Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Вышел в свет новый 39-й том «Православной энциклопедии»

Вышел в свет новый 39-й том «Православной энциклопедии»

Том завершает публикацию статей на букву «К» и начинает издание первых материалов на букву «Л»

  • 15 октября 2015
  • просмотров 3001
  • комментариев 5
Новый 39-й том «Православной энциклопедии» завершает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «К» и начинает издание первых материалов на букву «Л». Том открывает статья «Крисп», посвященная одному из апостолов от Семидесяти. Завершает том публикация «Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия», рассказывающая об одной из епархий Элладской Православной Церкви (из числа митрполий т.н. «новых земель», т.е. северно-греческих территорий, вошедших в состав Греческого государства в начале ХХ в.)

Как всегда, среди статей нового тома — множество публикаций, посвященных различным персоналиям: христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам и т. д.

Среди них следует выделить статью, посвященную священномученику архимандриту Крониду (Любимову), последнему наместнику Троице-Сергиевой лавры (перед ее закрытием), расстрелянному на Бутовском полигоне в 1937 г.

39-й том содержит целый ряд статей посвященных православным подвижницам, носившим имя Ксения. Среди них, прежде всего, следует отметить знаменитую юродивую Северной столицы — блаженную Ксению Петербургскую, жившую в XVIII в. столетии и широко почитаемую не только жителями Санкт-Петербурга, но и всей России. Также заслуживает внимание статья о святой благоверной княгине Ксении Тверской (+1312 г.), матери святого князя-мученика Михаила Тверского.

Несколько статей 39-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Ксенофонт. В их числе и русский преподобный Ксенофонт Робейский. Также том содержит материалы, посвященные преподобномученику Кукше Киево-Печерскому и преподобному Кукше (Величко; 1875-1964 гг.), знаменитому Одесскому старцу ХХ столетия. Ряд публикаций рассказывает о святых, носивших имя Лаврентий. Это, прежде всего, статьи о священномученике архидиаконе Римской Церкви Лаврентии, пострадавшем за Христа в 258 г., святителе Лаврентии, епископе Туровском (XII в.) и преподобном Лаврентии (Проскура; 1868 – 1950 гг.) Черниговском.

Одна из статей 39-го тома посвящена святому Ламеху – ветхозаветному допотопному праотцу. Ветхозаветную тему в новом томе продолжает статья «Кущей праздник». Статья «Купина Неопалимая» повествует об одном из центральных образов теофании в Ветхом Завете.

В томе присутствует весьма обширный блок статей о подвижниках, носивших имя Лазарь. Безусловно, самым знаменитым из них является праведный Лазарь, епископ Китийский, более известным большинству христиан как Лазарь Четверодневный — друг Иисуса Христа, воскрешенный Спасителем и позднее совершавший святительское служение на Кипре (в новом томе эту тему также продолжает статья «Лазарева суббота»). Также заслуживают упоминания материалы о преподобном Лазаре Мурманском, северно-русском подвижнике иноческой жизни XIV в., а также статья о сербском князе-мученике Лазаре (пострадал в 1389 г.). С этими публикациями соседствует статья, посвященная жизни и трудам одного из крупнейших западнорусских духовных писателей 2-й половины XVII столетия архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (Барановича; + 1693 г.).

В томе присутствуют некоторые весьма интересные публикации, посвященные древним западным святым неразделенной Церкви. В частности, заслуживает особого упоминания статья о св. Кутберте, британском епископе и миссионере VII в., который почитается как небесный покровитель Северной Англии. Также следует отметить статью о св. Кунигунде – жене германского императора Генриха Второго (1-я пол. XI в.).

Среди материалов 39-го тома обращает на себя внимание статья о Лактанции, знаменитом раннехристианском апологете 2-й половины III – начала IV в. Также большой интерес представляет публикация, посвященная митрополиту Лавру (Шкурла, 1928-2008 гг.), первоиерарху Русской Православной Церкви заграницей, при котором состоялось ее историческое воссоединение с Московским Патриархатом.

Среди статей биографического характера в 39-м томе также присутствует ряд публикаций о выдающихся русских архитекторах, проявивших себя в храмостроительстве. Это — Степан Самойлович Кричинский (1874 – 1923 гг.), петербургский архитектор, построивший в северной столице к 300-летию Дома Романовых знаменитый Феодоровский собор; Степан Васильевич Крыгин (1832-1900 гг.), автор ряда храмов в Подмосковье; Роман Иванович Кузьмин (1809-1867 гг.) спроектировавший несколько храмов в Санкт-Петербурге и русский Александро-Невский собор в Париже.

В новом томе также размещена статья, повествующая о такой спорной личности, как Иоасафат Кунцевич, которого униаты и католики почитают как святого, а православные вспоминают о жесточайших преследованиях, которым он в начале XVII в. подверг противников унии. Католическую тематику также продолжает обширный материал, посвященный Франциску Ксаверию – иезуиту XVI в., прославившемуся на ниве миссионерской деятельности и почитаемому католиками в качестве «апостола Азии». Том также содержит интересный очерк, посвященный биографии, мировоззрению и трудам известного швейцарского католического богослова модернистского направления Ганса Кюнга (род. в 1928 г.).

Среди биографических материалов 39-го тома — статьи о таких видных, хотя и неоднозначных, личностях, как князь Андрей Михайлович Курбский (XVI в.) и дьяки Федор и Иван Волк Курицыны, которых обвиняли в принадлежности к секте «жидовствующих». Среди материалов 39-го тома также заслуживает упоминания статья о Ксенофане, греческом поэте и философе VI-V вв. до Р.Х.

Благодаря 39-му тому «Православной энциклопедии» читатель может познакомиться со статьей «Критская Православная Церковь». Это полуавтономная Церковь в составе Константинопольского Патриархата, имеющая давнюю историю и богатое культурное наследие, о чем подробнее можно узнать из указанной публикации. Этот материал дополняют стать о Критских мучениках 251 г., которые пострадали при императоре Деции, Критских мучениках IV в. и Критских новомучениках 1821-1822 гг.

39-й том также знакомит читателей со статьями, посвященными ряду православных епархий и монастырей. В частности, статья «Крутицкая кафедра» рассказывает об одной из древнейших кафедр Русской Православной Церкви, чья история восходит к Сарайской епископии, основанной во 2-й половине XIII в. в столице Золотой Орды. Также в томе присутствуют публикации о Кубанской, Кузбасская и Курганской митрополиях Русской Православной Церкви, а также ее Кузнецкой, Курганско-Белозерской и Кызыльско-Тывинской епархиях. В томе присутствует статья «Кронштадтское викариатство Санкт-Петербургской епархии», повествующая о кафедре, существовавшей в 1907-1933 гг. и восстановленной в 2013 г.

Статьи «Курская и Рыльская епархия» и «Курская митрополия» дополняют обширные публикации о Курской Коренной Рождества Богородицы пустыни, Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение», Курском в четь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Курском Троицком женском монастыре, а также о Курской области.

Из новых статей «Православной энциклопедии» можно также узнать о таких православных епархиях, как Ксанфийская и Перифеорийская митрополия Элладской Православной Церкви, Лампийская, Сивритская и Сфакийская епархия Критской Православной Церкви, Кутаисско-Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви. Отдельные материалы посвящены древним кафедрам Грузинской Церкви — Кумурдойской, Курмухской и Кутаисской.

Среди материалов, посвященных известным православным монастырям, заслуживают особого упоминания статьи о таких обителях, как Крупицкий Батуринский Николаевский монастырь (Прилукская епархия Украинской Православной Церкви, Черниговская обл.), Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь (основан в XV в. преп. Саввой Крыпецким), Лаврентиев Калужский Рождества Христова монастырь (основан в XVI в.). С ними соседствуют материалы о молдавских православных монастырях: Курковском Рождества Богородицы мужском монастыре и монастыре Кэприана. В 39-м томе также присутствуют статьи о четырех монастырях Святой Горы Афон: Ксенофонта, Ксиропотаме, Кутлумуше и ските Ксилургу, который с XII в. был известен как русский монастырь на Святой Горе. Отдельная статья рассказывает о монастыре Крка во имя св. Архангела Михаила (Далматинская епархия Сербской Православной Церкви, Хорватия), известном своей духовной семинарией.

В 39-м томе также наличествует статья «Лавра», из которой можно узнать как о древних лаврах Египта и Святой Земли, так и позднейшей традиции, связанной со статусом «лавры», присваиваемым крупнейшим обителям Русской Православной Церкви.

Среди материалов нового тома заслуживают особого упоминания статьи о чудотворных иконах Божией Матери — Крупецкой и Купятицкой, а также иконе Богородицы «Кукузелисса» из Лавры св. Афанасия на Афоне, названной по имени знаменитого византийского певчего преп. Иоанна Кукузеля.

В числе наиболее важных материалов нового тома — статьи «Кумран», «Кумранская община», «Куликовская битва». Заслуживают внимания и такие публикации, как «Ктитор», «Ктиторский портрет», «Купель», «Купол», «Ладан». Статья «Кряшены» посвящена субэтносу крещенных татар. Статья «Лалибэла» рассказывает о городе в Эфиопии, знаменитом своими храмами, высеченными в скале. Материал «Christus Dominus» посвящен декрету Второго Ватиканского собора о пастырском служении епископов в Католической Церкви. Публикация «Ламбетские конференции» рассказывает о совещаниях епископов Англиканского содружества. В новом томе также обращают на себя внимание статьи «Кришна» и «Кришнаизм». Среди материалов страноведческого характера следует отметить статьи «Куба» и «Кувейт». Наконец, необходимо особо остановиться на статье «Крым», подробно отражающей религиозную историю Тавриды и ее богатейшее культурное наследие.

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • XXXIX том
  • Православная энциклопедия
  • ЦНЦ «ПЭ»
  • православие
  • том 39
  • энциклопедия

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.1)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    В 39-м томе Православной энциклопедии замысловато смешались старославянские и католические имена. Меня вообще умиляет эта идея включить в энциклопедию, которая должна быть посвящена православию, рассказы о других христианских конфессиях.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Стремление объять необъятное всегда мешало в достижении конкретного результата. В данном проекте завершения еще не видно. Оно где-то за линией горизонта.
    Зачем "Православная энциклопедия" помещает, к примеру, статьи об Англиканской и Католической церквях? Это было бы понятно, если бы энциклопедия называлась Христианской. Но она называется Православной...
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    «Православная энциклопедия» является специализированным справочным изданием, ставящим перед собой две задачи:
    1) дать всеобъемлющую информацию по двухтысячелетней истории и современному состоянию вселенского православия;
    2) ознакомить читателя с другими христианскими конфессиями, нехристианскими религиями, а также с явлениями науки, культуры, философии, искусства, политики, так или иначе связанными с религией.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Леонид Девятых пишет:
    Стремление объять необъятное всегда мешало в достижении конкретного результата. В данном проекте завершения еще не видно. Оно где-то за линией горизонта.
    Зачем "Православная энциклопедия" помещает, к примеру, статьи об Англиканской и Католической церквях? Это было бы понятно, если бы энциклопедия называлась Христианской. Но она называется Православной...
    А по-моему все правильно. Православная церковь, она никогда не развивалась в отрыве от других Христианских конфессий. Простите, но Христос все же один. И не показать влияние униатов, протестантов, католиков и прочих ответвлений на Православие как-то нельзя. Однобоко и убого это все будет выглядеть. Да и неправильно это.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Леонид Девятых пишет:
    Стремление объять необъятное всегда мешало в достижении конкретного результата. В данном проекте завершения еще не видно. Оно где-то за линией горизонта.
    Зачем "Православная энциклопедия" помещает, к примеру, статьи об Англиканской и Католической церквях? Это было бы понятно, если бы энциклопедия называлась Христианской. Но она называется Православной...

    Это не стремление объять необъятное. Скорее, создатели Православной энциклопедии пекутся о том, чтобы дать своим читателям наиболее полное и всестороннее представление об истории и развитии христианства.  Идея
    • 0/0