Энциклопедия отражает весь спектр археологических культур на огромной территории, включающей почти всю Восточную Европу, Северную и часть Центральной Азии. Тематика статей готовящегося издания охватывает наиболее важные для нашей истории археологические памятники и комплексы, города России, судьбы народов и государств прошлого. Помимо этого, энциклопедия вместила обзоры всех археологических и/или исторических эпох и наследия каждого субъекта Российской Федерации, характеристику находок и типов памятников. Разумеется, археологическое наследие России представлено и в ряде других изданий, но весьма отрывочно и кратко.При подготовке энциклопедии редакторам обычно приходится решать непростую задачу: учесть и по возможности устранить либо объяснить читателю расхождения в сведениях об одном и том же объекте или явлении, содержащиеся в материалах разных авторов. Такая ситуация нормальна в научном поиске, но энциклопедия — особый жанр. Как правило, статью о конкретной археологической культуре или определенном памятнике читает или специалист, изучающий другую территорию или эпоху, или человек, вообще далекий от археологии. И тому, и другому нужен краткий сухой остаток научных споров.Игорь Гавритухин, руководитель проекта (ответственный редактор энциклопедии), старший научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья ИА РАН
Нам пришлось переформатировать работу со статьями, то есть вести ее не в алфавитном порядке (так обычно создаются энциклопедии), а по тематическим блокам. Для каждого из блоков нужен свой редактор, способный согласовать с авторами и рецензентами информацию, которая на данный момент считается устоявшейся, не убирая при этом перспективы, то есть раскрывая спектр проработанных альтернатив, заслуживающих внимания за пределами нашей «кухни». Все это внесло изменения в планы по осуществлению проекта, и сейчас вместо подготовки второго тома мы перестраиваем работу по новой схеме. Публикация будет вестись в виде алфавитных томов, пока сформирован первый из них (от «А» до «Г») из 236 статей.Общий словник (список статей) «Археологии России» насчитывает около 1,5 тыс. позиций. Гавритухин отметил, что по ходу реализации проекта претерпела изменения и концепция справочно-поискового аппарата издания. Вначале подразумевалось, что указатели будут краткими, но вскоре стало очевидно: они должны вместить и часть справочной информации, которая перегружает текст, а иногда требует повторения в разных статьях (географическая привязка памятников, минимальные данные о персоналиях и т. д.).Игорь Гавритухин
Одним из важнейших результатов проекта стало формирование научного коллектива, способного решать задачи по обобщению результатов археологических и связанных с ними общеисторических исследований на территории России. Масштаб необходимой работы был оценен и РФФИ.В команде есть специалисты, уже обладающие опытом подготовки справочных изданий, включая «Большую российскую энциклопедию», и этот потенциал активно использовался при разработке стандартов подготовки и оформления статей с учетом новых задач.Николай Макаров, руководитель проекта, директор ИА РАН, вице-президент РАН
Они не понимают, что это невозможно для некоммерческих проектов, а представленность в изданиях уровня энциклопедии «Археология России» — неплохая реклама для музея.Авторы энциклопедии организовали подачу информации на нескольких уровнях: от сжатых справочных сведений (уровень энциклопедического словаря, минимум, который можно получить, прочитав только первый абзац статьи) до формулирования проблемных точек и перспектив развития науки, базовой и новейшей библиографии как ориентиров для тех, кому нужны более подробные сведения. Такой подход отвечает интересам широкой и разноплановой целевой аудитории энциклопедии.Игорь Гавритухин
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3) |
Константин Абров написал:В России есть закон о музейном праве. По нему музеи имеют право требовать деньги за использование своих экспонатов. Пусть даже авторы померли тысячу лет назад. Это не авторское право, это хуже. Противоречит всем мировым концепциям, не имеет срока годности, полный бред, но суды эту позицию поддерживают.
У них что: авторское право на экспонаты?
Роман Троцкий написал:В России создаваемое на деньги налогоплательщиков создается с целью продажи этим же налогоплательщикам.
Если уж речь идет о всероссийской, государственной энциклопедии, то могли бы и прописать специальную оговорку, что можно использовать. В конце концов, это национальное, общее достояние.