Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Детский педагог-психолог: Увлечение энциклопедической литературой лишает детей эмоций

Интервью

  • 13 мая 2013
  • просмотров 4015
  • комментариев 12
Мир энциклопедий. Выдержки из статьи «МК», посвящённой книгоизданию детской литературы в России.
Ребёнок с книгойНикто не отрицает того, что важнейшее место в жизни ребенка занимает игра, потом идет обучение и развитие, и высшим пилотажем считается гибрид — обучение через игру. Однако если говорить о книгах и чтении, то этот подход не срабатывает, уверена член ученого совета НИИ Центра психического здоровья Российской академии медицинских наук (РАМН) Елена Смирнова: Едва ли не важнейшая проблема современной детской литературы заключается в том, что сегодня идет массовая замена детских книг некими «книгоподобными продуктами». Книжка становится игрушкой или обучающим игровым пособием, но в результате суть самого повествования теряется напрочь, ребенок оказывается совершенно неспособен воспринять цельно даже тот небольшой текст, что в ней напечатан.
Елена Смирнова, член ученого совета НИИ Центра психического здоровья РАМН
Еще один аспект проблемы отмечает детский педагог-психолог Ольга Силина: У многих родителей сейчас в моде энциклопедичность по отношению к детскому чтению. И в плане книг тут все в порядке — в продаже много детских изданий и типа «Все обо всем», и даже узкой направленности, но большого, взрослого объема — скажем, «Все о собаках» или «Все о кораблях» и т. д. Это хорошие книги, но родители, которые пичкают ребенка преимущественно такой литературой, лишают его эмоций, которых нет в сухих (несмотря на то, что они детские) справочниках и энциклопедиях. Ребенок не читает о приключениях, переживаниях, дружбе и любви, трудностях и их решениях, запоминая лишь породы собак и ареалы их обитания, условно говоря. Я сталкиваюсь с такими детишками в своей работе: на уроках они поражают учителей своими энциклопедическими познаниями и эрудированностью, но на переменках не могут толком общаться со своими сверстниками, садятся в уголок и утыкаются в телефон...
Ольга Силина, детский педагог-психолог
А руководитель семинара по детской литературе в Литературном институте имени А. М. Горького (Литинститут, ЛИ им. А. М. Горького) Александр Торопцев и вовсе видит в современной детской литературе угрозу национальной безопасности: У разных культур — разные типы мышления. У американцев — прагматичное, у японцев — системное, у нас — образно-интуитивное. И вот этой образной интуитивности в детских книжках становится все меньше. Нас сажают на иглу прагматичности Гарри Поттера! А ведь язык, слово — это одно из главных богатств народа, залог сохранения его культуры.
Александр Торопцев, руководитель семинара по детской литературе в Литинституте

  • Теги
  • Литинститут
  • РАМН
  • РФ
  • Российская Федерация
  • Россия
  • детская литература
  • детские энциклопедии
  • неэмоциональность
  • энциклопедии для детей

(Голосов: 4, Рейтинг: 2.88)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Увлечение энциклопедической литературой лишает детей эмоций...
    Широкая улыбка
    Кстати, ЭТО особенно заметно по приводимому здесь изображению подростка, устремляющего свой тоскливо-унылый взгляд в печатное издание (впрочем, не факт, что — в энциклопедическое!).   Здорово  

    На самом деле, А КТО СКАЗАЛ, что изданиями типа «Всё обо всём» и т. п. следует заменять «Сказки Пушкина»???   Вопрос  
    Ведь всё — в наших (т. е. родителей или педагогов) руках! И совершенно напрасно уважаемые педагоги-психологи «обозначают» некую проблему «за-энциклопедированности» Удивлённо Смущённо наших детей: в совокупности с «нормальными» Шутливо литературно-художественными произведениями, а также прочими «культурно-эстетическими шоками» (например, в виде походов в театр) ХУЖЕ не будет! Восклицание
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Ха, покажите мне таких детей, которых можно запичкать книжками! Я не знаю, на каких детях они там ставят свои опыты и делают выводы, но я работаю с самыми обычными: из обеспеченных семей и не очень, с отличниками и троечниками, с разным складом ума, разной степенью развития образности восприятия и мышления и т. д. Да, у них сейчас другое мышление, другое отношение к жизни и т. д., но виноваты в этом не книги, заставить читать которые одних невозможно, а другие «глотают» сами, всё как и раньше. Т. е. проблема, о которой говорят здесь психологи, просто высосана из пальца. Её нет. Впрочем, как и большинства проблем, порожденных больным воображением и никудышным образованием современных психологов. И вместо того, чтобы заниматься этой интеллектуальной мастурбацией, лучше бы они сублимировали свою неутомимую фантазию в самое практическое русло, создали бы, пробили, добились (как угодно) реального влияния на Министерство образования, это для начала. Вот уж где зло! Системное! Вред, наносимый нынешними учебниками, планами и программами обучения, не идет ни в какое сравнение с тем «ужасным влиянием», который причинила одна энциклопедия голове отдельно взятого подопытного «ботаника».
    • 2/0
  • Ссылка на комментарий
    Видно, у этих психологов дети умственно отсталыми растут, вот они тут ерунду и городят. Ботаники были во все времена, даже когда и книжку в свободной продаже купить было нельзя. Ведь если ребенку интересно читать о породах собак, он будет читать, несмотря ни на что. А если нет, то и ремнем не заставить. А любовь к умным книжкам вообще никак не сказывается на общении ребенка со сверстниками.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Юрий Антипов пишет:
    проблема, о которой говорят здесь психологи, просто высосана из пальца
    Совершенно согласна. Перестаньте же относиться к детям с таким маниакальным пристрастием! Для психологов дети — рабочий материал. Для глупых родителей они — творческий проект: «Ах, не получается из него заявленная мной идеальная форма! Ничего, сейчас вот здесь подпилим, здесь приколотим, и всё будет здорово! Нет, опять не идеально! Что же делать?!». Для умных родителей ребенок — маленький человек с собственной волей, которого пока еще можно осторожно к чему-то подтолкнуть.
    Какое отношение к чтению в семье — такое и у ребенка будет. Если я с детства видела маму и старшую сестру с книгами, естественно, мне было интересно: «что они в них находят?». И лет с четырех меня уже за уши было не оттащить от книжек. У подруги же моей мама не поклонница чтения (абсолютно). Спасибо, хоть отец заставил её полку всякими энциклопедиями «для девочек», «самые-самые» и т. п. Как по мне, так пусть лучше ребенок словари читает, чем совсем ничего. Глядишь, хоть азы грамотности в голове отложатся.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Не думаю, что от проблемы можно просто отмахнуться, заявив, что она высосана из пальца. Проблема скорее в том, что всеобщий интерес к чтению у детей падает. Но чтение подобных энциклопедическим справочникам книг ничуть не мешает уже потому, что такой справочник имеет ограниченное наполнение, а информации захочется получить ещё больше.
    Можно и наоборот: прочитав об увлекательнейших  приключениях Тура Хейердала, поискать информацию об идолах острова Пасхи.
    Главное — отвлечь дитя от компьютерных игрушек! Восклицание
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Ох уж эти эмоции! Иногда у современных детей они уж слишком через край. И если правда, как пишут психологи, что чтение энциклопедий лишают их эмоций, то, наоборот, спасибо им за идею, буду таким детям чтение энциклопедий прививать.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Дина Балабаева пишет:
    Не думаю, что от проблемы можно просто отмахнуться, заявив, что она высосана из пальца. Проблема скорее в том, что всеобщий интерес к чтению у детей падает. Но чтение подобных энциклопедическим справочникам книг ничуть не мешает уже потому, что такой справочник имеет ограниченное наполнение, а информации захочется получить ещё больше.
    Иногда и взрослым и детям информация нужна именно в энциклопедическом виде — сжато, объективно и без лишних эмоций. И к чтению как таковому это не имеет никакого отношения.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Интересно это говорят те же люди, которые придумали и внедрили новые стандарты образования, которые отучают детей думать нешаблонно? А то забавно получилось бы, чтоб учиться — на тебе энциклопедий мешок, а просто так читать — эмоций лишишься. Широкая улыбка
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Им и эмоции нужны, и энциклопедические знания: у кого-то больше потребность в эмоциях, у кого-то интеллект больше развит, мы все разные. Жаль только тех, кому нужны знания ради знаний.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Максимо пишет:
    Дина Балабаева пишет:
    Не думаю, что от проблемы можно просто отмахнуться, заявив, что она высосана из пальца. Проблема скорее в том, что всеобщий интерес к чтению у детей падает. Но чтение подобных энциклопедическим справочникам книг ничуть не мешает уже потому, что такой справочник имеет ограниченное наполнение, а информации захочется получить ещё больше.
    Иногда и взрослым и детям информация нужна именно в энциклопедическом виде — сжато, объективно и без лишних эмоций. И к чтению как таковому это не имеет никакого отношения.
    Вы правы, и я говорила о том же. В детстве я из энциклопедии о животных научилась не путать леопарда с гепардом, но читая книги натуралиста и детского писателя Сладкова (в 8-9 лет), я влюбилась в дикую природу и не только: я все еще умею различать по виду лесных мелких птичек.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Читая энциклопедию (особенно толстую), ребенок себя ощущает взрослым, как бы приобщается к миру взрослых людей. Какие уж тут эмоции — серьезность и умный вид, размышления о прочитанном. Логика... Лишать детей энциклопедических изданий только потому, что они мешают играть,.. весьма условно «положительно» влияет на развитие ребенка. Откуда у него возьмутся глубокие знания, способность сопоставлять факты, делать выводы?
    Нам нужны выросшие дети-недоумки, которые думают исключительно о себе, о своих удовольствиях?   Вопрос
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Формулировка психолога напоминает подмену причины и следствия. Уменьшение эмоций, сдержанность, — естественны для настоящего, а не физиологического взросления. Дети начинают систематизировать окружающий мир, больше его понимать и своим внутренним решением ограничивают свои эмоции, мешающие взвешенным оценкам. То есть взросление создает интерес к подобной литературе, а не наоборот.
    • 0/0