Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Аксаковы: семейная энциклопедия»: pros et cons

Рецензия

  • 29 декабря 2016
  • просмотров 4194
  • комментариев 1
Аксаковы: семейная энциклопедия/ Редкол.: С. М. Каштанов (отв. ред.), В. Г. Бурков, В. В. Журавлев, А. С. Кулешов, А. Ю. Морозов, О. Н. Наумов, И. А. Соколов, В. В. Шелохаев; Идея проекта: А. С. Кулешов, О. Н. Наумов. — М.: РОССПЭН, 2015. — 533, [1] с.: ил., цв. ил., портр., факс.; 26 см. — Библиогр. в конце ст. — Алф. указ. статей: С. 528-534. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8243-1953-8 (в пер.).
Суперобложка семейной энциклопедии «Аксаковы» (2015)На рубеже 2015–2016 гг. произошло большое событие в культурной и научной жизни России: вышла в свет семейная энциклопедия «Аксаковы» [Аксаковы]1. Это историко-генеалогическое издание2 подготовлено А. С. Кулешовым3 и О. Н. Наумовым4 при участии акад. РАН И. А. Соколова, д. и. н. Б. Г. Буркова, д. и. н. В. В. Журавлёва, д. и. н. Н. И. Цимбаева, д. и. н. В. В. Шелохаева, к. и. н. А. Ю. Морозова и др. Оно восстанавливает русскую генеалогическую традицию, заложенную еще трудами дореволюционных историков, но прерванную в ХХ в. Хотя сегодня аналогичные издания есть [Хроника рода Достоевских]5, для современного аксаковедения это первый опыт универсального справочника подобного типа.

Подготовке энциклопедии предшествовало длительное исследование многочисленных материалов из архивов и личных собраний как в России, так и за рубежом о представителях древнего рода Аксаковых6. Результатами их изучения стали прежде всего монография А. С. Кулешова «Аксаковы. История разбитых судеб» [Кулешов]7 и поколенная роспись «Аксаковы», составленная А. С. Кулешовым и О. Н. Наумовым [Кулешов, Наумов]8.

Именно в книге А. С. Кулешова реализованы те принципы изучения дворянских семей, которые нашли отражение в рецензируемой энциклопедии. Здесь же обоснована необходимость создания родословия Аксаковых в полном объеме, особенно в рамках XX в. И, надо сказать, в энциклопедии многие пропуски и фактические ошибки в генеалогическом описании аксаковского рода исправлены.

В ней раскрываются судьбы Аксаковых от первого представителя рода Африкана, «князя варяжского» в XI в., до современных потомков. Несомненным достоинством энциклопедии является то, что в ее статьях описана не только история древнейшего рода Аксаковых, но и его геральдика, родовые связи, служба его представителей в государственных учреждениях и полках, владение земельной собственностью, пожалование наградами, участие в крупных исторических событиях и мн. др.

В энциклопедии представлен обширный и исключительный по своему историко-культурному и источниковедческому значению иллюстративный материал: большинство фотографий заимствовано из семейных архивов Аксаковых (с. 4).

В структуру энциклопедического справочника вошли: вступительная статья проф. В. В. Журавлева «Аксаковы: взгляд через столетия» (с. 5–11); 537 статей (от «Абрамцево» до «Ярославский уезд»), в том числе 109 персональных статей, посвященных представителям рода Аксаковых (с. 13–456), а также поколенная роспись (с. 457–477), родословная таблица рода (с. 478–479), семейный фотоальбом Аксаковых (с. 481–523), списки сокращений (с. 525–526) и аббревиатур (с. 527), алфавитный указатель статей (с. 528–534).

Энциклопедия позволяет хорошо представить всю историю древнего рода Аксаковых. В ней раскрыт процесс его генеалогического формирования, который начался в конце XV в. и продолжался до конца XVI в., когда определился его социальный статус и положение в структуре служилого сословия, окончательно установилась фамилия, был избран семейный духовный центр (Богоявленский монастырь в Москве) и началось выделение трех ветвей (с. 346): московской (с XIX в. — московско-калужской), арзамасской (с XVIII в. — уфимско-самарской), тульско-рязанской, которая образовалась из двух семей, находившихся в дальнем родстве. Каждая из ветвей рода имела своего родоначальника. Основной ветвью рода Аксаковых считается московская. Согласно традиционным представлениям, из нее в XVI в. выделилась арзамасская ветвь, а в XVIII в. — тульско-рязанские ветви. Родство между московской и арзамасской ветвями рода документально окончательно не доказано и оспаривается в историографии Аксаковых (с. 124).

Родоначальник Аксаковых, Вельяминовых, Воронцовых и других родов – Шимон (Симон) Африканович жил в XI в. Достоверность его существования подтверждается историческими источниками. Прямой родоначальник Аксаковых — Иван Федорович Вельяминов, по прозвищу Аксак (Оксак), жил в конце XV в. Он — родоначальник московской (в XIX–XX вв. московско-калужской) ветви рода. Родоначальником арзамасской (в XVIII–XX вв. уфимско-самарской) ветви Аксаковых явился боярский сын Михаил Юрьевич Аксаков, живший в середине XVI в. Родоначальником 1-й тульско-рязанской ветви рода Аксаковых стал статский советник Петр Дмитриевич Аксаков (конец XVII — 1-я пол. XVIII в.), родоначальником 2-й тульско-рязанской ветви — гвардии капитан Николай Иванович Аксаков (конец XVIII — 1-я пол. XIX в.) (с. 347).

Аксаковы внесены в родословные книги семи губерний: Калужской, Московской, Оренбургской (Уфимской), Рязанской, Самарской, Симбирской и Тульской. Первым из рода Аксаковых о внесении в родословные книги просил представитель уфимско-самарской ветви Степан Михайлович Аксаков, который 11 декабря 1791 г. был записан «вместе с родом» в 6-ю часть. Чуть позже, в 1796 г. произошло правовое признание дворянского достоинства рязанских Аксаковых — поручика А. П. Аксакова и его сына С. А. Аксакова. В ноябре 1799 г братья В. Н. и С. Н. Аксаковы просили причислить их к московской дворянской корпорации (с. 347).

В 1-й пол. XVIII в. Аксаковы появились в Уфимской провинции, когда П. Д. Аксаков [Биккулов]9, родоначальник тульско-рязанской ветви рода, был исполняющим обязанности воеводы провинции (с 17 апреля 1738 г. по март 1739 г.), а затем вице-губернатором (с 7 ноября 1740 г. — Уфимской провинции, в 1743–1744 гг. — Уфимской губернии). В Оренбургской губернии Аксаковы поселились после того, как С. М. Аксаков 5 октября 1767 г. купил у бомбардира Грязева землю в Бугульминском уезде. На территории Оренбургской губернии Аксаковы жили до начала ХХ в. Со 2-й пол. XVIII в. они владели землями на территории Оренбургской и Уфимской губерний (в Белебеевском, Бугульминском, Бузулукском, Стерлитамакском и Уфимском уездах). Именно в этих губерниях сформировалась уфимско-самарская ветвь рода (бывшая арзамасская). Аксаковы сыграли заметную роль в общественной жизни этих губерний, служили в местных государственных учреждениях (с. 427). Так, Г. С. Аксаков в 1852–1853 гг. был оренбургским вице-губернатором, в 1861–1865 гг. – оренбургским гражданским губернатором, в 1865–1867 гг. – уфимским губернатором, а также в 1867–1872 гг. – самарским губернатором (с. 27–29).

Таким образом, налицо усиление уфимско-самарской ветви аксаковского рода, ставшей в конце XVIII в. дворянской и подарившей России и миру самых выдающихся своих представителей.

Однако, на наш взгляд, удельный вес и статус этой ветви Аксаковых в энциклопедии принижен, что явилось следствием благородного стремления возвысить другие семьи однородцев, которые ранее изучались недостаточно. По мнению А. С. Кулешова, эта тематическая и хронологическая неравномерность сказалась, в частности, на преимущественном внимании к вопросу происхождения фамилии Аксаковых в древности и к XIX в. как периоду наибольшей активности и известности его представителей. «Другие периоды существования, в том числе и XX век, самостоятельному и целенаправленному изучению не подвергались», – справедливо замечает ученый [Кулешов, с. 5]10.

Действительно, сведения об Аксаковых в XX столетии исчерпывались краткими биографиями в справочниках и популярных журналах, воспоминаниями Т. А. Аксаковой (урожденной Сиверс), а также небольшими экскурсами в историю рода Аксаковых в отдельных работах.

А. С. Кулешову удалось и в монографии, и в энциклопедии в полной мере «реабилитировать» и восстановить калужско-московскую ветвь Аксаковых, представители которой остались в России, осели в США, Болгарии, Германии, Югославии, Франции, Аргентине, Австралии и других странах.

Но в результате произошел обратный крен: вторая половина XIX в. представлена в энциклопедии менее ярко и репрезентативно, хотя именно в это время семья С. Т. Аксакова сыграла максимально заметную роль в общественной и культурной жизни России. Совпадение двух «золотых веков» — в русской культуре ХIХ столетия и в истории рода Аксаковых — еще требует своего осмысления. Именно в этот период русская культура без Аксаковых стала немыслима.

Судя по всему, это закономерный исторический и культурный феномен. История многих дворянских родов наглядно демонстрирует постепенную аккумуляцию черт гениальности в отдельных их представителях, для чего требуется многовековое проживание в родовом месте и неуклонный отбор и наследственная передача способностей от одного потомка к другому.

Так, Н. Н. Богданов, следуя в этом плане за немецким ученым Э. Кречмером, обнаружил поразительное подтверждение данной генеалогической закономерности в фамильной истории Достоевских, которые после накопления «родовой энергии» удачно соединились с купеческим родом Куманиных, дав миру литературного гения [Богданов, с. 7–8]11. О механизме семейного наследования талантов и способностей пишет и А. С. Кулешов, отмечая, что еще в 1920-е гг. была предпринята попытка дать характеристику роду Аксаковых с медико-биологической точки зрения. В «Русском евгеническом журнале» была опубликована статья генетика А. С. Серебровского о семействе Аксаковых [Кулешов, с. 6]12.

Однако, статьи, посвященные в энциклопедии членам самой знаменитой аксаковской семьи, имея небольшой объем (за исключением статьи об И. С. Аксакове), не раскрывают всей уникальности и многогранности их деятельности. Так, при всей полноте биографических фактов о С. Т. Аксакове (с. 63–65) недостаточной представляется характеристика его как выдающегося культурного деятеля своего времени. Например, этапный в его творчестве и в русской литературе XIX в. в целом очерк «Буран», с которым связано становление нового художественного метода в отечественной словесности — реализма, — ошибочно представлен как произведение, обозначившее мемуарное направление в прозе С. Т. Аксакова, хотя поворот к нему произошел гораздо позже — в абрамцевский период жизни и творчества. Созданные в это время произведения строятся как воспоминания, охватывающие почти целое столетие, включая изложение семейных преданий о жизни деда с середины XVIII в., рассказ о родителях, о себе, доходящий до 50-х гг. XIX столетия.

Без учета современного состояния отечественного и зарубежного аксаковедения в указанной статье характеризуются лучшие произведения писателя. А ведь его «охотничий цикл» («Записки об уженье рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855), «Пояснительная заметка к “Уряднику сокольничья пути”» (1855), «Замечания и наблюдения охотника брать грибы» (1856), «Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье» (1858), «Собирание бабочек» (1858)) является самым обширным и многогранным в отечественной литературе.

Не подчеркнуто в статье, написанной О. Н. Наумовым, и новаторство автобиографической дилогии С. Т. Аксакова как подлинного основателя классической традиции русского семейного романа. Ничего не сказано о языке писателя, представляющем собой органичный сплав многих русских говоров и диалектов Урала и Предуралья, приправленных тюркизмами, и нашедшем отражение в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля. Не в полной мере раскрыта роль С. Т. Аксакова как общественного деятеля своего времени, в московский период оказавшегося в центре идейных споров западников и славянофилов. Весьма скуден библиографический список, в который не вошли важнейшие работы о С. Т. Аксакове13, не указаны в нем исследования на иностранных языках, не использован богатый материал о жизни и творчестве С. Т. Аксакова, представленный на сайте «ЭНИ С. Т. Аксаков», созданном кафедрой русской литературы Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (URL: aksakov.do.am). Аналогичные замечания касаются недостаточно комплексной характеристики и многогранной личности К. С. Аксакова (с. 42–44).

На этом фоне выделяется самая большая и добротная в энциклопедии статья, посвященная И. С. Аксакову, которую написал проф. МГУ Н. И. Цимбаев (с. 33–41)14. Ее отличает подлинно энциклопедический охват фактического материала. То же самое можно сказать о других статьях, написанных Н. И. Цимбаевым, в том числе – о жене И. Аксакова Анне Федоровне Тютчевой (с. 71–74), об имениях Абрамцево (с. 13–15) и Мураново (с. 283–284), в которых жил и неоднократно бывал И. С. Аксаков; о газетах «День» (с. 173–176), «Москва» (с. 274–276), «Русь» (с. 364). О других периодических изданиях Ивана Сергеевича Аксакова («Москвич» (с. 276) и «Парус» (с. 320)) написал О. Н. Наумов. Отрадно, что в отдельной статье Н. И. Цимбаева рассказывается о поэме И. С. Аксакова «Бродяга» (с. 108–109), другим же произведениям И. Аксакова «повезло» меньше.

В частности, не хватает статей, посвященных его книге о Ф. И. Тютчеве — первой фундаментальной биографии в тютчеведении, а также обширному поэтическому, литературно-критическому и публицистическому наследию, огромной переписке И. С. Аксакова, его связям с видными российскими и славянскими деятелями культуры и литературы, о чем много написано в работах Д. А. Бадаляна, В. Н. Грекова, В. А. Китаева, С. В. Мотина, А. А. Тесли15, Т. Ф. Пирожковой и других современных исследователей жизни и творчества И. С. Аксакова.

Посвятив много страниц основным ветвям рода Аксаковых, авторы энциклопедии не уделили должного внимания окружению С. Т. Аксакова и его семьи (Н. В. Гоголю, Л. Н. Толстому, И. С. Тургеневу, Ф. И. Тютчеву, А. С. Хомякову и др.), их дальним родственникам (М. А. Осоргину, Карташевским, Куроедовым, Нагаткиным и др.), а также продолжателям их творческих традиций (М. М. Пришвину, К. Г. Паустовскому, В. А. Солоухину и др.), тем самым значительно сузив и обеднив связи Аксаковых в ХIХ в. с отечественной и мировой культурой.

Отметим и другие пробелы в энциклопедии: в ней нет статей о Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Самаре, Уфе и других аксаковских местах. Несомненно, требуется дополнить энциклопедию следующими статьями: «Аксаковедение» (отечественное и зарубежное), «Аксаковеды» (в том числе нужны отдельные статьи о таких ведущих аксаковедах, как Е. И. Анненкова, В. А. Кошелев, Т. Ф. Пирожкова, П. И. Федоров, М. А. Чванов и др.), «Аксаковская литературная премия», «Аксаковские места», «Аксаковское литературоведение», «Аксаковское движение», «Аксаковское славянофильство», «Аксаковские архивы», «Библиография Аксаковых», «Международный Аксаковский фонд», «Аксаковские музеи», «Эпистолярий Аксаковых» и т. д.

Кроме того, в вышедшей семейной энциклопедии недостаточно раскрыта роль православия в жизни и творчестве всего рода Аксаковых. Думается, что следовало уделить больше внимания христианскому фундаменту мировоззрения и творчества семьи С. Т. Аксакова.

И, конечно, невозможно обойти стороной историю аксаковского движения в России, начиная со второй половины 1950-х гг. и заканчивая сегодняшним днем. В этом тематическом блоке наряду с персоналиями должны находиться музеи, вузы, школы, государственные учреждения, общественные организации, газеты, журналы и сайты, занимающиеся изучением и пропагандой творческого наследия семьи Аксаковых.

Таким образом, налицо некоторая тематическая и содержательная ограниченность данного справочного издания, обусловленная, на наш взгляд, в первую очередь тем, что к работе над энциклопедией был привлечен довольно узкий круг специалистов, в то время как для нее необходимы коллективные усилия представителей разных наук.

К большому сожалению, в энциклопедии не нашли должного отражения достижения современного аксаковедения: очень многое не учтено. Так, практически не введены в оборот концептуальные идеи фундаментальной книги В. А. Кошелева «Сто лет семьи Аксаковых», имеющей в высшей степени большое биографическое и историко-культурное значение. В ней на обширном, богатом материале, большей частью извлеченном из архивов и писем, показывается, как история русской национальной жизни в столетний период с 1791 по 1891 гг. преломляется в бытии и делах Аксаковых.

История этой русской семьи, осознавшей и утвердившей «семейственность» принципом культурного существования, рассматривается автором книги в широком контексте эпохи: «Жития этой семьи было ровно сто лет: Сергей Тимофеевич Аксаков, ее глава, родился в 1791 году; Григорий Сергеевич, последний из его сыновей, скончался в 1891 году. Конечно, фамилия Аксаковых существовала и до, и после этих крайних дат — но тот культурный взрыв, который поставил эту семью в центр русской национальной жизни, пришелся именно на этот “аксаковский” век» [Кошелев, с. 13]16. «Аксаковы проявили себя в разных сферах жизни: литературной, театральной, журнальной, общественной. Они несли в себе замечательную культуру, отличавшую все XIX столетие» [Там же, с. 14]17. «Наконец, “вековая” аксаковская семья представляет особенный интерес еще и потому, что всегда существовала в контакте с напряженной духовной и культурной деятельностью общества, что всегда несла в себе некую “общественную” жилку» [Там же, с. 15]18.

Неучтенной оказалась и другая книга, составленная историком-краеведом Р. П. Поддубной, — «Самарская хроника Аксаковых» [Поддубная]19. Это первая региональная хроника жизни и творчества Аксаковых, при подготовке которой были использованы документы Центрального государственного архива Самарской области. В ней раскрыта история Аксаковых, связанная с Заволжьем, представлен фрагмент родословной, относящейся к поволжско-приуральской ветви, описаны аксаковские места в Самарской губернии в период с 1851 по 1921 гг.

Касаясь источниковедческой и библиографической базы энциклопедии, отметим, что для ее расширения необходимо ввести в активный оборот архив Аксаковых в Рукописном отделе Института русской литературы РАН, который чрезвычайно обширен, но изучен еще в малой степени, а также фактическую информацию, представленную на сайте ЭНИ «С. Т. Аксаков»: это, прежде всего, библиографические указатели литературы о С. Т. Аксакове и его семье (1980–2016), составленные П. И. Федоровым, материалы к Летописям С. Т. Аксакова и И. С. Аксакова, «Аксаковские сборники», в которых, кстати, опубликовано немало интересных сведений о родословии Аксаковых, и мн. др. Определенной недооценкой литературно-философского направления (по определению А. С. Кулешова) в изучении истории Аксаковых обусловлены и некоторые фактические ошибки. Так, процитированные строчки из стихотворения М. Волошина «Гражданская война» (1919) приписаны А. А. Блоку [Кулешов, с. 43]20.

Тем не менее, подводя итоги, можно еще раз подчеркнуть, что вышла в свет действительно уникальная, прекрасно изданная аксаковская семейная энциклопедия, которая все же требует существенного дополнения, касающегося прежде всего уфимско-самарской ветви рода Аксаковых. В истории аксаковского рода, вписавшейся в 1000-летнюю историю Российского государства, «вековая семья» С. Т. Аксакова является центром и фокусом всего родословия. Она заслуживает самостоятельной энциклопедии.

Примечания

  1. Далее энциклопедия цитируется с указанием страниц в тексте в круглых скобках.
  2. Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-16066д «Аксаковы: семейная энциклопедия».
  3. См. о нем: [Аксаковы, с. 252–253]. А. С. Кулешов женат на Т. М. Аксаковой, принадлежащей к московско-калужской ветви рода Аксаковых. В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Исторические судьбы рода Аксаковых в ХХ в.», в 2010 г. – докторскую диссертацию по теме «Род Аксаковых в истории России: социогенеалогическое исследование», опубликовал книгу «Аксаковы: История разбитых судеб» [Кулешов].
  4. См. о нем: [Аксаковы, с. 286]. В соавторстве с А. С. Кулешовым О. Н. Наумов подготовил обобщающее исследование о роде Аксаковых — поколенную роспись, охватившую историю семьи с конца ХV до начала XXI в. [Кулешов, Наумов].
  5. Большая часть разнообразных источников из архивов ГАРФ, РГАЛИ, ЦИА РБ и др. вводится в научный оборот впервые. Использованы также сведения из Киево-Печерского патерика, Тысячной книги 1550 и Дворовой тетради 50-х гг. XVI в., жалованные грамоты XVI–XVII вв., росписи 1686 г., поданные Аксаковыми в Разрядный приказ после отмены местничества, метрические записи, послужные и формулярные списки XIX–ХХ вв., мемуары, в том числе воспоминания Т. А. Аксаковой (урожденной Сиверс) и др.
  6. Это, прежде всего, исследования Е. И. Анненковой, В. В. Кожинова, В. А. Кошелева, М. А. Чванова, Ю. И. Минералова и многих других авторов.
  7. Н. И. Цимбаев первым в Советском Союзе в 1972 г. защитил диссертацию, посвященную И. С. Аксакову («Иван Аксаков в общественной жизни России 1860-х гг.»), позже изданную в виде монографии. В ней ученый представил биографию и взгляды И. С. Аксакова в контексте развития славянофильства.
  8. См., в частности, его книгу «Последний из “отцов”: Биография Ивана Аксакова» [Тесля]. Это первая в истории отечественной мысли биография Ивана Сергеевича Аксакова.

Литература

  1. Аксаковы: семейная энциклопедия / под ред. С. М. Каштанова. М. : Полит. энциклопедия, 2015.
  2. Биккулов И. Н. П. Д. Аксаков — воевода и вице-губернатор Уфимской провинции. Уфа: Педкнига, 2009.
  3. Богданов Н. Н. Старые и новые проблемы в изучении родословия Ф. М. Достоевского // Три века русской литературы: актуальные аспекты изучения: Роду Достоевского 500 лет : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 20 / под ред. Ю. И. Минералова, О. Ю. Юрьевой. М. ; Иркутск : Вост.-Сиб. гос. акад. образования, 2009. С. 3–9.
  4. Кошелев В. А. Сто лет семьи Аксаковых. Бирск : Изд-во Бирск. гос. пед. ин-та, 2005.
  5. Кулешов А. С. Аксаковы. История разбитых судеб. М. : Территория, 2009.
  6. Кулешов А. С., Наумов О. Н. Аксаковы: Поколенная роспись. М. : Территория, 2009.
  7. Поддубная Р. П. Самарская хроника Аксаковых. Самара : Офорт, 2015.
  8. Тесля А. А. Последний из «отцов»: Биография Ивана Аксакова. СПб. : Владимир Даль, 2015.
  9. Хроника рода Достоевских / под ред. И. Л. Волгина. М. : Фонд Достоевского, 2013.
Рецензия поступила в редакцию 19.08.2016 г.

Основные издания новости

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • Аксаковы
  • РОССПЭН
  • Российская политическая энциклопедия
  • биографическая энциклопедия
  • генеалогия
  • геральдика
  • дворянские роды
  • история русской литературы
  • источниковедение
  • персональная энциклопедия
  • род Аксаковых
  • русская литература
  • русские писатели
  • Библиографическое описание ссылки Борисова В. В., Мотин С. В. «Аксаковы: семейная энциклопедия»: pros et cons/ Валентина Васильевна Борисова, Сергей Витальевич Мотин// Изв. Урал. фед. ун-та. Сер. 2, Гуманитар. науки. — 2016. — Т. 18, № 4 (157). — С. 282-291. — Рец. на кн.: Аксаковы: семейная энциклопедия/ Редкол.: С. М. Каштанов (отв. ред.), В. Г. Бурков, В. В. Журавлев, А. С. Кулешов, А. Ю. Морозов, О. Н. Наумов, И. А. Соколов, В. В. Шелохаев; Идея проекта: А. С. Кулешов, О. Н. Наумов. — М.: РОССПЭН, 2015. — 533, [1] с.: ил., цв. ил., портр., факс.; 26 см. — Библиогр. в конце ст. — Алф. указ. статей: С. 528-534. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8243-1953-8 (в пер.).

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Энциклопедия уникальная как минимум по своему формату, по своему подходу по рассмотрению исторических событий, быта и прочих социальных явлений. Не очень понятна претензия автора заметки о том, что не все раскрыто полно. Ну так и полно не все можно раскрыть. Ну иначе это можно писать много и многократно. Энциклопедия уникальна, тут спору нет вообще и критики могут идти в лес.
    • 1/0