Вернуться

Энциклопедия людей авангарда

Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. Биографии. В 2 томах 20.11.2013

Энциклопедия людей авангарда

Коллективная работа над этой энциклопедией шла 12 лет, руководили ею два уважаемых в профессиональной среде искусствоведа — Василий Ракитин и Андрей Сарабьянов. Список авторов двухтомника насчитывает 173 человека, и почти все они — от Наталии Автономовой до Александра Якимовича — также хорошо известны среди коллег. Кстати, неплохо было бы в книге дать и им хотя бы самые короткие характеристики, потому что только авторитет авторов и составителей делает «Энциклопедию русского авангарда» изданием образцовым, вызывающим доверие к собранным там сведениям.

В советские времена гарантировать качество книги могло издательство, например «Большая советская энциклопедия», в наши дни — институция, например Государственный институт искусствознания. Здесь же издатель совсем непрофильный, госучреждения, прежде всего музеи, только предоставляли иллюстративные материалы. Сотрудники этих музеев, естественно, являются и авторами книги, но именно как исследователи, специалисты, отвечающие за напечатанное собственным именем.

Иллюстрации, скажем сразу, одна из важнейших составляющих издания, их в двух томах — 1500. Собраны они из сотни музеев, частных собраний, архивов и галерей, центральных, региональных и зарубежных. Кто хоть когда-то сталкивался с проблемой получения «картинок» из наших музеев, знает, что из Йеля добыть их значительно легче. Особо приятное удивление — репродукции, собранные в блоки по алфавиту (по фамилиям авторов), представлены без цветовой и стилистической какофонии, хотя на одном развороте могут соседствовать фотографии, живопись и архитектурные проекты. Среди иллюстраций много редких, а то и впервые воспроизводимых работ. В этом безусловное достоинство книги. Но почему в ней нет «Черного квадрата» Малевича — загадка. Ну не может издание о русском авангарде обойтись без его иконы. Пусть все и знают, как она выглядит.

Изобретателю супрематизма вообще в книге не слишком повезло, поскольку статья о нем отнюдь не самая обстоятельная, как можно было бы предположить. Написана она Ракитиным, в чьей компетенции никто не сомневается, коротко и информативно. Конечно, о Малевиче можно узнать и из других источников и вообще энциклопедия не учебник, но все же хотелось бы большей логики и единообразия в написании статей. Их в спешке, разумеется, не достигнуть, а работу, не имеющую регулярного финансирования и ясных сроков сдачи, спокойно не сделаешь. Тут опять вся надежда на дисциплину и профессионализм авторов и авторов-составителей.

Некоторые статьи написаны не без щегольства, красиво: «Каждая работа Родченко — это минимальный по типу используемого материала композиционный опыт» (Александр Лаврентьев), «Буква — ее форма, ее начертание, ее тайный смысл — становятся основным элементом его стихов» (Екатерина Бобринская об Алексее Крученых). Другие составлены сухо, как и принято в энциклопедиях, предполагается, что о художнике подробно можно прочитать в книгах, приведенных в библиографии. Иногда в библиографии ссылка дается только на документ из архива, как в случае с художником Александром Федоровичем Клюкиным, о котором Фаине Балаховской удалось найти сведений лишь на несколько строчек.

Первые два тома энциклопедии — биографии людей, имеющих к русскому художественному авангарду не только прямое, но и довольно далекое отношение. О Всеволоде Мейерхольде можно прочитать и в театральной энциклопедии. Достаточно спорно, стоило ли коротко писать о Пабло Пикассо или Анри Матиссе, хотя их влияние на русских художников и очевидно. Но это все частности, которые возможно исправить (или не исправлять), когда выйдет электронное издание книги, которая практически малоподъемна. Вроде бы издатели собираются это сделать.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Теги: энциклопедия, биографии, русский авангард, русская живопись, живопись, изо, изобразительное искусство, Россия, 1907-1932, история России, история СССР, Энциклопедия русского авангарда, ЭРА, Василий Ракитин, Андрей Сарабьянов
Описание для анонса: 
Авторы:  Кабанова Ольга
Тип публикации:  Рецензия
Ссылка на источник в интернете:  http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/572631/lyudi-...
См. издания в каталоге:  Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. В 3 томах. Тома 1—2. Биографии
Упоминаемые персоны:  Ракитин Василий Иванович / Сарабьянов Андрей Дмитриевич / Автономова Наталия Сергеевна / Якимович Александр Клавдианович / Малевич Казимир Северинович / Родченко Александр Михайлович / Лаврентьев Александр Николаевич / Кручёных Алексей Елисеевич / Бобринская Екатерина Александровна / Клюкин Александр Фёдорович / Балаховская Фаина Матвеевна / Мейерхольд Всеволод Эмильевич / Пикассо Пабло / Матисс Анри
Рейтинг новости:  3.3
Сумма баллов:  5
Количество голосов:  1

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

[!]Хотите прокомментировать?
Если зарегистрированы на сайте — авторизуйтесь, если нет — зарегистрируйтесь.
Это нравится:0Да/0Нет
Николай Михалюк
Не только «Энциклопедия русского авангарда» не имеет регулярного финансирования и ясных сроков сдачи. У нас практически все делается в таких условиях.
Это нравится:0Да/0Нет
Николай Карпенко
Автор статьи написал: "Но почему в ней нет «Черного квадрата» Малевича — загадка." Да что тут загадочного, все равно никто не поверит, что это именно тот квадрат, а не сделанный в фотошопе.
Это нравится:0Да/0Нет
Яна Виноградская
Я считаю, что тема энциклопедии позволяет несколько отойти от общепринятых правил составления подобных изданий. С нетерпением буду ждать выхода электронной версии. Уверена, что печатная версия со временем станет раритетом.
Это нравится:0Да/0Нет
Алексей Овчинников
Цитата
Роман Троцкий пишет:
Конечно, о Малевиче можно узнать и из других источников и вообще энциклопедия не учебник, но все же хотелось бы большей логики и единообразия в написании статей.
Я всегда считал энциклопедические издания намного выше, чем учебники. Ведь энциклопедия должна содержать истинную, точную, подробную информацию, и спешка (и тем более нелогичность) в написании статей здесь неуместны.
Это нравится:0Да/0Нет
Роман Троцкий
Не думаю, что книгу, которую пишут, как указано в заметке, с щегольством, можно называть "энциклопедия". Справочник, сборник — это еще куда ни шло... :|
Это нравится:0Да/0Нет
YA_HELEN
М-м-да...
Хороший "разгром"...
Этак можно "договориться" до того, что "НУЖНО ЛИ вообще продолжать традицию энциклопедического книгоиздательства"? :?:
Цитата
...Некоторые статьи написаны не без щегольства, красиво: «Каждая работа Родченко — это минимальный по типу используемого материала композиционный опыт» (Александр Лаврентьев), «Буква — ее форма, ее начертание, ее тайный смысл — становятся основным элементом его стихов» (Екатерина Бобринская об Алексее Крученых). Другие составлены сухо, как и принято в энциклопедиях, предполагается, что о художнике подробно можно прочитать в книгах, приведенных в библиографии...
Цитата
О Всеволоде Мейерхольде можно прочитать и в театральной энциклопедии. Достаточно спорно, стоило ли коротко писать о Пабло Пикассо или Анри Матиссе, хотя их влияние на русских художников и очевидно.
Ну ребята, время-то сегодня такое, что едва ли не ежедневно о какой-либо значимой фигуре (тем более о такой, как опальный в свое время Мейерхольд :!: , о ком, кстати, в упомянутой ТЭ 1961 г.и. информация весьма рафинированная!) всплывает все новая информация — одна сенсационнее другой!
Просто и авторам/составителям изданий такой "неформальной" тематики следовало бы более ответственно подходить к их структуре и содержанию. :idea:

Последние новости

Новости форумов


Выбор редакции