Интервью
- 8 сентября 2016
- просмотров 1876
На Форуме издателей во Львове презентуют арт-энциклопедию «Ukraine. The best. Культурное пространство от А до Я» (
Ukraine. The Best. Культурний простір від А до Я). В книгу вошли жизнеописания
123 украинских культурных деятелей из разных сфер — музыки, литературы, кино, театра, арта, фотографии.
Игорь Панасов, шеф-редактор портала «Сultprostir.ua», принял участие в создании энциклопедии. Он рассказал изданию «Gazeta.ua», как выбирали героев для книги и в чем её особенности.
— Вы музыкальный критик, написать о Давиде Черкасском было личным сентиментом? — С Давидом Черкасским много общался как журналист. Люблю то, что он сделал для мультипликации. Нравится его отношение к миру. Когда-то делал для Esquire подборку правил жизни Черкасского. Было много интересных цитат. Самая смешная, к сожалению, не вошла. После фотосессии он попросил посмотреть снимки. Реакция была такой — как ни фотографируй, все равно выходит старый еврей. Это было так легко и изящно сказано, что невозможно не влюбиться. Концепция книги — рассказывать только об активно действующих артистах. Меньше всего в последние годы у дел Черкасский.
Некоторые герои энциклопедии внесли значительный вклад в течение долгого периода своего творчества. Их достижения оцениваются во всей совокупности. Забывать о них глупо. Наша анимация не насчитывает и десятка имен уровня Черкасского. Если бы было так, выбрали бы тех, кто наиболее активен в последние годы. Но Черкасский единственный такой. Творил он в Украине и для нее. Поэтому есть в энциклопедии. Не все удается. Хотел сделать «Приключения капитана Врунгеля» в 3Д-формате. Но анимация затратная. Снять конкурентное кино, смотрибельное, стоит дорого. Если приличный игровой фильм может выйти за счет хорошего сценария и бюджета, то качественный мультфильм за эти же деньги не сделаешь. Это не проблема художника, а того, что сейчас не время для анимации.
— Героев, о которых писали, выбирали лично? — Да, я взял тех, о ком мне есть, что сказать. Писал о
Сергее Бабкине,
Иване Дорне,
Евгении Филатове,
Алле Загайкевич,
Энвере Измайлове. Больше ни о ком, потому что не брал на себя объем, который не мог потянуть. Понимал, что это книга, а не сайт, где можно исправить ошибку или переписать лучше. В общем, мне выпало писать о людях, чье творчество чем-то важно, актуально, разноцветное.
— Как Вы представляли своего читателя? — Я понимал, что энциклопедия может попасть в руки любого. Поэтому не писал под каким-то определенным фокусом. Я представлял себе читателя человеком, который интересуется чем-то большим, чем просто потребление и актуальные новости, которые всех волнуют. В тексте много фактажа. Главное, что я хотел, показать уникальность характера персонажа. Что дает нам именно он и чего не дает никто другой. Иван Дорн — действует не по правилам шоу-бизнеса. Может снять клип и выбросить его в корзину. Потому получилось не так, как хотел. Как правило, артисты выпускают клипы в любом случае. Неважно, получилось или нет. Деньги же потратили. Или смог уйти из успешной группы, которая была на вершине своего творчества. Просто решил начать сольную карьеру.
— Чего больше было в этом поступке — характера или творческого порыва? — Если бы не было достижений, то можно было бы считать это неусидчивым характером. Метаниями от одного стиля к другому. А то, что на выходе получаем от Дорна, говорит о том, что он чувствует и улавливает направления.
— А чем особенен джазовый гитарист Энвер Измайлов? — Это человек, который через свою музыку показывает, как можно вводить этнику в актуальной контекст мирового искусства. Сейчас мы привыкли к комбинаций фолка и электроники, рока. А еще в 1990-е такого не могли представить. Измайлов дал толчок другим музыкантам творить что-то подобное. Он проживает свою музыку, потому что это личная история. Крымский татарин, рос в Узбекистане. С детства впитывал в себя культуру своего народа. Но подавал она не в традиционной форме, а виртуозно по-новому. Получилось уникальное сочетание.
— Вас лично порадовало, что музыкантов больше всего в книге? Это объективно, что музыка впереди всех направлений? — Видим очевидный подъем в музыке. Еще два года назад Евгений Филатов мог бы не попасть в эту книгу. Но сегодня, когда его талант вышел за собственные пределы, он начал создавать проекты для других звезд —
Джамалы, «
Онуки», «
СанСея», «
Гапочки». Видим реальные масштабы таланта этого человека. Музыке легче дойти до слушателя, чем другим видам искусства. А с удешевлением технологий эта дорога к слушателю становится еще короче. Неудивительно, что у нас 42 героя-музыканта в книге. Потому что музыка окружает нас повсюду — в транспорте, кафе, на улицах, в магазинах. О кино так не скажешь. Оно имеет свою нишу. Арт почти везде, но не так явно. У нас много достойных академических исполнителей, поп-, фолк-, рок-групп. Даже адекватная московская пресса до войны признавала, что украинская поп-музыка идет на несколько шагов впереди русской.
— Книга возникла для общества или общество созрело для такой книги, поскольку хочет знать своих героев? — Это параллельные процессы. Люди, которые достигли чего-то в своей сфере, острее и быстрее чувствуют то, что к широкой аудитории доносится лишь со временем. Художники, таким образом, в своем жанре сообщают людям, что происходит в обществе. Художники отдают обществу то, что в нем есть. Сами люди не созрели к этим вещам, поэтому любые нововведения становятся открытиями. Талантливым людям дано сконцентрировать энергию и воплотить ее в произведении искусства. Тогда начинается резонанс. Больше людей узнают о каком-то явлении. Так же и с властью. Наши политики сотканы из той же ткани, что и мы. Выросли отсюда. Мы не всегда понимаем, что надо бросать мусор в урну, а не на землю, не надо давать взятки. Единственное место, где я понимаю дачи взятки — это больница. Когда человек может умереть, если не заплатить. Все остальное — это компромиссы с совестью.
— Вам не обидно, что наше общество начинает обращать внимание на своих художников только в кризисных ситуациях? А именно во время «Революции достоинства» (Революція гідності), когда все массово увлеклись украинским? — Я понимаю, в каком контексте мы живем. Мы еще на самом деле очень молоды. Ментально. Мы как страна еще дети. Малыши не хорошо понимают силу своих рук и ног. Неудивительно, что мы пытаемся обратить внимание на себя в таких стрессовых ситуациях. Нужно событие. К 2013 году мы находились в состоянии сна. Относились потребительски ко всему. Независимость мы завоевываем только сейчас. Началась работа, которая оправдывает нашу независимость. Культурная сфера была маргинализирована. Это связано с советской идеологией. Воспринималось лишь то, что производилось в Москве. Нас считали провинциальными. А мы это принимали. Начинаем наконец отходить от этого. Пока не поймем, что должны сами ценить все свое больше, показывать другим, не будет у нас звезд мирового масштаба. Звезды рождаются там, где их открывают. Любовь людей дает им вес и статус, которые позволяют покорять в дальнейшем мир. Дорна сначала в Москве воспринимали как своего. Потому что начинал оттуда и русскоязычный. Но в 2014-м с ним произошла метаморфоза, которая дала ему энергию записать англоязычный альбом. Ориентироваться на западный рынок. Тем не менее, он наш, и это дает ему реальную подпитку творить. Я был на одной закрытой вечеринке в Дорна. Увидел 20-30 музыкантов, которые вызывают у меня уважение. Такого раньше никогда не случалось. Было настолько комфортно там находиться, не хотелось уходить. Люди все содержательные, целеустремленные, нацеленные на развитие. Иван распространяет свою энергию дальше. Собрав аншлаги в больших городах Украины, он понял — контакт со слушателем есть. Только таким же образом можем создать критическую массу героев, на которых общество будет реагировать, как на проводников идей. Не люблю слово постсоветский. Оно тянет назад. Когда оно исчезнет из обихода, станем действительно независимыми.
— Самое слабое звено у нас, как признают — кино. Чего ему не хватает? — В кино происходят процессы, которые в музыке уже очевидны, а тут еще нет. А именно формирование людей, которые вырастут в выдающихся. Это происходит медленнее, чем в музыке. Но многие режиссеры активно реагируют на события в стране. Энергии много. Вопрос только в средствах и практике. Эти процессы запущены, происходит накопление. Может произойти взрыв, в лучшем смысле слова, в ближайшие пять лет.
— Какие, по Вашему мнению, герои, выросшие на этой почве, являются крупнейшим прорывом во всех шести сферах? — Сразу назову
Святослава Вакарчука. Нам нужен такой ориентир, чтобы остальные подтягивалась до его уровня. Когда миллионы читают его сообщения. Также, конечно,
Юрий Андрухович. Его не могло быть в другом месте. Группа «ДахаБраха» — настолько украинская, что через свои корни становится понятной остальному миру. Потому что фолк в целом похож повсюду. Джамала — это концентрация мощной энергии. За последние полгода певица показывает, как можно пережить историю народа как личную. Через ее песню «1944» получаем важный месседж. Появляется чувство ответственности за родину, землю. Независимо от того, умеешь держать оружие в руках, если понадобится, пойдешь ее защищать. Отсюда рождается ощущение силы у народа, которая не позволит никому ее забрать.
Саша Кольцова иногда подбирает удивительные слова, чтобы передать важное. Как музыкант ей еще надо работать. Но песня «Без имени» — высокохудожественная, написанная в контексте войны. Волонтер общается с военным в зоне АТО. Обсуждают, что необходимо привезти на фронт. Дает слушателю важную эмоцию — понимание, что тебя кто-то защищает. То, что ты идешь спокойно по улице, зависит от того, кто находится на грани между жизнью и смертью. «Кому вниз» — тоже абсолютно наше, но с готическим привкусом. В 2014-м вышел их альбом на стихи
Тараса Шевченко. Это очень свежий ракурс взгляда на Шевченко. Как угодно можно относиться к эмоциональным публичным высказываниям
Русланы. Но она дает важный культурный срез. А количество производимой ею энергии дает людям импульс заставляет брать пример. Не сдаваться, бороться как в личном, так и общественном.
Иван Малкович выдал большое количество литературы как нашей, так и уникально переведенной зарубежной. А иллюстратора
Владислава Ерко, которого издательство активно приглашало иллюстрировать книги, называли лучшим даже
Джоан Роулинг и
Пауло Коэльо.
Нина Матвиенко — голос, без которого мы много бы потеряли. Передает в концентрированном виде украинскую песню.
Олег Скрипка находится в новой фазе творчества. Много делает как менеджер, помогает культурной сфере развиваться. Запускает творческие процессы, находит спонсоров, дает работу людям, которые заходят в культурное поле и остаются надолго. Его этно-фестиваль «Країна мрій» («Страна грёз» —
Мир энциклопедий) — важнейший.
Лидер группы «Бумбокс»
Андрей Хлывнюк — человек номер один для меня в плане передачи поэтичности украинского мелоса (напев, мелодия —
Мир энциклопедий). Его хиты — это почти народные песни в форме хип-хопа, регги, фанка. Еще 10 лет назад видел видео, как в российском Барнауле огромный зал пел его вещи на украинском слово в слово. Даже когда пишет тексты на русском, они напоминают прозу
Николая Гоголя. Так из них вылезает украинскость. В этом выражается сила нашего искусства, без которого я не представляю этой книги.
— Что Вы хотели этой книгой донести до читателя? — Самое ценное, что может дать эта книга, это стать аргументом в пользу украинского как высококлассного, а не провинциального и низкого. Здесь собраны люди, благодаря которым слово «украинский» наполняется силой, перспективой. Просмотрев эту книгу, должно возникнуть ощущение, что есть почва под ногами. Мы не висим в воздухе. Дефицит героев в стране, в сторону которых есть смысл смотреть, это не реальная проблема, а искусственная. Ведь мы не сконцентрированное общество. Не проделали работу по уделению внимания и сбору информации о важных людях. А эта книга — возможность узнать о них.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи