Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Язык в искусстве и искусство в языке

Язык в искусстве и искусство в языке

В России появился словарь по теории прекрасного

Рецензия

  • 27 декабря 2018
  • просмотров 1997
  • комментариев 4
Кривцун О. [А.] Основные понятия теории искусства: энцикл. слов./ О. [А.] Кривцун; [Ред. М. П. Крыжановская; Рецензенты: А. М. Буров, Е. В. Дуков, Н. Б. Маньковская, Е. В. Сальникова]. — СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 448 с., [32] л. цв. ил.: ил.; 25 см. — (Humanitas). — 1000 экз. — ISBN 978-5-98712-827-5 (в пер.).

Энциклопедический словарь, как признается его автор, доктор философских наук, профессор, действительный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ Олег Кривцун (р. 1954), «по своему жанру является не классическо-академическим, а поисковым... То есть не только включает в себя готовые формулировки и выводы, но и демонстрирует трудный, часто противоречивый путь восхождения к ним».

Надо сказать, что в нашей стране это первая (и весьма удачная) попытка создания специального словаря по теории искусств – в данном случае с упором на изобразительные: живопись, графику, скульптуру, архитектуру. Название – изящный оммаж работе «Основные понятия истории искусства» (1915), написанной Генрихом Вельфлином, швейцарским теоретиком и историком искусств, называвшим себя формалистом.

Потребность в научной гармонизации искусствоведческого инструментария назрела давно. Надо ведь было к тому же осмыслить и упорядочить целую гамму новых понятий и категорий, как классических, так и не классических.  Таких как «художественная рефлексия», «артхаусное искусство», «богема», «катарсис», «мимесис», «дизайн», «язык в искусстве», «художественный вкус», «красота», «искусство и мораль» и другие термины из сферы философии искусства, эстетики, культурологии. Причем каждая статья – это не просто дефиниция с примерами, а настоящий экскурс в историю понятия. Не просто демонстрация эволюции феномена от цивилизации к цивилизации, от эпохи к эпохе, не только краткий, но глубокий анализ существующей литературы, но еще и острая авторская позиция.

А вот, к примеру, как Кривцун описывает взгляды современных исследователей на эротическое: «Эротика – это специфическое качество, присущее только человеческой сексуальности, у животных эротика отсутствует. Для наслаждения именно эротикой, а не механическим сексом необходимо развитое эстетическое чутье, умение осуществлять в сексуальном общении не просто репродуктивную, но и рекреативную функцию, то есть привносить в него игру, фантазию, разнообразие, непредсказуемость. Да и в самом человеческом обществе эротика как творческий, игровой уровень сексуального поведения, не сводящийся только к функциональности, возникает не сразу, есть результат развития индивидуальной психики и самосознания».

Так что давайте развивать психику, что ли. А энциклопедический словарь «Основные понятия теории искусства» Олега Кривцуна нам в этом поможет.
Александр Герасимов. В бане. 1935
У животных эротики нет. Это от человека.
Александр Герасимов. В бане. 1935. Иллюстрация из книги

  • Теги
  • Центр гуманитарных инициатив
  • культурология
  • теория искусства
  • терминологический словарь
  • энциклопедический словарь

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    ...То есть не только включает в себя готовые формулировки и выводы, но и демонстрирует трудный, часто противоречивый путь восхождения к ним...

    Честно говоря, очень смутно представляется, ЧТО ЖЕ в итоге вышло. Наподобие «сочинения-рассуждения»? Или глубокое монографическое исследование? Или все же, как заявлено в подзаголовке, энциклопедическое издание в соответствии с нормативами?  Вопрос  

    Впрочем, как бы то ни было, такая формальность вряд ли снизит интерес к изданию, тем более с учетом фактически неизученности тематики. Правда, тираж маловат...  Печально
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Не исключено, что этот стиль словаря будет более понятен и более интересен широкому кругу читателей, чем стандартный научный язык классической энциклопедии.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Роман Троцкий пишет:
    Не исключено, что этот стиль словаря будет более понятен и более интересен широкому кругу читателей, чем стандартный научный язык классической энциклопедии.
    А какой это, по-вашему, «этот стиль»? Здесь вполне четко обозначено:
    Причем каждая статья – это не просто дефиниция с примерами, а настоящий экскурс в историю понятия. Не просто демонстрация эволюции феномена от цивилизации к цивилизации, от эпохи к эпохе, не только краткий, но глубокий анализ существующей литературы, но еще и острая авторская позиция.
    Так вот такой подход провоцирует некую полемику, что уже не свойственно энциклопедическому стилю. Просто если определена цель — создание именно энциклопедического издания, то нужно следовать его канонам, без отвлечения на остроту собственного мироощущения. Восклицание И я не думаю, что именно это поспособствует облегчению восприятия информации и расширению читательской аудитории. Хотя специалисты наверняка останутся довольны.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Возможно, если в книге приводятся рассуждения автора и наглядное изображение путей, приведших его к выводам, это скорее не энциклопедический словарь, а философская работа. Тем не менее это не умаляет интереса к книге.
    • 0/0