Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Как создать «Энциклопедию менеджера»: Размышления участника википроекта

Как создать «Энциклопедию менеджера»: Размышления участника википроекта
  • 16 августа 2010
  • просмотров 11915
  • комментариев 3

Мне всегда было интересно узнать, как появляются и редактируются статьи в википедии. Кто их пишет, и, самое главное, можно ли им верить? Последнее – особенно важно. Вопрос о том, можно ли использовать википедию как справочник, достаточно серьезен. Часто в работе приходится задумываться о правильности того или иного термина, понятия. Можно взять привычный толковый словарь, но там может не быть специфических современных терминов, появившихся с развитием бизнеса в нашей стране. Дальше – больше. Покопавшись в литературе, находим совершенно разное толкование одних и тех же понятий. Похоже, авторы соревнуются… Но мне от этого не легче: ясности нет. Тогда обращаешься к википедии и получаешь ответ. Да, удобно. Да, сразу, в интернете, без отрывва от компьютера. Да, как правило, четкие формулировки, но можно ли им верить? А тем более ссылаться на википедию, как на надежный источник информации?

Как стало известно в июне 2010 года, сообщество менеджеров E-xecutive планирует создать свой википроект. Любопытно находиться у истоков любого начинания, но важнее получить ответы на вопросы. На те самые вопросы, которые сформулировал в предыдущем абзаце. Попутно возникают и другие: а нужна ли своя википедия Сообществу менеджеров? Не внесет ли это неразбериху в трактовку серьезных научных понятий? Не будет ли это дублированием «большой» википедии. Есть и еще вопросы, но, довольно, пора на встречу дискуссионного клуба E-xecutive.

Независимого консультанта по вопросам IT Антона Чаплыгина на встрече клуба представил главный редактор E-xecutive Андрей Семеркин. Оказалось, что найти человека из компьютерно-виртуального мира, способного внятно объяснить то, как устроена википедия, не так просто: во-первых, эксперты как правило работают ночью, а с лучами солнца исчезают, во-вторых, не готовы общаться никоим образом, кроме как online. Антон Чаплыгин – исключение.

Андрей Семеркин определил цели википедического проекта следующим образом. Он разделил их на две части: «спрос» и «предложение». В поле «предложение» википроект Сообщества является трибуной для самовыражения его членов: «Я предлагаю». Отличительная особенность, в сравнении с «большой» википедией, заключается в том, что в википроекте E-xecutive основой будут публикации авторов Сообщества. То есть в нашей википедии в списке литературы должны быть наши имена. Второе отличие – авторизация доступна зарегистрированным участникам Cообщества.

Теперь с точки зрения «спроса». Кому все это нужно? Дело в том, что «большая» википедия содержит сотни тысяч статей, но не отвечает на многие вопросы. По крайней мере, не отвечает на многие вопросы так детально, как это, возможно, хотелось бы читателям. Поэтому наша википедия по ряду вопросов должна быть более детализирована и потому более полезна тем сообщникам и внешним читателям, кто будет пользоваться общими знаниями для пополнения своих собственных.

Антон Чаплыгин начал с обзора теории управления знаниями, с анализа того, как они формируются в сообществах. E-xecutive – это не только learning community, но и community of knowledge. Все участники Сообщества обладают сведения, которыми делятся друг с другом. Этот процесс давно идет на форумах, в публикациях, поэтому вполне логична и идея организовать собственный вики-проект,в котором участники совместно смогут объединиться в написании нужных многим текстов и формулировок. То есть записывать знания (вдумайтесь в магическое словосочетание – «записывать знания». Несколько отличается от «составления справочника», верно?). Основная мысль: Сообщество менеджеров E-xecutive создает википроект для того, чтобы записать свой опыт, который несколько отличается от опыта авторов русской википедии.

Техническим средством нашего взаимодействия сейчас является сайт. Но для целей создания википедиии нужен новый функционал. Знания формируются не сразу, они выкристаллизовываются из накопленной информации, полученной из различных источников. Данные собираются, анализируются, обобщаются, синтезируются. В результате синтеза образуются знания, которые можно использовать. Благодаря двум качественным переходам – от данных к информации и от информации к знаниям, мы получаем сведения, которые характеризуются непротиворечивостью (в отличие от часто противоречащих друг другу данных и информации), структурированностью, актуальностью, достоверностью (нужны средства, подтверждающие эту достоверность), доступностью и лаконичностью. Функции управления системой следующие. Система должна позволять:

  • записывать знания, полученные на основании личного опыта;
  • выводить изложенное из личного контекста, чтобы оно было понятным другим;
  • предоставлять сведения всем, кому они интересны. 

Что позволяют делать викитехнологии? Во-первых, свободно создавать и редактировать статьи. Кажется маловероятным, но практика показывает эффективность такого метода. Википедия – огромная библиотека с качественными статьями, созданная сообществом участников. Для обеспечения качества существует версионный контроль статей. Можно проверять каждую версию, сравнивать их и при необходимости – «откатываться» к предыдущей. Бывают случаи вандализма, которые необходимо вовремя обнаруживать и принимать меры. Есть эффективные механизмы по своевременной пресечению и ликвидации деятельности хулиганов. Викитехнологии позволяют быстро и легко создавать перекрестные ссылки между статьями. Если вы даете определение, в котором упоминаются какие-либо термины, то можно выделить этот термин, и он автоматически станет ссылкой. Каждую статью можно обсудить. Естьразбивка по категориям, категоризация.

Антон показал, каким образом можно писать статьи, редактировать их, общаться в дискуссиях, бороться с вандализмом. Это я описывать не буду. Тем более что в редакции E-xecutive создается инструкция по работе с википедией (так называемый «мануал»). Скажу только, что все довольно просто, и тот, кто не первый день в Интернете быстро «врубится». Главное, что тексты модерирует само Cообщество, происходит коллективное творчество. Причем, система прозрачна: изменения фиксируются, в истории видно, кто, когда и какие правки вносил. Можно сравнить, что же изменилось в статье, какова разница между правками. Это – к вопросу о контроле со стороны Сообщества.

Каким видится идеальное создание статей Антону Чаплыгину? Идеально простым. За основу берется одно определение чего-либо. Определение, которое сформулировано Сообществом. Потом отдельными разделами выписываются все «за» и «против» этой формулировки, вырабатывается единое мнение, создаются варианты, а затем дается подтверждение достоверности по достоверным источникам полученной информации. Звучит, вроде бы, логично, но достижению идеальной картины мешает одно маленькое обстоятельство: по словам Андрея Семеркина, нет ни одного определения, которое, Сообщество сформулировало бы единогласно. Так что вероятность того, что первые определения будут создаваться единодушно, весьма сомнительна. Больше, как мне кажется на первый взгляд, трудностей возникнуть не должно. Тем более, что, как и в «большой» википедии, предполагается создать раздел правил, которые будут постоянно меняться, дополняться и улучшаться. Эти правила частью аудитории будут восприниматься, а другой частью, соответственно, нет. Что касается «войны правок», которая порой возникает между участниками проекта, категорически не согласными с формулировками друг друга, то она, эта война, пресекается администраторами. В остальном, руководствуясь правилами и здравым смыслом, мы вполне сможем создать и поддержать проект по «записыванию знаний».

Как скоро пойдет процесс? Необходимо определенное время, чтобы выяснить, нужен ли такой проект Сообществу. Мне видится в этом начинании хороший повод для самовыражения, поддерживаю в этом команду E-xecutive. Итак, вначале – самовыражение наиболее активных членов Сообщества, затем втягивание в эту игру последователей. Теперь, узнав основы этой «кухни», я, например, буду более лоялен по отношению к информации из «большой» википедии, и смогу ответить на вопрос, доверяю ли я этой информации, и почему. Это первое, полезное, что я вынес с заседания дискуссионного клуба. А второе – это то, что в моей профессиональной деятельности я сталкиваюсь, и очень часто, с различным пониманием терминологии. То, что меня не всегда понимают, меня не особенно волнует, но в ряде случаев я наблюдаю, как неправильные представления об очевидных понятиях губят проекты, мешают бизнесу. Так почему бы и мне не опубликовать несколько статей по тем вопросам, которые считаю важными как для себя и для моих клиентов?

От редакции E-xecutive. Если вам интересна идея, если вы хотите принять участие в создании энциклопедии, приглашаем вас подать заявку на вступление в рабочую группу «Википроект «Энциклопедия менеджера». 

  • Теги
  • E-xecutive
  • MediaWiki
  • wiki
  • Wikipedia
  • Андрей Семеркин
  • Антон Чаплыгин
  • Википедия
  • Энциклопедия менеджера
  • вики
  • википедия
  • менеджеры
  • менеджмент
  • социальная сеть

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.1)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Тоже всегда задавалась вопросом, кто пишет и кто утверждает статьи в интернетные энциклопедические издания, и насколько они достоверны. Пока что не сталкивалась с информацией, которая сразу бы показалась мне ошибочной. А система контроля — это хорошо. И чем больше мнений высказано, тем легче установить суть. А современный справочник по менеджменту в интернете очень нужен, потому как взрослые люди обучаются, в основном, сидя перед монитором.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Осталось объяснить большей части населения на просторах нашего любимого СНГ, что менеджер и продавец-консультант — далеко не одно и то же. Даже боюсь трогать славную профессию менеджера по уборке. Так как, к сожалению, очень уж искажено само понятие менеджера. И в «энциклопедию менеджера» очень часто могут обращаться совсем не за искусством сопровождать и направлять. Однако, возможно, благодаря этой энциклопедии многих ждет сюрприз.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Как скоро пойдет процесс? Необходимо определенное время, чтобы выяснить, нужен ли такой проект Сообществу. Мне видится в этом начинании хороший повод для самовыражения, поддерживаю в этом команду E-xecutive.

    Начали вроде правильно: "спрос-предложение", а потом опять ушли в сторону, говоря про какое-то сообщество...  Печально  Подобные Википедии проекты должны быть прежде всего интересны широкому кругу читателей (это и есть спрос), а так можно оставаться и в форумных рамках на специализированных сайтах. Если ребята будут до посинения спорить о понятиях и определениях, проект умрет, не начавшись.
    Я бы начал с того, что, отработав систему правил и определившись с понятиями, предложил бы услуги Википедии... Предположим — маленькую сноску в конце какой-нибудь профильной статьи — мнение профессионального сообщества E-xecutive.. Здорово Идея
    • 0/0