Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Эксперты оценили попытку ввести «искусство улиц» в научный оборот

Эксперты оценили попытку ввести «искусство улиц» в научный оборот

Рецензия

  • 6 Января 2020
  • просмотров 240
  • комментариев 4
«Энциклопедия российского уличного искусства» — первая научная попытка описать свободный и хулиганский стрит-арт. Систематизировать его, разложить по полочкам и понятиям. Дело нелегкое, потому как стрит-арт по своей исторической природе вне закона, а сейчас он постепенно входит в легальное общественное поле. «МК» оценил, вышел «первый блин» комом или нет.

Уличное искусство появляется на лице города стихийно и так же стремительно исчезает. Если на Западе история стрит-арта более-менее подробно изложена, то в России, где это движение намного моложе, — совсем нет. Удалось ли показать и проанализировать российский стрит-арт авторам энциклопедии?

Энциклопедия — не журнал или газета. Такой формат предполагает систематизацию и анализ. По сути, это справочник и учебник для интересующихся. Отвечает ли первая энциклопедия уличного искусства базовым функциям? Перед нами 310-страничный труд, на выпуск которого ушло два года.

В томе четыре основных раздела: вступительные статьи, хронологические события, биографические статьи и глоссарий. Истории стрит-арта отводится 30 страниц, биографии занимают большую часть, словарик в конце — на четырех листах. Но именно он имеет особый вес. Тем более, что существует некоторая путаница с терминами «уличное искусство», «стрит-арт» и «паблик-арт».

Все это искусство, которое создается на улице. Ну, а в чем разница? И как называются настенные рисунки, которыми городские власти заботливо украшают Москву? Глоссарий как раз для того, чтобы объяснить: все, что происходит на стенах в Москве официально — это не граффити.

«Это реклама! — с жаром говорит один из членов редколлегии энциклопедии Юлия Василенко. — То, что происходит в Москве, нельзя назвать и уличным искусством. Кем-то создан скетч, а потом он наносится другими людьми на стену, не учитывая интересы художника. Приняли «закон о граффити» и закрасили все. В Москве уличных муралов* не осталось. Есть в Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Выксе, Нижнем Новгороде — да, а в Москве — нет! Большая часть работ, опубликованных в энциклопедии, сегодня уже не существуют...».

На презентации издания, где присутствовали в основном участники стрит-арт-сообщества, вопрос имел эффект разорвавшейся бомбы. Юлию поддержали все. «Не все нарисованное балончиком называется граффити», — сказал кто-то из зала и посоветовал изучить словарик. Так мы и сделаем.

Итак, согласно энциклопедии, уличное искусство — «понятие более емкое, чем стрит-арт». То есть это любые художественные практики под открытым небом. Стрит-арт отличает несанкционированность создания произведения искусства, говорится в энциклопедии.

А паблик-арт, по мнению авторов, напротив — санкционированное искусство, которое создается при финансовой поддержке государства или частных компаний.

Мне-то всегда казалось, что стрит-арт — это уличное настенное искусство, а паблик–арт — объемное (инсталляции, объекты и пр.). Но тут другой акцент. И что из него следует? Паблик-арт и стрит-арт отличаются только по признаку легальности?

Но позвольте! Разве все стрит-артисты работают без санкции и, следовательно, за свой счет? А как же Покрас Лампас, упомянутый в биографическом разделе энциклопедии, который работает с крупными брендами, надо думать, за немалые деньги? Или фестиваль «Арт-Овраг», выступивший инициатором выпуска издания?

Неужели художники, которых приглашают расписывать дома в рамках арт-события, работают без санкции и зарплаты?

Понятно, о чем говорит Юлия Василенко и участники сообщества. Искусство и украшательство — не одно и то же. Искусство отличает качество исполнения и глубина художественного высказывания. Искусство — особенно стрит-арт — любит свободу, а упомянутый «закон о граффити» ее ограничивает. Из-за него теперь художнику в Москве нужно согласовывать дизайн-проект в шести департаментах. Рисунок может быть только на темы исторических событий, науки, спорта, искусства.

И что важнее, в официальном уличном искусстве нет опасности и адреналина, которые сопутствуют работе свободного стрит-артиста. А ведь именно они делают это направление особенным и отличным от других видов искусств. Видимо, об этом слово «несанкционированность», но, кажется, оно не в полной мере отражает заложенный смысл.

Легко понять, почему возникли сложности с формулировками. Ведь мы становимся свидетелями интереснейшего процесса: искусство, придуманное и выросшее в подполье, постепенно становится легальной частью общественного и музейно-выставочного пространства. Сейчас вот вышла энциклопедия, где сделана попытка зафиксировать основные этапы развития стрит-арта и сформулировать понятийный аппарат. Еще раньше, в 2011 году, появился фестиваль «Арт-Овраг», благодаря которому целый город Выкса стал площадкой для художников.

И он не единственный — есть «Кофемолка» в Чебоксарах, «Стенограффия» в Екатеринбурге, например. В 2012 году в Петербурге открылся Музей стрит-арта, где впервые за всю историю движения, стали сохранять граффити, коллекционировать и изучать.

В последние годы и власти поняли, что стрит-арт нельзя не замечать и, как водится, начали придумывать для него правила. Ведь по закону несанкционированные рисунки подпадают под статью вандализм, но не все, что на заборе написано, стоит стирать. Вот и придумывают.

Но сколько законов не напиши, история все равно все расставит по своим местам. Когда-нибудь, наверняка, таких музеев, как в Петербурге, будет много. А в самом стрит-арте появятся новые направления. Все, что происходит теперь, к этому и ведет.

Собственно, разве новые законы сегодня мешают художникам нелегально наносить муралы и граффити на городские стены и поезда, как прежде? Раньше тоже было нельзя, а делали.

«Мне кажется, новые законы и ограничения должны стать толчком для развития стрит-арта», — сказала на презентации одна из приглашенных. Логичная позитивная позиция.

Издание энциклопедии — большое событие для арт-среды. Это еще один шаг к легализации и институционализации уличного искусства. Он еще неуверенный, потому что первый. Зато свободный — по той же причине. Редколлегия собрала основную часть книги, пообщавшись с каждым художником лично, то есть информация взята не из уже написанных книг, все — из первоисточников. Это ценно. Издатели не испугались включить туда работы известных художников с нецензурной лексикой. При этом значков с рекомендуемым возрастов делать не стали, считая, что малышу такую книгу и так не купят.

Издание собрало много полезной, компактно изложенной, информации, которую и ждешь найти в энциклопедии. Но есть в ней и спорные моменты, которые еще стоит обсудить и осмыслить.

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • Арт-Овраг
  • биографии
  • паблик-арт
  • Россия
  • современное искусство
  • стрит-арт
  • терминология
  • уличное искусство
  • энциклопедия

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    У меня возникает вопрос: зачем так бороться за терминологию — это у нас «настоящее» граффити, а это — нет? Ведь и то, и другое — уличное искусство вне зависимости от того, легальное оно или нелегальное. Дело в мастерстве художника и качестве его работ, а не в том, рисует он для души или на заказ. Да, в энциклопедии должно найтись место и тому, и другому, но лично я поддерживать тех, кто уродует своими зачастую бесталанными рисунками поезда или подземные переходы, не хочу.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Лилия Тумина пишет:
    У меня возникает вопрос: зачем так бороться за терминологию — это у нас «настоящее» граффити, а это — нет? Ведь и то, и другое — уличное искусство вне зависимости от того, легальное оно или нелегальное. Дело в мастерстве художника и качестве его работ, а не в том, рисует он для души или на заказ. Да, в энциклопедии должно найтись место и тому, и другому, но лично я поддерживать тех, кто уродует своими зачастую бесталанными рисунками поезда или подземные переходы, не хочу.
    Так вот, может быть, и нужна борьба за терминологию, чтобы отличать граффити от бесталанных рисунков, про которые вы говорите? Вопрос  Хотя бы как минимум, чтобы было четкое распределение мусорных рисунков от реальных произведений искусства. За мусорные рисунки в поездах и переходах ответственность есть, но ее точно так же могут и применить к тем, кто красиво и талантливо рисует на стенах, зачастую унылых и серых домов. Не очень справедливо как-то.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss пишет:
    Так вот, может быть, и нужна борьба за терминологию, чтобы отличать граффити от бесталанных рисунков, про которые вы говорите? Хотя бы как минимум, чтобы было четкое распределение мусорных рисунков от реальных произведений искусства. За мусорные рисунки в поездах и переходах ответственность есть, но ее точно так же могут и применить к тем, кто красиво и талантливо рисует на стенах, зачастую унылых и серых домов. Не очень справедливо как-то.
    Не следует путать «Божий дар с яичницей».
    Здесь четко сказано, ГДЕ можно «рисовать талантливо», и КТО это может делать. А надписи типа «Ваня + Маня = любовь» при желании тоже можно к элементу «стрит-арта» притянуть. Скептически
    А в данном случае просто случился прецедент научного описания того, что, например, мы, екатеринбуржцы, наблюдаем ежедневно на торцах многоэтажек новых «спальных» микрорайонов. Один из них даже так и называется — «Малевич», именно благодаря своей весьма стильной визитной карточке. Восклицание И очень вряд ли такой формат «наскальной живописи» (как мы это называли поначалу С улыбкой ) окажется невостребованным в современной архитектуре мегаполисов. Идея
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN пишет:
    Не следует путать «Божий дар с яичницей».
    Здесь четко сказано, ГДЕ можно «рисовать талантливо», и КТО это может делать. А надписи типа «Ваня + Маня = любовь» при желании тоже можно к элементу «стрит-арта» притянуть.
    А в данном случае просто случился прецедент научного описания того, что, например, мы, екатеринбуржцы, наблюдаем ежедневно на торцах многоэтажек новых «спальных» микрорайонов. Один из них даже так и называется — «Малевич» , именно благодаря своей весьма стильной визитной карточке. И очень вряд ли такой формат «наскальной живописи» (как мы это называли поначалу ) окажется невостребованным в современной архитектуре мегаполисов.
    Да что вы говорите? Вот, например, в Москве, после закона о граффити появилось очень много откровенного шлака, потому как определили, КТО и ГДЕ может рисовать, и, простите, эти КТО оказались фантастическими дуболомами, которым симпатично только искусство политического плаката, и при этом были уничтожены очень интересные работы, которые были созданы ранее. А что касаемо «Ваня + Маня = любовь», то если есть талант, то и это будет выглядеть фантастически красиво, а можно и «Трех богатырей» перерисовать так, что плеваться при взоре на это чудо будет хотеться.
    • 0/0