Вернуться

Язык в искусстве и искусство в языке

Язык в искусстве и искусство в языке 27.12.2018

Язык в искусстве и искусство в языке

В России появился словарь по теории прекрасного

Кривцун О. [А.] Основные понятия теории искусства: энцикл. слов./ О. [А.] Кривцун; [Ред. М. П. Крыжановская; Рецензенты: А. М. Буров, Е. В. Дуков, Н. Б. Маньковская, Е. В. Сальникова]. — СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 448 с., [32] л. цв. ил.: ил.; 25 см. — (Humanitas). — 1000 экз. — ISBN 978-5-98712-827-5 (в пер.).

Энциклопедический словарь, как признается его автор, доктор философских наук, профессор, действительный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ Олег Кривцун (р. 1954), «по своему жанру является не классическо-академическим, а поисковым... То есть не только включает в себя готовые формулировки и выводы, но и демонстрирует трудный, часто противоречивый путь восхождения к ним».

Надо сказать, что в нашей стране это первая (и весьма удачная) попытка создания специального словаря по теории искусств – в данном случае с упором на изобразительные: живопись, графику, скульптуру, архитектуру. Название – изящный оммаж работе «Основные понятия истории искусства» (1915), написанной Генрихом Вельфлином, швейцарским теоретиком и историком искусств, называвшим себя формалистом.

Потребность в научной гармонизации искусствоведческого инструментария назрела давно. Надо ведь было к тому же осмыслить и упорядочить целую гамму новых понятий и категорий, как классических, так и не классических.  Таких как «художественная рефлексия», «артхаусное искусство», «богема», «катарсис», «мимесис», «дизайн», «язык в искусстве», «художественный вкус», «красота», «искусство и мораль» и другие термины из сферы философии искусства, эстетики, культурологии. Причем каждая статья – это не просто дефиниция с примерами, а настоящий экскурс в историю понятия. Не просто демонстрация эволюции феномена от цивилизации к цивилизации, от эпохи к эпохе, не только краткий, но глубокий анализ существующей литературы, но еще и острая авторская позиция.

А вот, к примеру, как Кривцун описывает взгляды современных исследователей на эротическое: «Эротика – это специфическое качество, присущее только человеческой сексуальности, у животных эротика отсутствует. Для наслаждения именно эротикой, а не механическим сексом необходимо развитое эстетическое чутье, умение осуществлять в сексуальном общении не просто репродуктивную, но и рекреативную функцию, то есть привносить в него игру, фантазию, разнообразие, непредсказуемость. Да и в самом человеческом обществе эротика как творческий, игровой уровень сексуального поведения, не сводящийся только к функциональности, возникает не сразу, есть результат развития индивидуальной психики и самосознания».

Так что давайте развивать психику, что ли. А энциклопедический словарь «Основные понятия теории искусства» Олега Кривцуна нам в этом поможет.

Александр Герасимов. В бане. 1935
У животных эротики нет. Это от человека.
Александр Герасимов. В бане. 1935. Иллюстрация из книги
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Теги: энциклопедический словарь, терминологический словарь, теория искусства, культурология, Центр гуманитарных инициатив
Тип публикации:  Рецензия
Ссылка на источник в интернете:  http://www.ng.ru/ng_exlibris/2018-12-27/15_1005_art.htm...
См. издания в каталоге:  Основные понятия теории искусства: энциклопедический словарь
Упоминаемые персоны:  Кривцун Олег Александрович / Вёльфлин Генрих
Рейтинг новости:  3.3
Сумма баллов:  5
Количество голосов:  1

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

[!]Хотите прокомментировать?
Если зарегистрированы на сайте — авторизуйтесь, если нет — зарегистрируйтесь.
Это нравится:0Да/0Нет
Лилия Тумина
Возможно, если в книге приводятся рассуждения автора и наглядное изображение путей, приведших его к выводам, это скорее не энциклопедический словарь, а философская работа. Тем не менее это не умаляет интереса к книге.
Это нравится:0Да/0Нет
YA_HELEN
Цитата
Роман Троцкий пишет:
Не исключено, что этот стиль словаря будет более понятен и более интересен широкому кругу читателей, чем стандартный научный язык классической энциклопедии.
А какой это, по-вашему, «этот стиль»? Здесь вполне четко обозначено:
Цитата
Причем каждая статья – это не просто дефиниция с примерами, а настоящий экскурс в историю понятия. Не просто демонстрация эволюции феномена от цивилизации к цивилизации, от эпохи к эпохе, не только краткий, но глубокий анализ существующей литературы, но еще и острая авторская позиция.
Так вот такой подход провоцирует некую полемику, что уже не свойственно энциклопедическому стилю. Просто если определена цель — создание именно энциклопедического издания, то нужно следовать его канонам, без отвлечения на остроту собственного мироощущения. :!: И я не думаю, что именно это поспособствует облегчению восприятия информации и расширению читательской аудитории. Хотя специалисты наверняка останутся довольны.
Это нравится:0Да/0Нет
Роман Троцкий
Не исключено, что этот стиль словаря будет более понятен и более интересен широкому кругу читателей, чем стандартный научный язык классической энциклопедии.
Это нравится:0Да/0Нет
YA_HELEN
Цитата
...То есть не только включает в себя готовые формулировки и выводы, но и демонстрирует трудный, часто противоречивый путь восхождения к ним...
Честно говоря, очень смутно представляется, ЧТО ЖЕ в итоге вышло. Наподобие «сочинения-рассуждения»? Или глубокое монографическое исследование? Или все же, как заявлено в подзаголовке, энциклопедическое издание в соответствии с нормативами? :?:

Впрочем, как бы то ни было, такая формальность вряд ли снизит интерес к изданию, тем более с учетом фактически неизученности тематики. Правда, тираж маловат... :(

Последние новости

Новости форумов