрос, поскольку эта книга наполнена таким количеством уникальных персоналий, что даже знатоки-краеведы поразятся тому, сколько у нас было выдающихся людей и как много они сделали для нашей земли. Все они искренне служили и церкви, и обществу.

Например, монументальное и изобразительное искусство представлено такими блистательными именами, как архитектор А. Щусев (автор проекта церкви в имении Натальевка), живописцы К. Петров-Водкин, А. Венецианов и другие. 

Если же называть иерархов, то могу привести пример — архиепископ Амвросий (Ключарев). Он приехал на служение в Харьков из Москвы (кстати, очень многие люди, внесшие вклад в формирование и развитие нашей духовности, приехали из других мест Российской империи). В 1882 году ему была вверена Харьковская кафедра, где он оставался до самой своей кончины в 1901 году. Он сделал для Харькова чрезвычайно много: достаточно сказать, что при нем был построен Благовещенский кафедральный собор, в епархии стал издаваться журнал «Вера и разум». Владыка Амвросий заботился о церковно-приходских школах для народа, число которых за каких-то полтора десятилетия выросло со 148 до 735. Правда, сегодня мы даже не можем поклониться его мощам. В эпоху воинствующего атеизма они были выброшены из храма. 

Впервые в энциклопедию включены статьи о деятелях православно-монархического движения. Например, о графе Ф. Келлере, генерале, кавалере двух орденов св. Георгия и Георгиевского оружия. Он отказался принимать присягу Временному правительству со словами: «Я христианин. И думаю, что грешно менять присягу». В декабре 1918 года он был казнен петлюровцами у памятника Богдану Хмельницкому в Киеве.

Если говорить о простых мирянах, то очень много было интересных преподавателей в духовной семинарии. А Евгению Гейцыг современники называли «гордостью и красой Харьковской епархии, создавшей из ничего епархиальное женское училище — лучшее в России». 

— Когда вы работали в архивах, случались ли неожиданности?

— Я вам приведу пример со священномучеником Александром (Петровским), архиепископом Харьковским. В 1938 году он был арестован по ложному обвинению в участии в церковно-монархической организации и шпионаже. Когда я читал протоколы его допросов, у меня бежал холодок по спине: я не увидел на допросах от него ожидаемой твердости. Не скажу, что очень разочаровался, поскольку человеку в то время было уже глубоко за 80 лет. Затем взял в руки уже материалы суда и увидел его заявления о том, что к нему применялись методы физического воздействия — оказывается, его били! — и дело разваливается на суде. Вы представляете, 1938 год!

И тут я думаю с облегчением: ну, вот, его наконец-то освободят. Нет, дело отправляют на доследование. Затем опять суд. Нет доказательств. И второй раз дело отправляют на доследование. Не дождавшись окончательного приговора, 89-летний архипастырь умер в тюремной больнице. Тело его было тайно вывезено за пределы тюрьмы и со всеми почестями в архиерейском облачении святитель Александр был похоронен на Залютинском кладбище.

Взгляд из XXI века

— Самое важное, что эта книга — не агрессивная, хотя мы пишем о многих трагических эпизодах отечественной истории, — говорит декан исторического факультета ХНУ, доктор исторических наук Сергей Посохов. — И в то же время неравнодушная. Как неравнодушие сделать таким, чтобы оно было не агрессивным и в то же время не черствым? Непростая задача. Мы основывались на спокойном взгляде на историю. Ведь иначе у нас не будет спокойного будущего, а будут вечная борьба и отрицание. Мы старались подать все материалы энциклопедии с любовью, и тот, кто с любовью будет читать, надеемся, оценит наши старания.

Честно говоря, мы волнуемся: как воспримет читательская публика нашу концепцию, потому что черно-белый подход из историографии советской перекочевал в историографию украинскую. И появился новый список людей, которых лучше не упоминать. Мы исходили из того, что наша история — это наша история. Независимо от того, нравится она нам или нет. И поэтому в книгу вошла информация о сектантах, расколах. Историкам церкви, может, и не хотелось это вспоминать, но мы как светские люди считали обязанными об этом рассказать.

Конечно, не обошлось без дискуссий. Это было уникальное сотворчество духовных и светских историков, в котором каждый открывал для себя новые грани исторического и духовного поиска.

Это издание — новаторское. Энциклопедий много, но такой нет, поскольку она — одновременно и итог, и перспектива. Ведь понятно, что история православия 20-го века — это просто поле непаханое, а в 18 — 19 веках есть персоналии, труды, которые раньше наука просто не успела оценить и сопоставить с историческим контекстом из-за того, что прервалась традиция. 

Почти триста лет назад появилась великая французская «Энциклопедия», которая изменила Европу и мир. И сейчас в Украине идет складывание новых энциклопедий, которые призваны изменить наше отношение к минувшему и настоящему. Кирпичиком станет и эта, которая по-своему предваряет появление у нас гражданского общества — общества терпимости и толерантности.


  • Теги
  • Александр Каплин
  • Владимир Петровский
  • православная энциклопедия
  • Православная энциклопедия Харьковщины
  • Сергей Посохов
  • Слобожанщина
  • Харьков
  • Харьковщина

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    В свете церковного раскола на Украине подобные издания особенно актуальны. Идея А судя по приведенным примерам, энциклопедия получается неплохая, хотя, конечно, конфессиональная и местного значения.
    • 0/0