Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Энциклопедия «русского Шекспира»

Рецензия

  • 1 декабря 2012
  • просмотров 1321
  • комментариев 1
А. Н. Островский: энцикл./ М-во образования и науки Рос. Федерации, Шуйский гос. пед. ун-т, Науч. центр изуч. творч. наследия А. Н. Островского; Гл. ред. [и сост.] И. А. Овчинина. — Кострома: Костромаиздат; Шуя: ШГПУ, 2012. — 657, [2] с., [8] л. ил., 1 л. портр., факс., ноты: ил.; 30 см. — Частот. слов. языка А. Н. Островского: С. 530-654. — Библиогр.: С. 9-10, библиогр. в конце ст. — 1000 экз. — ISBN 978-5-86229-298-5 (в пер.).
Лицевая сторона переплёта энциклопедии «А. Н. Островский» (2012)Подобного рода издания никогда, насколько помнится, не были «поставлены на поток», но все же изредка выходили, вызывая огромный читательский интерес не только специалистов-филологов, но и студентов, и учащихся старших классов, и просто любознательных и въедливых читателей, коих в нашей стране было великое множество.

Начало этим изданиям было положено в 1981 году «Лермонтовской энциклопедией», которая по сей день радует глаз на моей книжной полке своим довольно потрепанным видом — слишком много раз была востребована мною и моими друзьями, разбухла от втиснутых между страницами газетных вырезок и выписок от руки и так и осталась одной из необходимейших книг домашней библиотеки. Такой же, убеждена, станет и книга «А. Н. Островский. Энциклопедия», без которой трудно, почти невозможно будет обойтись в работе литературоведу, театроведу, студенту да и всем тем, кто высоко ценит творчество «русского Шекспира», к произведениям которого очень часто обращаются сегодня театры всей России и ближнего зарубежья.

В последнее время и театры дальнего зарубежья стали осторожно прикасаться к наследию А. Н. Островского — долгое время его образы и проблемы были для них, мягко говоря, не совсем внятны и привычны, но теперь, когда «загадочная русская душа» раскрылась перед ними во всех своих противоречиях и масштабах, творчество этого уникального драматурга становится для зарубежных режиссеров и артистов все более и более увлекательным. В энциклопедии собрана и систематизирована информация о переводах произведений Островского на европейские языки — это принципиально новое направление в изучении творчества драматурга, и оно окажется невымышленно ценным для исследователей.

Очень важный момент отмечен в предисловии «К читателю»:
Каждый исторический момент привносит новое в понимание культурного наследия прошлого. Изменяясь сами, мы начинаем иначе воспринимать то, что совсем недавно казалось простой истиной, не требующей доказательств. Заново перечитывая Островского, мы обнаруживаем в его произведениях ранее невидимые грани. Сейчас, когда российское общество и отечественная наука переживают новый этап в своем развитии, литературоведы оказались перед серьезными философскими, историческими, социальными, культурологическими, нравственными проблемами. Их решение конкретным образом сказывается на понимании картины развития литературы в целом и на освещении творчества отдельных авторов как ярких индивидуальностей.
Да, мы, действительно, освободились от узкого, на протяжении десятилетий довлевшего взгляда на Островского исключительно как на «Колумба Замоскворечья», искавшего «луч света в темном царстве» и «погрязшего» в купеческом мире столицы и волжских городов. Мы смогли по-настоящему оценить величайшее дарование драматурга от Бога, решавшего в своих комедиях и трагедиях важнейшие нравственные вопросы, не утратившие значения по сию пору.

Впервые становится достоянием широкого читательского круга частотный словарь языка писателя, а также — тысяча самых частотных слов словаря Островского, значительное место уделено поэтике произведений и вопросам рецепции творчества драматурга в литературоведении, критике и журналистике.

Огромную работу над энциклопедией и ее изданием трудно переоценить: серьезный авторский коллектив специалистов и подлинных ценителей творчества Островского работал напряженно и вдохновенно, чтобы мы могли в полной мере оценить не только сегодняшний взгляд на его драматургию, но и вспомнить тех ученых, что внесли глубокий вклад в изучение творчества и личности драматурга: Б. Варнеке, Е. Холодова, В. Лакшина, Н. Кашина, А. Ревякина, Л. Лотман... А еще — пропутешествовать по целому столетию, познавая, сравнивая, анализируя. Иными словами — проникаясь духом великого русского драматурга позапрошлого века. И тогда, быть может, мы поймем его истинную современность.
  • Теги
  • А. Н. Островский
  • Островский
  • ЭО
  • биографическая энциклопедия
  • вторая половина XIX века
  • литературная энциклопедия
  • островсковедение
  • персональная энциклопедия
  • русская культура
  • русская литература
  • русский театр
  • Библиографическое описание ссылки Старосельская Н. [Д.] А. Н. Островский. Энциклопедия/ Н. Д. Старосельская// Страстной бульвар, 10: российский театр: информация, проблемы, тенденции. — 2012. — N2 (152).

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Действительно, схожи в чем-то в своём творчестве, вплоть до заимствования сюжета, как купец Большов из «Свои люди — сочтёмся» v.s. шекспировский король Лир. У Островского разве лишь более живо выглядят персонажи. Возможно, конечно, из-за четырех веков разницы между писателями.
    • 0/0