Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Наталья Шубникова-Гусева: «До публикации обобщающего тома «Есенинской энциклопедии» подготовим несколько отдельных тематических выпусков»

Наталья Игоревна Шубникова-Гусева

Интервью

  • 13 Февраля 2021
  • просмотров 263
  • комментариев 2
Мир энциклопедий. Из интервью главного научного сотрудника Института мировой литературы имени А. М. Горького (ИМЛИ) РАН, руководителя Есенинской группы, доктора филологических наук Натальи Шубниковой-Гусевой (на фото) еженедельной газете научного сообщества «Поиск».
— Сергей Есенин был ведь не только поэтом?

— Да, он был критиком, теоретиком искусства, организатором издательств. Брал уроки актерского мастерства. Это, кстати, очень мало исследованные темы, которые заслуживают отдельного внимания.

Сейчас мы работаем над «Есенинской энциклопедией» — это фундаментальное исследование, наиболее полный свод фактов и событий жизни и творчества поэта. Энциклопедия была задумана почти 30 лет назад как часть научной программы «Есенин академический», включающей Полное собрание сочинений С. А. Есенина и Летопись жизни и творчества С. А. Есенина.

Сложность в том, что Есенин — философский поэт, мастер подтекста и иносказания. Каждое его произведение напоминает айсберг, часть которого понятна читателю, а другая остается тайной. В автобиографии он писал о себе: «Крайне индивидуален» и говорил отцу: «Меня поймут только через 100 лет». Недавно на заседании группы мы обсуждали энциклопедическую статью о стихотворении «Стансы» (1924). А там как раз: «Хочу я быть певцом и гражданином... В великих штатах СССР». Это — основная идея. Но как она выражена? Каждая строка спорит с другой. Тут и «нюханье» скучных строк Маркса, и думы об «индустрийной мощи». А в «Письме к женщине»: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий». Возникла горячая дискуссия.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно об энциклопедии.

— Энциклопедия — проект долговременный. Работа, например, над «Лермонтовской энциклопедией» шла двадцать лет. Скорее всего, и мы до публикации обобщающего тома «Есенинской энциклопедии» подготовим несколько отдельных тематических выпусков. Пока при финансовой поддержке рязанского правительства увидела свет первая книга энциклопедии. В нее вошли не только статьи обо всех частях света, странах, городах, реках, озерах, морях, горах и др., которые видел и посетил поэт или где он бывал проездом, но и литературные топонимы, встречающиеся в произведениях Есенина: как реальные — Амстердам, Белебей, Бугульма, Вятка, Калифорния, Константинополь, Ляоян, Нерчинск, Чикаго и др. — так и вымышленные — Инония, Страна негодяев. А также свойственные поэтическому миру Есенина: Русь советская, Русь уходящая, Русь бесприютная. Плюс библейские топонимы, раскрывающие сложные и глубокие религиозно-философские искания поэта: Голгофа, Новый Назарет, Иордань, Фавор и др. Всего в томе 353 статьи о 445 реальных и литературных топонимах Есенина, расположенных в алфавитном порядке. Имеются указатели имен и произведений. Такой труд представлен впервые и не имеет аналогов. Пространство жизни и творчества поэта огромно: от затерявшегося в окрестностях Константиново Афонина перекрестка до Вселенной. Не случайно Есенина называют поэтом космическим.

— Грант закончен. Что дальше?

— Все мысли сейчас о работе над энциклопедией и новом гранте РФФИ1 «Синтез искусств в творчестве С. А. Есенина и культуре Серебряного века». Вообще деятельность нашей Есенинской группы строится на том, что мы подаем заявки по самым актуальным темам в русле нашей академической программы. И, надо сказать, их поддерживают, за что мы очень благодарны РФФИ. Без поддержки Фонда мы не смогли бы своим небольшим научным коллективом осуществлять академическую программу. Особая признательность — за издательские гранты: благодаря им напечатаны все тома Летописи и научные монографии исполнителей проектов. И работы очень интересные.

Вот вам из последнего. Известный русский художник Борис Григорьев, автор многих живописных, графических работ и литературных произведений, в мае 1923 года написал портрет Есенина в духе русской иконописи: поэт представлен с золотой копной волос, в красной рубашке, с листами стихов за пазухой, на фоне синего летнего грозового неба. Работа связана с выступлением Есенина 13 мая 1923 года в театре Реймонда Дункан, брата Айседоры. Кроме русского поэта на сцену выходили и актеры театра «Комеди Франсез» (Comédie Française), они тоже читали его стихи. До этого портрет был известен лишь по описаниям, из наших современников его никто не видел и о близости творческой манеры Есенина живописи Григорьева, автора картин цикла «Расея», никто не писал.

  • Теги
  • биографии
  • Есенин
  • есениноведение
  • Есенинская энциклопедия
  • ИМЛИ РАН
  • литературная география
  • литературная энциклопедия
  • памятные места
  • персоналии
  • персональная энциклопедия
  • составление энциклопедии
  • топонимы
  • Библиографическая ссылка (для печатных источников) Субботин А. «Меня поймут только через 100 лет». Какие тайны открываются исследователям творчества Есенина?/ А. Субботин// Поиск. — 2021. — 12 февр. — С. 13.

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Часто цитируют слова Есенина «Меня поймут только через сто лет». Мы практически приблизились к этому времени, может быть, поэтому именно сейчас литературоведы делают удивительные открытия. Всего несколько лет назад в Лондоне был обнаружен неизвестный беловой автограф поэмы «Пугачев». Мистика? Кто знает, а вдруг нас ждут новые находки? И еще: кроме грантов РФФИ, Наталья Игоревна упомянула финансовую поддержку правительства Рязанской области. Радуюсь, когда энциклопедистам помогают...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Есенин-философ, Есенин-теоретик искусства... В советское время этим сторонам поэта не уделяли внимания, не говорили в школе. Много кому интересно будет почитать «Есенинскую энциклопедию» только из-за того, чтобы больше узнать нового о любимом поэте.
    • 0/0