Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Ответственный редактор серии словарей «Ислам в Российской Федерации» рассказал о проекте

Ответственный редактор серии словарей «Ислам в Российской Федерации» рассказал о проекте
  • 6 апреля 2011
  • просмотров 8207
  • комментариев 2

Мир энциклопедий. Из выступления ответственного редактора серии «Ислам в Российской Федерации»  Дамира Хайретдинова (на фото) на II-х Фахретдиновских чтениях (Уфа, 5 апреля 2011 г.). Фахретдиновские чтения — научная конференция, на которой обсуждаются актуальные проблемы истории и современного состояния мусульманского просвещения в России, а также перспективы интеграции светского и религиозного образования в условиях формирования гражданского общества и правового государства. Название конференция получила в честь Ризаитдина Фахретдинова (1859 — 1936), выдающегося башкирского писателя-просветителя, учёного-востоковеда и религиозного деятеля.

Жанр энциклопедии, в которой раскрывались бы отдельные положения исламской религии, философии или истории, весьма популярен в мире — как на Западе, так и в мусульманском мире. Пожалуй, первыми энциклопедистами в этой сфере в России выступили такие именитые мусульманские богословы, как Шихабутдин Марджани и Ризаитдин Фахретдин. Внимательный анализ главного труда Ризы-хазрата «Асар» не оставляет сомнений: перед нами — масштабная энциклопедия, в которой собраны по определенной схеме статьи, описывающие биографии тех или иных мусульманских деятелей нашей страны. И именно в силу того, что данные скрупулезно проработанные биографии практически не известны из других источников, кроме самого «Асара» и трудов Марджани, работа Фахретдина представляют собой важнейшую источниковедческую ценность.

В предисловии к одному из томов книги «Асар» Риза-хазрат пишет, что он не знает, кто заинтересуется этим трудом, но он все равно должен выполнить свой долг и составить его. Сегодня, после выхода в свет нового издания «Асара», мы наконец-то можем смело заявить о том, что бесценный труд Фахретдина не пропал в забвении: исследователи по истории российского ислама получили возможность активно использовать и татарский оригинальный текст кириллическим шрифтом, и его русский перевод. Более того: сама концепция «Асара» получила дальнейшее развитие с выходом в свет серии словарей «Ислам в Российской Федерации» («Ислам в РФ»). Эта серия — подлинное воплощение в жизнь российскими мусульманами задумки Ризы-хазрата, его идеи скрупулезного описания персоналий, как и разных явлений, объектов, изданий, имеющих отношение к истории ислама в России.

Работа над выпуском в свет серии энциклопедических словарей началась в Издательском доме «Медина» в 2007 году. Она стали следствием многолетних исследований группы ученых, занимавшихся проблемами исламского богословия и истории ислама в России. Энциклопедические словари этой серии отличаются колоссальным объемом исследуемого в ходе составления материала. Книга «Асар», как и труды Марджани, явилась одним из основных источников при составлении словарей, поскольку несет в себе основной массив информации о дореволюционных имамах. По возможности сведения «Асара» подкрепляются материалами архивных источников. При этом мы должны осознавать масштабность проводимой работы, поскольку информация об одном и том же человеке может содержаться в архивах самых разных, весьма удаленных друг от друга городов.

Выпуск словарей во многом способствовал дальнейшему упрочению позиций мусульманских общин, их социализации и расширению источниковой базы по историографии ислама в России. Так, в частности, путем археологических изысканий в Нижегородской области в 2007-2009 гг. было доказано, что тюрко-мусульманские (ордынские или, возможно, булгарские) населенные пункты на юге этого региона на несколько веков древнее по сравнению с первоначальной датировкой нижегородских историков. В связи с изданием словарей значительно активизировалась жизнь мусульманских общин центрально-европейской части России и Урала, которые впервые узнали научные сведения о своей старинной истории, познакомились с бытованием своих предшественников в советское время и изучили опыт соседей в современности. Огромный интерес к изданию проявили интеллектуальные круги Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Москвы и других городов.

Многие положения исторической науки во всероссийском масштабе, и почти все положения относительно истории ислама в России, подлежат пересмотру с учётом новых данных, изложенных исследователями и представленных в наших словарях.

Например, официальная история многих регионов центральной или уральской части России начинается, как правило, с момента вхождения этих земель в состав Московского государства. Весь предшествующий исторический срез в учебниках по истории для школ и вузов и даже в научных изданиях просто игнорируется. Тем не менее, и археологические находки, и внимательный источниковедческий анализ раннесредневековых документов свидетельствует о богатейшей истории, мощной государственности, масштабном торговом и культурном взаимообмене коренных народов этих мест. Но всё это практически никем и никогда не изучалось... Скажем, школьники и студенты Свердловска и Челябинска скрупулёзно изучают историю вятичей и Киевской Руси IX-XII веков, но ровным счётом ничего не знают об истории своего родного региона этого же периода, хотя в трудах аль-Идриси упомянуты, как минимум, три «процветающих города» на Урале. Но они даже не локализованы современной наукой.

Здесь, в столице Башкортостана, позволю себе сделать несколько более подробных ремарок о томе «Ислам на Урале». В нем найдется материал, который заинтересует любого специалиста: и медиевистов, и археологов, и краеведов, и историков Нового времени, и политологов, которые специализируются на изучении современных процессов. Мне как этнологу особенно близки статьи, посвященные этническим общинам и процессам. Скажем, что мы можем представить себе, когда говорим об исламе в Ханты-Мансийском автономном округе? Я думаю, 99% слушателей однозначно выскажутся в том духе, что у этой религии не было и не могло быть предыстории так далеко на севере. Но вот открываем словарь и читаем: в 18 веке ханты принимали ислам и оказывали сопротивление православной миссии: «начаша себе нарыцати бесурманы... и воздвигоша кличи» — то есть минареты. Словарь «Ислам на Урале» — это более 700 статей почти 50 авторов. Тема истории и бытования ислама на Урале многогранна и мало изучена, и данный том является первым важным шагом в исследовании данной проблемы. Исследования, посвященные активно развивающемуся в наши дни исламскому сообществу и показывающие особенности сосуществования мусульман и православных на Урале, которые сумели выработать традиции добрососедства, присущие этому региону и сегодня, приобретают особую актуальность в наше неспокойное время. В целом серия словарей «Ислам в РФ» направлена на созидательный межнациональный и межконфессиональный диалог.

Словари «Ислам в РФ» описывают, помимо истории мусульманских общин, и их современность. Другой особенностью серии является большое число авторов — участников проекта, что позволяет соблюсти объективные подходы к изучаемым сюжетам. В этом — главное отличие представляемого труда от работ по исламской тематике, изданных в последние годы.

По планам, в рамках этой серии должно выйти 12 томов, в том числе отдельно «Ислам в Башкортостане» и «Ислам в Татарстане». На данный момент в свет вышли уже пять томов: «Ислам на Нижегородчине», «Ислам в Москве и Подмосковье», «Ислам в Санкт-Петербурге и на российском северо-западе», «Ислам в центрально-европейской части России», «Ислам на Урале»; в настоящее время идет работа над созданием словаря «Ислам в Поволжье».

На сегодня тема ислама в Поволжье ассоциируется для среднестатистического россиянина с «исламом в Татарстане и Башкортостане». Безусловно, роль этих двух республик в становлении ислама в Поволжско-Уральском регионе является выдающейся и во многом ключевой. Вместе с тем, и другие регионы Поволжья и Урала играли и продолжают играть важную роль и в историческом аспекте, связанном с данной темой, и в современности — роль, во многом не изученную или считающуюся периферийной. Так, скажем, если речь заходит о территориях за пределами Татарстана и Башкортостана, на Поволжский и Уральский регионы приходится считанное число научных исследований по этой проблематике. И хотя очевидно, что современные административные границы никак не должны влиять на историографию башкирского и татарского народов, мы видим, что к сожалению, так оно и происходит...

Наши подходы несколько иные: нам одинаково интересны и малочисленные мусульманские общины Северо-западного и Центрального федеральных округов, и титульное население в границах мусульманских республик.

В заключение хотелось бы сказать вот о чем. Есть уникальные и есть локальные коды, которые воспринимаются миллионами людей определенной нации или религиозной принадлежности в соответствии со своей историей, в позитивном или, напротив, негативном ключе. Например, если сказать с трибуны или с экрана телевизоров слово «Кул-Шариф», это вызывает очень яркие эмоции у всех татар, так и или иначе связанных с Татарстаном. Или другой пример: «Караван-Сарай». Думаю, нет ни одного представителя башкирской нации, который не знал бы, о какой светлой и достойной странице его истории идет речь, когда мы говорим об этом комплексе.

Так вот наша задача — сделать эти коды еще более яркими, и наряду с ними ввести новые, которые заставят читателя проявить интерес к своей истории и современности, по-новому взглянуть на наше богатое прошлое. Для башкирского читателя это должны быть такие слова и понятия, на мой взгляд, как башня Тамерлана и Кызыл-Мечеть на Бузулуке, медресе «Хусаиния» в Оренбурге и «Расулия» в Троицке... Ибо только своевременное осознание мусульманской части нашего социума своей богатой и славной истории приведёт к возрождению России как великого Евразийского государства.

Серия словарей «Ислам в Российской Федерации» задумана как масштабное исследование российского исламского пространства, отталкивающееся в своей концепции на такие прецеденты, как «Асар» Ризаэтдина Фахретдина. Просим у Всевышнего, чтобы Он оказал нам Свою милость и поддержку в этом непростом, но чрезвычайно важном проекте.


  • Теги
  • Асар
  • Дамир Хайретдинов
  • Ислам в Российской Федерации
  • Москва
  • Нижегородчина
  • Санкт-Петербург
  • Урал
  • ЦФО
  • Центрально-европейская Россия
  • ислам
  • энциклопедические словари

(Голосов: 1, Рейтинг: 2.93)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Например, официальная история многих регионов центральной или уральской части России начинается, как правило, с момента вхождения этих земель в состав Московского государства. Удивлённо

    Тут, конечно, автор несколько погорячился, поскольку, например, если освоение урало-сибирских земель и начиналось в эпоху Московского государства (16-17 вв.), то реально (или — "официально"Шутливо поселения и рабочие городки стали возводиться уже при Петре I, когда наше государство называлось совсем иначе. Идея
    Ну да ладно.
    Если же вернуться к самой энциклопедической серии "Ислам в РФ", то вместо того, чтобы прилагать повышенные усилия для того, чтобы реализовать задачу
    ...сделать эти коды еще более яркими, и наряду с ними ввести новые, которые заставят читателя проявить интерес к своей истории и современности, по-новому взглянуть на наше богатое прошлое...

    ,
    уважаемые редакторы томов лучше бы задумались о том, чтобы эти издания хотя бы приблизительно можно было назвать "энциклопедическими", а не некоей коллективной монографией светил исламизма! Печально
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Сейчас модно и востребовано говорить о том, что наш мир становится многополярным. Это в противовес всемирному господству США.
    На мой взгляд, появление  таких книг, как серии словарей «Ислам в Российской Федерации», есть проявление этой многополярности мира.
    Перечитал несколько комментариев к статьям, посвященным выходам в свет серии словарей «Ислам в Российской Федерации». Сделал вывод, что многие из авторов комментариев или не готовы принять реальность многополярности мира, или не хотят её замечать.
    Может быть, это связано с тем, что многополярный мир из модных разговоров совсем не такой, как реальный многополярный мир?
    • 0/0