Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Вышел в свет 25-й алфавитный том «Православной энциклопедии»

Вышел в свет 25-й алфавитный том «Православной энциклопедии»

Рецензия

  • 15 Марта 2011
  • просмотров 3715
  • комментариев 3

25-й том «Православной энциклопедии» продолжает публикации материалов на букву «И». Его открывает статья «Иоанна деяния», посвященная раннехристианскому апокрифу, который описывает служение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Завершает новый том крупный материал, повествующий об Иосифе (Шумлянском, 1643-1708), епископе Львовском и Каменец-Подольском, который в 1700 г. открыто перешел в унию вместе со своей епархией и положил начало Униатской церкви в Галиции.

Как и предыдущий, 24-й, том, 25-й алфавитный том энциклопедии получился преимущественно биографическим. Среди его материалов – статьи, посвященные многочисленным святым, иерархам, другим церковным и религиозным деятелям, которые носили имена Иоанникий, Иоасаф, Иов, Иона и Иосиф.

Среди древних святых, о которых рассказывают материалы нового тома: преп. Иоанникий Великий ( 846) из византийского монастыря Антидион на Олимпе Вифинском; преп. Иоанникий Девичский, сербский святой, скончавшийся в 1430 г.; преп. Иоанникий Новый из Мусчела, румынский подвижник монашеской жизни 1-й пол. XVII в.

В числе русских православных святых, носивший имя Иоанникий, о которых рассказывает новый том энциклопедии, следует отметить преп. Иоанникия Радонежского (XIV в.), ученика преп. Сергия Радонежского; святителя Иоанникия (Руднева, 1826 — 1900 гг.) митрополита Киевского и Галицкого, память которого с 1987 г. отмечается в день Собора Тульских святых (святитель был уроженцем Тульской губернии.), преп. Иоанникия (Гомолко, 1912 г.), настоятеля знаменитой Глинской пустыни. В томе имеются статьи, рассказывающие о новомучениках ХХ в. — преподобномученике Иоанникии (Дмитриеве) Оптинском, расстрелянном в 1937 г. и канонизированном в 2000 г . Юбилейным Собором Русской Православной Церкви, и о преподобномученице Иоанникии (Кожевниковой, 1937 г.).

Не только в советской России имели место гонения на Церковь и ее служителей. Так, отдельный материал в новом тому посвящен священномученику Иоанникию (Липовацу), митрополиту Черногорско-Приморскому, убитому в 1945 г. партизанами-коммунистами.

В новом тому можно ознакомиться с публикациями, рассказывающими о таких видных иерархах Русской церкви, как Иоанникий (Горский, 1810-1811 – 1877 гг.), архиепископ Херсонский и Одесский; Иоанникий (Ефремов, 1863 – 1914 гг.), епископ Белгородский, викарий Курской епархии; Иоанникий (Казанский, 1839 — 1919 гг.), архиепископ Архангельский и Холмогорский; Иоанникий (Никифорович-Полонский, 1742- 1819 гг.) архиепископ Подольский и Брацлавский; Иоанникий (Образцов, 1792-1793 – 1880 гг.), епископ Кавказский и Черноморский; Иоанникий (Сперанский,1885-1969), епископ Красноярский, викарий Новосибирской епархии. Из ныне здравствующих иерархов Московского Патриархата в новом томе отмечен Иоанникий (Кобозев, род. 1938 г.), митрополит Луганский и Алчевский.

В 25-м томе нашла отражение в отдельных публикациях жизнь и деятельность Патриархов Константинопольских: Иоанникия I (Патриарх в 1524-1525 гг.), Иоанникия II Линдиос (сер. XVII в.), Иоанникия III Караджа (Патриарх в 1761-1763 гг.), а также Иоанникия, Патриарха Александрийского ( 1657 г.). Здесь же присуствтуют статьи, посвященные Архиепископам Сербским: Иоанникию I ( 1279 г.), св. Иоанникию II ( 1354.) и Иоанникию II, болгарскому Патриарху Тырновскому (ок. 1375 г.). Следует отметить и материал об Иоанникии, Архиепископе Кипрском (Предстоятель в 1840-1849 гг.).

Особого внимания заслуживает размещенная в 25-м томе обширная статья, которая рассказывает о жизненном пути, церковной и просветительской деятельности выдающегося западнорусского духовного писателя, полемиста и проповедника Иоанникия (Галятовского), архимандрита Черниговского Елецкого монастыря и одного из ректоров Киево-Могилянской академии, внесшего большой вклад в развитие богословия и образования в Киевской митрополии в XVII в.

Большой интерес представляют материалы, который знакомят читателя с деятельностью видных грузинских церковных деятелей Иоанна-Зосима, гимнографа Х в., и преп. Иоанна-Торникия, подвижника монашеской жизни, также совершавшего свое служение в Х в.

Исключительно интересна статья, повествующая об Иоанне-Нектарии (Евграфе Ковалевском, 1905-1970), бывшем епископе Сен-Денийском (РПЦЗ), который явился основателем и первоиерархом Французской Православной Церкви галликанского обряда — православной церковной структуры, основанной на латинской богослужебной традиции.

Ряд материалов нового тома посвящен важнейшим персонажам ветхозаветной истории. В частности, 25-й том «Православной Энциклопедии» знакомит своих читателей с Ионафаном, сыном 1-го царя Израильского Саула, Иоасом, 9-м царем Иудейский (835-796 г. до Р.Х.), Иоафамом, 11-м царем Иудейским (ок. 740-731 г. до Р.Х.), а также двумя правителями по имени Иохаз – 11-м Израильским царем (814-800 г. до Р.Х.) и 17-м царем Иудейским (ок. 609-608 г. до Р.Х.).

Ветхозаветную тематику продолжают крупные публикации, рассказывающие о св. праотце Иове и библейской Книге Иова, а также статьи о св. пророках Иоиле и Ионе.

25-й том «Православной энциклопедии» представляет масштабный комплекс статей, посвященных православным святым, иерархам, церковным деятелям, которые носили имя Иоасаф. В этом ряду особое внимание обращают на себя материалы о свт. Иоасафе (Скрипицыне, 1555 г.), Митрополите Московском и всея Руси, который возглавлял Русскую Церковь в период малолетства великого князя Иоанна IV — будущего царя Иоанна Грозного, и свт. Иоасафе (Горленко, 1705-1754 гг.), епископе Белгородском и Обоянском. Также необходимо отметить статьи, посвященные преподобным Иоасафу Нижегородскому ( ок. 1567 г.), Иоасафу Каменскому (кон. XV в.) и преподобномученику Иоасафу Сентогорскому, Псковскому ( 1299), убитому во время нападения на Псков рыцарей Тевтонского ордена.

Многочисленны в новом томе статьи, в которых речь идет о новомучениках ХХ столетия: священномученике Иоасафе (князе Жевахове, 1874 – 1937 гг.), епископе Могилевском, священномученике Иоасафе (Стефановиче, 1859-1918 гг.), священномученике Иоасафе (Удалове), епископе Чистопольском (1886 – 1937 гг.) и расстрелянных на полигоне Бутово в 1937 г. преподобномучениках Иоасафе (Боеве), Иоасафе (Крымзине) и Иоасафе (Шахове).

Вызывает интерес публикация, в которой речь идет о преп. Иоасафе (Иоанне Уроше, 1422/23), последнем представителе Сербской династии Неманичей, ктиторе Большого Метеорского монастыря в Греции.

Среди крупных церковных деятелей, которым в 25-м томе отведены большие статьи, заслуживают особого упоминания два Предстоятеля Русской Православной Церкви XVII века — Патриархи Московские и всея Руси Иоасаф I ( 1640) и Иоасаф II ( 1672).

С ними соседствуют материалы, рассказывающие о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоасаф, епископ Угровский ( ок. 1242 г.), совершивший неудачную попытку занять Киевскую митрополию после Батыева нашествия; Иоасаф (князь Оболенский), бывший архиепископ Ростовский и Ярославский ( 1513 г.), крупный древнерусский книжник и меценат; Иоасаф (Кроковский), митрополит Киевский Галицкий и всея Малыя России (ок. 1648 -1718 гг.); Иоасаф, епископ Кодьякский (1761-1799 гг.), видный миссионер и просветитель Северной Америки, утонувший в при крушении судна в Охотском море; Иоасаф (Заболотский), архиепископ Тверской и Кашинский (1744 (1750) – 1788 гг.); Иоасаф (Миткевич), епископ Белгородский и Обоянский (1724 – 1763 гг.); Иоасаф (Каллистов), архиепископ Крутицкий (1849 (1851-1852) – 1920 гг.).

Среди статей о русских православных архиереях новейшего времени заслуживают внимания публикации об Иоасафе (Лелюхине), митрополите Киевском и Галицком (1903- 1966 гг.): Иоасафе (Журманове), архиепископе Тамбовском и Мичуринском (1877-1962 гг.); Иоасафе (Овсянникове,1904-1982 гг.), архиепископе Ростовском и Новочеркасском и Иоасафе (Губене, р. 1961 г.), нынешнем епископе Новокаховском и Геническом Украинской Православной Церкви.

Новый том также содержит статью, из которой можно узнать о жизни и деятельности иеромонаха Иоасафа (Медведева, 1680-1765 гг.), строителя Площанского Казанского монастыря, основателе брянского пустынножительства.

С указанными статьями соседствуют публикации, в которых говорится о Патриархах Константинопольских Иоасафе I Коккасе (Патриарх в 1462-1463 гг.) и Иоасафе II Великолепном (Патриарх в 1556-1565).

Обширен представленный в новом томе комплекс материалов, в которых рассказывается о святых, иерархах, церковных деятелях по имени Иов. Среди них центральное место занимают весьма значительные по объему публикации о св. Иове, первом Патриархе Московском и всея Руси (1607), преподобных Иове, игумене Почаевском (1551-1651), Иове (в схиме – Иисусе) Анзерском, основателе Голгофо-Распятского скита на о. Анзер (Соловецкий архипелаг), Иове (Княгиницком, 1550 – 1621 гг.) Манявском, основателе знаменитого Манявского скита в Карпатах, и Иове (Мозовский) Ущельском ( 1628), основателе Ущельской пустыни на р. Мезени (Архангельская область).

Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Тему истории Православия на Украине продолжает публикация об Иове (Кондзелевиче,1667 – 1740-е гг.), игумене Луцкого Братского Воздвиженского монастыря, крупнейшем украинском иконописце XVIII в.

Примечательны статьи о таких крупных русских иерархах, как Иов, митрополит Новгородский и Великолукский ( 1716 г.), и Иов (Потемкин), архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (1750 – 1823 гг.). Из архиереев Русской Церкви новейшего времени следует отметить Иова (Кресовича), архиепископа Ивановского и Кинешемского (1898 – 1977), об исповедническом пути которого также можно узнать из статьи в новом 25- томе энциклопедии. Здесь же присутствуют материалы о ныне здравствующих иерархах: Иове (Тывонюке, род. в 1938 г.), митрополите Челябинском и Златоустовском, и Иове (Смакоузе, род. в 1964 г.) епископе Каширском, викарии Московской епархии, управляющем Патриаршими приходами в Канаде.

Том также содержит статьи, из которых можно почерпнуть информацию об Иове, Патриархе Александрийском (953-960 гг.), и Иове, Патриархе Антиохийском (811-843 гг.).

Далее 25-й том «Православной Энциклопедии» представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, Митрополит Киевский и всея Руси ( 1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной; св. Иона, епископ Пермский ( 1470 г.); св. Иона, архиепископ Новгородский ( 1470 г.), а также преподобные Иона Псково-Печерский (кон. 15 в.), Иона Яшезерский ( ок. 1592 г.) и Иона (Мирошниченко, 1902 г.) основатель Троицкого Ионинского монастыря в г. Киеве. Отдельный материал посвящен св. праведному протоиерею Ионе (Атаманскому) Одесский (1855 – 1924 гг.), замечательному пастырю из г. Одессы.

Крупная публикация рассказывает об Ионе из Боббио, видном западном церковном писателе и агиографе VII в.

25-й том энциклопедии представляет биографический очерк, посвященный Ионе (Паффхаузену, род. 1959), архиепископу Вашингтонскому и Нью-Йоркскому, митрополиту Всей Америки и Канады, Предстоятелю Православной Церкви в Америке.

Из других видных иерархов, носивших имя Иона, особо следует отметить трех митрополитов Киевских конца XV-XVI вв.: Иону I Глезну ( 1494 г.), Иону II ( 1507 г.) и Иону III (Протасовича, 1577 г.). Из иерархов Западной Руси этой же эпохи в новом томе также представлены: Иона (Борзобогатый-Красенский, 1505-1585 гг.), еп. Луцкий и Острожский, и Иона (Гоголь-Богушевич 1602), епископ Пинский и Туровский, перешедший в унию после Брестского собора 1596 г.

Большой интерес вызывают статьи, в которых говорится о жизни и церковной деятельности таких крупных иерархов XVII в., как Иона (Архангельский, 1627 г.) митрополит Сарский и Подонский, местоблюститель Московского Патриаршего Престола после смутного времени (1613-1618 гг.), и Иона (Сысоевич, 1690 г.), митрополит Ростовский и Ярославский, также бывший некоторое время Патриаршим Местоблюстителем, но особенно прославившийся своей обширной строительной деятельностью, в частности – возведением знаменитого Ростовского Кремля.

Рядом с этими материалами соседствуют статьи об Ионе (Василевском, 1763-1849 гг.), митрополите Карталинском и Кахетинском, экзархе Грузии, и ныне здравствующем Ионе (Карпухине, род. 1941), архиепископе Астраханском и Енотаевском.

Из архиереев, продолжающих свое служение в настоящее время, в новом томе также представлены архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких, род. 1949 г.) епископ Абаканский и Кызыльский Ионафан (Цветков, род. 1962 г.).

Большие публикации посвящены также Ионафану (Рудневу, 1816-1906 гг.), архиепископу Ярославскому и Ростовскому, и Ионафану (Кополовичу, 1912- 1990 гг.), архиепископу Кишиневскому и Молдавскому.

В 25-м томе начата публикация значительного по своему объему комплекса статей, посвященных святым и церковным деятелям по имени Иосиф. Этот ряд открывает знаменитый библейский персонаж — св. Иосиф Прекрасный, ветхозаветный патриарх.

Среди святых Русской Церкви, носивших это имя, наибольшую известность получили: преп. Иосиф (Санин), игумен Волоцкий (1439-1515 гг.), выдающийся подвижник монашеской жизни, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря; преп. Иосиф (Литовкин, 1837-1911 гг.), знаменитый Оптинский старец; священномученик Иосиф, митрополит Астраханский и Терский (1597-1671 гг.), ставший жертвой восставших казаков-разинцев.

Из иерархов Русской Православной Церкви средневековой эпохи, статьи о которых представлены на завершающих страницах 25-го тома, наиболее примечательны: Патриарх Московский и всея Руси Иосиф ( 1652 г.); Иосиф (Болгаринович), митрополит Киевский и всея Руси ( 1501 г.); Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси ( 1675); Иосиф (Бобрикович, 1635), епископ Мстиславский, Могилевский и Оршанский, и его преемник по кафедре — Иосиф (Кононович-Горбацкий, 1653); Иосиф (Волчанский 1745), архиепископ Московский и Владимирский, а также Иосиф (Иезекииль, князь Курцевич), бывший архиепископ Суздальский и Тарусский ( 1642 г.).

Среди архиереев, чье служение пришлось на новый и новейший период церковной истории, особо примечательны: Иосиф (Семашко 1798-1868 гг.), митрополит Литовский и Виленский, инициатор воссоединения западнорусских униатов в 1839 г., и митрополит Иосиф (Петровых, 1872-1937 гг.), лидер т.н. иосифлянства — оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому) церковного движения.

В числе заключительных статей 25-го тома — материалы, посвященные современным архиереям Московского Патриархата: Иосифу (Балабанову, род. 1954 г.), епископу Биробиджанскому и Кульдурскому, и Иосифу (Македонову, род. 1964 г.), епископу Иваново-Вознесенскому и Кинешемскому.

Помимо названных публикаций в 25-й том «Православной Энциклопедии» вошла также большая статья, посвященная Иоахиму Флорскому ( 1202 г.) – знаменитому итальянскому средневековому богослову, экзегету и мистику, основателю флорского монашеского ордена, вдохновителю религиозного движения иоахимитов. Тему истории западного Христианства продолжает и такой специфический материал, как статья о легендарной Иоанне Папессе, вымышленному персонажу, который якобы жил в IX или XI вв.

Несмотря на то, что 25-й том «Православной Энциклопедии» содержит преимущественно биографические материалы, в него вошел ряд статей иного содержания.

В частности, здесь можно увидеть несколько статей посвященных православным монастырям, среди которых наиболее примечательны: монастырь св. Иоанна Златоуста (оккупированная турками часть о. Кипра), основанный в XI в., и другая кипрская обитель — Иоанна Лампадиста, основанная в XVI в. и известная своими выдающимися фресками, внесенными с список Юнеско. Здесь же присутствуют публикации, рассказывающие о монастырях: Загаецком св. Иоанна Милостивого (Тернопольская епархия Украинской Православной Церкви), Иоанна Нового Сочавского (Румынская Православная Церковь), также известном фресками XVI в. и тоже внесенном в перечень Всемирного наследия Юнеско, и преп. Иова Почаевского близ Мюнхена (Русская Православная Церковь Заграницей). Среди публикаций нового тома — статьи о монастырях в честь св. Иоанна Предтечи: в г. Великом Устюге (XIII-XV вв., один из древнейших на Русском Севере, разрушен в ХХ в. и ныне не действует), близ г. Серес (Греция, XIII в.), на Западном берегу р. Иордан (недалеко от места крещения Иисуса Христа, впервые упоминается около 570 г., по преданию, здесь подвизался преп. Зосима, оставивший свидетельство о преп. Марии Египетской). Однако самый знаменитый среди них — Иоанно-Предтеченский скит при Оптиной пустыни – место подвигов знаменитых Оптинских старцев, основанный в 1821 г. епископом св. Филаретом (Амфитеатровым, впоследствии — митрополит Киевский и Галицкий). Помимо указанных монастырей восточной традиции, обращает на себя внимание и обитель Иона — древний монастырь у западных берегов Шотландии, основанный св. Колумбой в VI в. Этому крупнейшему в Британии центру древнего иночества также посвящена большая статья в новом томе энциклопедии.

Также благодаря статье в 25-м томе «Православной Энциклопедии» можно ознакомиться с историей создания и архитектурными особенностями такого выдающегося памятника древнерусского зодчества, как церковь св. Иоанна Лествичника в Московском Кремле, более известная как «Иван Великий».

В отличие от других томов, 25-й том не изобилует материалами по истории и современному состоянию православных епархий. Тем не менее, здесь присутствует весьма примечательная статья «Иоаннупольская и Преторийская митрополия Александрийской Церкви», из которой можно узнать о том, как образавалсь и продолжает свою деятельность православная епархия в ЮАР с центром в г. Йоханнесбурге.

Наконец, следует отметить такие религиоведческие публикации нового тома, как статьи, посвященные секте «иоаннитов», практиковавших аномальное почитание св. Иоанна Кронштадтского, и иозефинизму – политическому курсу императора Священной Римской Империи Иосифа II Габсбург-Лотарингского, который затрагивал, в том числе, и религиозную сферу.

Из статей страноведческого характера в новом томе обращают на себя внимание материалы, посвященные реке Иордан в Святой Земле и государству Иордания.


  • Теги
  • 25 том
  • XXV том
  • православие
  • Православная энциклопедия
  • энциклопедия

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.4)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Было интересно читать уже саму заметку — новость об этом томе Православной энциклопедии. Что же говорить о самой энциклопедии! Я бы не назвала себя религиозным человеком, но мне интересно православие как определяющий вектор родной культуры и истории, и приятно было узнать, что Православная энциклопедия содержит немало информации по истории, архитектуре, религиоведению.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Отличная новость для православных. 25-й алфавитный том «Православной энциклопедии» преимущественно биографический, и поэтому очень приятно читать статьи, посвященные многочисленным святым, иерархам, другим церковным и религиозным деятелям.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    В свете последних мировых событий (катаклизмов, терактов, вооружённых разборок), наверное, пора всем нам вспомнить старую мудрую пословицу "Все под Богом ходим"... Не усмотрите в моих словах ханжество, но как сказал герой одного произведения: "Не стыдно преклонить колени перед матерью и перед Богом. Перед всеми остальными вовсе необязательно." Уверен, чтение религиозного материала сможет сделать нас чуточку светлее...
    • 0/0