Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

На пути к библиотечной википедии

Научная статья

  • 30 сентября 2021
  • просмотров 1779
  • комментариев 4
Статья посвящена проблемам создания библиотечной википедии на основе внедрения в педагогическую практику совместной работы преподавателей и студентов с «Библиотечной энциклопедией» (2007) и создания библиотечного «Глоссария» при помощи электронной образовательной среды Moodle.
Создание универсальных и отраслевых систем организации знания, максимально погруженных в веб-среду, привязанных в силу производственных задач к той или иной библиографической классификационной системе, оптимально совмещающих требования к допустимой открытости создания контента с необходимым уровнем профессионального цензурирования, является устойчивым трендом развития мирового и национального научного и издательского сообщества. Стремительный рывок популярности Википедии — универсальной и открытой — с одной стороны, но атлантоцентричной и, несомненно, управляемой — с другой, сменяется более сдержанным отношением к общедоступным многоязычным универсальным интернет-энциклопедиям со свободным контентом. В последнем издании Массачусетского технологического института «Википедия @ 20: Истории незавершенной революции» (октябрь 2020 г.) авторы констатировали, что «западная, рациональная и печатно-центрированная практика создания знаний», «проверяемость и надежность, которые коренятся в типографских представлениях о хранении знаний» оказались наиболее сильными сторонами Википедии, в которой «маргинализация знаний отдельных регионов, отсутствие глобального и мультикультурного разнообразия» предполагают пересмотр ее реальной значимости в сохранении и распространении научной и библиографической информации [1, p. 287]1.

Новый виток эпистемологического и педагогического интереса к традиционной энциклопедии — «справочному изданию, содержащему в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенных в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке» [2]2 — лежит в русле рассмотрения энциклопедии не только как вида изданий, а в рамках цельной экологической открытой научно-образовательной среды — «эпистемотеки». По мнению доктора философских наук Н. В. Громыко, «эпистемотека» — это «работа со знанием о знании в насыщенной информационной среде» [3, c. 315]3. Энциклопедия, создаваемая в рамках эпистемотеки, представляет собой модель построения нового типа энциклопедизма, основывающегося на проблемно-проектном принципе получения новых знаний [3, c. 331]4. «Энциклопедизм», по мнению доктора философских наук М. Ф. Фридмана, набирает особую популярность и признание в профессиональной среде, особенно в новых подходах к формированию образовательной политики [4, c. 25, 119]5.

Том «Библиотечной энциклопедии» (2007)«Библиотечная энциклопедия» (главный редактор Ю. А. Гриханов) [5]6, опубликованная в 2007 г. в издательстве «Пашков дом», является наиболее авторитетным справочным изданием проблемной, предметной и биографической информации, источником актуальной профессиональной лексики и научных терминов по библиотековедению, книговедению и библиографоведению. Российская научная электронная библиотека eLIBRARY.ru, интегрированная с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) по ключевому слову «Библиотековедение», представляет 857 публикаций с общим количеством цитирований 3066 [6]7. Максимальное количество цитирований и, соответственно, наибольший наукометрический вес, согласно eLIBRARY, из списка этих публикаций имеют: монография М. Я. Дворкиной «Библиотечно-информационная деятельность» (2009) [7]8 — 141 цитирование; коллективная монография сотрудников ГПНТБ СО РАН «Библиотека в системе общественных отношений региона» (1999) [8]9 — 94 цитирования; максимальное количество цитирований, в разы превышающее наиболее авторитетные (согласно eLIBRARY) источники по библиотековедению, получила «Библиотечная энциклопедия» (2007) — 243 цитирования.

Оставив за рамками этой научной статьи соотношение реального и наукометрического веса, а также проблему соотношения авторитетности и популярности научных работ, можно констатировать, что, согласно статистике eLIBRARY.ru, наибольшим авторитетом среди научных публикаций, отраженных в научной электронной библиотеке eLIBRARY.ru и связанных с ключевым словом «Библиотековедение», пользуется «Библиотечная энциклопедия» (2007).

Среди докторских диссертационных работ по дисциплине ВАК 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение в наибольшей степени обращается к Библиотечной энциклопедии Т. В. Захарчук в диссертации «Научная школа в библиографоведении: теоретико-методологический аспект» [9]10. Нельзя не согласиться с утверждением Татьяны Викторовны, что «отражение сведений о каком-либо факте, явлении, событии или персоне в профессиональных справочных изданиях говорит о важности этих сведений для развития той или иной области знания» [9, c. 223]11. Автор убедительно доказал, что Библиотечная энциклопедия, наряду с публикациями о научной школе и ее членах, биобиблиографическими указателями и базами данных 246 членов научных школ, справочниками типа «Кто есть кто...», массивами авторефератов диссертаций и веб-сайтами организаций, может выступать информационной базой изучения научной школы в библиографоведении [9, c. 245]12. Вхождение ученых библиотечной школы в профессиональные энциклопедии является одним из важнейших показателей ее признания профессиональным сообществом [9, c. 90, 221, 223]13.

Необходимо отметить отсутствие должного внимания к «Библиотечной энциклопедии» в докторских работах по профильной дисциплине. В абсолютном большинстве случаев авторы ссылаются на термины и понятия энциклопедии, которые использовались в их диссертациях. Так, на формулировку «Библиотечной энциклопедии» ссылается М. Н. Глазков в определении понятия «библиотечная политика» [10, c. 6]14. А. М. Мазурицкий дает ссылку на свою энциклопедическую статью [5, c. 859]15 «Реституция библиотечных собраний» [11, c. 46]16. На статьи «Библиотечное дело» [5, c. 193]17 и «Книга» [5, c. 493–495]18 обращает внимание Е. И. Полтавская [12, c. 23, 193, 216]19. Также к статье «Книга» под авторством Е. Л. Немировского обращаются Е. В. Динер [13, c. 44]20 и М. В. Курмаев [14, c. 27]21. Е. Б. Артемьева ссылается [15, c. 7]22 на базовое для своей диссертационной работы понятие «Библиотечная сеть» [5, c. 179–181]23, а А. М. Наместников [16, c. 262]24 — к термину «Информационная потребность» [5, с. 419–420]25.

Таким образом, «Библиотечная энциклопедия» как предмет исследования докторантов, кроме указанной работы Т. В. Захарчук и упоминания ее историческо-библиотековедческого значения в диссертации А. А. Соловьева [17, c. 5]26, не присутствует в исследовательском поле отечественных исследователей. Тем не менее универсальные национальные энциклопедии и энциклопедии исторической значимости получили свое должное внимание в докторских работах библиотековедов. В историческом аспекте к энциклопедиям обращались Б. А. Семеновкер [18, c. 25]27 и В. В. Скворцов [19, c. 54, 86, 122]28, в образовательном — Е. Ю. Гениева [20]29, в краеведческом — Л. Г. Тараненко [21, c. 64, 115]30, в производственном — Г. Г. Семенова [22, c. 220]31, в области электронного библиотековедения — Т. В. Майстрович [23, c. 82]32, политического библиотековедения — Н. П. Игумнова [24, c. 29, 30, 51]33.

Значимость Библиотечной энциклопедии для формирования учебных курсов по дисциплине Библиотековедение направления подготовки «51.03.25 Библиотечно-информационная деятельность» нашла отражение и в учебно-методической литературе. «Библиотечная энциклопедия» включена в списки обязательной литературы к изучению на 1-м и 2-м курсе бакалавров по дисциплине Библиотековедение [25]34. Учебники по библиотековедению для бакалавров [2635, 2736], изданные при Санкт-Петербургском и Московском государственном институте культуры (МГИК), многократно обращаются к Энциклопедии. С учетом значимости «Библиотечной энциклопедии» для создания студентами текстов официально-делового и учебно-научного стилей, употребления профессиональной лексики и научных терминов, понимания основных проблем библиотековедения преподавателями кафедры библиотечно-информационных наук МГИК С. В. Соколовым и С. В. Бонч-Бруевич было принято решение предложить студентам знакомство с «Библиотечной энциклопедией», в том числе и в рамках подготовки к сдаче экзамена по указанной дисциплине. Студенты-бакалавры 1-го курса факультета государственной культурной политики (ФГКП) МГИК направления подготовки «51.03.25 Библиотечно-информационная деятельность» в рамках подготовки к экзамену по дисциплине Библиотековедение получили следующее задание:
  1. Найти статью «Библиотечной энциклопедии», наиболее соответствующую каждому из 60 вопросов к экзамену.
  2. Составить краткий план этой статьи (3–5 пунктов).
  3. Выбрать из списка литературы к статье энциклопедии одну ссылку. Авторитетность ссылки устанавливается по совпадению имени автора статьи энциклопедии и автора публикации из списка литературы, прилагаемого к конкретной статье.
В итоге студенты представили достаточно объемные работы на 15–20 с. с краткими планами статей энциклопедии, соответствующих вопросам к экзамену. Характерные особенности «Библиотечной энциклопедии» как основы эпистемотеки в подготовке теоретического курса Библиотековедение для бакалавров определили тот факт, что преподаватель, после ознакомления с работами студентов, самостоятельно определил связки вопросов к экзамену и статей энциклопедии, поручив студентам повторно выполнить это задание с учетом установок преподавателя. К таким особенностям Энциклопедии относятся:
  1. Время создания энциклопедии. С момента ее публикации прошло уже более 15 лет и некоторое количество вопросов, связанных с современной библиотечной политикой, естественно, не могли найти свое отражение в Библиотечной энциклопедии 2007 г. К таким вопросам относятся, например, «Национальный проект “Культура” и библиотеки», «Национальная электронная библиотека», «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» и др.
  2. Практически полное отсутствие в Энциклопедии терминов и определений, связанных с институтами проведения государственной библиотечной политики: Министерством культуры и Министерством науки и высшего образования.
  3. Отсутствие в Энциклопедии ряда терминов, употребляемых в списке вопросов к экзамену. Например, это термины: «информационная инфраструктура», «социальный институт», «библиотека — структурное подразделение организации», «функции библиотеки как организации», «функции библиотеки как социального института», «информационная функция библиотеки», «библиотека как система», «структурно-функциональный подход», «мемориальная функция библиотеки», «библиотеки субъектов Федерации», «конфессиональные библиотеки». Каждому термину, отсутствующему в качестве отдельной статьи в энциклопедии, преподавателем были подобраны соответствующие аналоги, так, вопрос «Профессиональные форумы в области библиотечного дела» был соотнесен со статьей «Румянцевские чтения».
Необходимо отметить, что значительное количество вопросов к экзамену соответствует терминосистеме Библиотечной энциклопедии, и соотнесение вопросов к экзамену и статей энциклопедии у студентов не вызвало затруднений.

Студентам-бакалаврам 2-го курса ФГКП МГИК направления подготовки «51.03.25 Библиотечно-информационная деятельность» была поставлена задача представить список терминов библиотечной отрасли. Работа проводилась с помощью глоссария электронно-образовательной системы Moodle. Формулировка терминов была строго привязана к учебному курсу, на который перекрестными ссылками ссылались все существующие ключевые слова и термины, а также к действующим ГОСТам СИБИД, которые размещены на страничке Российской государственной библиотеки (РГБ), посвященной стандартизации. При разработке учебной Вики особенно учитывались курсовые работы студентов. Ключевое слово, представленное каждым студентом, должно было максимально отразить основную проблематику его курсовой работы. Представляет особенный интерес выбор ключевых слов как способ контекстно-словарного сжатия учебных работ.

На основе сравнительного анализа веб-сайта и Вики, составленного Н. С. Редькиной [28, c. 46]37, может быть предложен его более расширенный вариант с учетом возможностей глоссария электронно-образовательной среды Moodle. Положительными сторонами глоссария являются простота освоения пользователями и администрирования, разнообразие интерактивной работы с целевой аудиторией, возможности дополнительного раскрытия учебного курса. Определенные минусы Вики-словаря системы Moodle — это отсутствие обратной связи с открытым вебом, замкнутость аудитории (что, с другой стороны, гарантирует соответствие необходимому уровню профессиональной подготовки). Строгая привязанность учебной википедии к курсу одного преподавателя без возможности расширения на большую аудиторию, например в рамках кафедральной работы или взаимодействия студентов и преподавателей отдельного факультета, также достаточно серьезный минус, который, возможно, будет исправлен в новых версиях этой программы.

Совместная интерактивная работа студентов и преподавателей в рамках работы с «Библиотечной энциклопедией», а также создания «Глоссария», пересекающегося с читаемым курсом, являются педагогической попыткой создания «внутренней википедии». Современные интерактивные средства работы со студентами, актуализированные в период вынужденного дистанта, раскрывают свои технические возможности только при работе с качественным авторитетным научным контентом, образцовым примером которого является «Библиотечная энциклопедия» 2007 г.

Список источников

  1. Reagle Joseph, Koerner Jackie. Wikipedia @ 20: Stories of an Incomplete Revolution. MIT Press, 13 oct. 2020. 376 p.
  2. ГОСТ Р 7.0.14—2011 СИБИД. Справочные издания. Основные виды, структура и издательско-полиграфическое оформление // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации : [офиц. сайт]. 2021. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200093841.
  3. Громыко Н. В. Деятельностная эпистемология и проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике : дис. ... д-ра филос. наук. Москва, 2011. 486 с.
  4. Фридман М. Ф. Глобальная научно-образовательная политика информационного общества : философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы : дис. ... д-ра филос. наук. Москва, 2018. 397 с.
  5. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка ; [редкол.: гл. ред. Ю. А. Гриханов, науч. ред.-сост.: Е. И. Ратникова, Л. Н. Уланова и др.]. Москва : Пашков дом, 2007. 1299 с.
  6. Ключевое слово «Библиотековедение» // Российская научная электронная библиотека eLIBRARY.ru: [офиц. сайт]. 2021. URL: https://www.elibrary.ru/keyword_items.asp?id=2498311&show_option=0.
  7. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность : теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. Москва : ФАИР, 2009. 254, [1] с.
  8. Библиотека в системе общественных отношений региона / Е. Б. Артемьева, Т. А. Жданова, Л. А. Кожевникова, А. Н. Маслова ; отв. ред. Е. Б. Соболева ; Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние. Гос. публ. науч.-техн. б-ка. Новосибирск : СО РАН, 1999. 204 с.
  9. Захарчук Т. В. Научная школа в библиографоведении : теоретико-методологический аспект : дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2013. 563 с.
  10. Глазков М. Н. Массовые библиотеки России в контексте партийно-государственной библиотечной политики : середина 1920-х гг. – май 1941 г. : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2009. 339 с.
  11. Мазурицкий А. М. Перемещенные книжные собрания России и Германии в контексте реституционных процессов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. 46 с.
  12. Полтавская Е. И. Схематизация научных категорий — методологическая основа общей теории библиотековедения, библиографоведения, книговедения : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2015. 422 с.
  13. Динер Е. В. Теоретико-методологические подходы к обоснованию электронной книги как книговедческой категории : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2015. 451 с.
  14. Курмаев М. В. Книжная культура Среднего Поволжья конца XVIII – начала XX вв. : на материалах Пензенской, Симбирской и Самарской губерний : дис. ... д-ра ист. наук. Самара, 2010. 728 с.
  15. Артемьева Е. Б. Эволюция библиотечной сети Сибири и Дальнего Востока в условиях историко-культурных и социальных трансформаций : середина XVII – начало XXI в. : дис. ... д-ра пед. наук. Новосибирск, 2013. 559 с.
  16. Наместников А. М. Интеллектуальные репозитории технической документации в проектировании автоматизированных систем : дис. ... д-ра техн. наук. Ульяновск, 2017. 304 с.
  17. Соловьев А. А. История библиотечного дела Верхнего Поволжья в XIX – начале XX века : по материалам Владимирской, Костромской и Ярославской губерний : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Казань, 2016. 45 с.
  18. Семеновкер Б. А. Библиографические памятники Византии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1989. 32 с.
  19. Скворцов В. В. Библиотековедение : Сущность, методология, статус : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1997. 422 с.
  20. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2006. 304 с.
  21. Тараненко Л. Г. Библиотечное краеведение в электронной среде : дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2019. 420 с.
  22. Семенова Г. Г. Библиографическое обеспечение социально-экономического комплекса : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2004. 592 с.
  23. Майстрович Т. В. Электронный документ как компонент библиотечного фонда : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2005. 437 с.
  24. Игумнова Н. П. Евразийское библиотечное пространство: теория и практика развития : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2009. 367 с.
  25. Рабочая программа по дисциплине Б1.О.25 Библиотековедение. Химки, 2019 г. URL: http://www.mgik.org/upload/iblock/c3c/B1.O.27-Bibliotekovedenie.pdf.
  26. Библиотековедение. Общий курс : учеб. для бакалавров / С. А. Басов, А. Н. Ванеев, М. Я. Дворкина [и др.] ; науч. ред. А. Н. Ванеев, М. Н. Колесникова. Санкт-Петербург : Профессия, 2013. 237 с.
  27. Общее библиотековедение : учебник для студентов, обучающихся по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «Бакалавр») / [Г. А. Алтухова и др. ; науч. ред. М. Я. Дворкина, Л. И. Сальникова] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ин-т культуры». Москва : МГИК, 2015. 298, [1] с.
  28. Редькина Н. С. Возможности использования вики-технологий в библиотеках // Науч. и техн. б-ки. 2012. № 5. С. 45–54.

  • Теги
  • Moodle
  • wikipedia
  • Библиотечная википедия
  • Библиотечная энциклопедия
  • МГИК
  • библиографоведение
  • библиотековедение
  • википедия
  • глоссарий
  • докторские диссертации
  • книговедение
  • электронная образовательная среда
  • энциклопедизм
  • эпистемотека
  • Библиографическое описание ссылки Соколов С. В. На пути к библиотечной Википедии/ Сергей Валерьевич Соколов// Румянцевские чтения — 2021: Материалы Международной научно-практической конференции (21–23 апреля 2021): [в 2 ч.]. — М.: Пашков дом, 2021. — Ч. 2. — С. 349-357.

(Голосов: 1, Рейтинг: 2.93)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    В принципе, любая отрасль науки нуждается в справочном аппарате, а Вики-движок — наиболее оптимальный на сегодняшний день формат в силу указанных здесь же причин:
    В абсолютном большинстве случаев авторы ссылаются на термины и понятия энциклопедии, которые использовались в их диссертациях.
    Только мне показалось несколько странным назначение будущей библиотечной Википедии — как бы исключительно в учебных целях. А в профессиональной среде? Вопрос
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    До чего ученые доводят русский язык в своих статьях: читаешь, как на иностранном. Первый абзац совсем непонятно.

    YA_HELEN, если я правильно понял остальное, речь идет о дистанционном обучении студентов по дисциплине «Библиотечное дело». Они с помощью Moodle создавали краткие конспекты статей «Библиотечной энциклопедии». Это просто эксперимент, и он совсем не обязательно выльется в серьезный проект.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN пишет:
    Только мне показалось несколько странным назначение будущей библиотечной Википедии — как бы исключительно в учебных целях. А в профессиональной среде?
    Константин Абров пишет:
    Они с помощью Moodle создавали краткие конспекты статей «Библиотечной энциклопедии». Это просто эксперимент, и он совсем не обязательно выльется в серьезный проект.
    И всё же автор надеется, что когда-нибудь проект можно будет создавать в расчёте на бóльшую аудиторию. Поэтому он и, стало быть, на пути к библиотечной википедии...
    Строгая привязанность учебной википедии к курсу одного преподавателя без возможности расширения на большую аудиторию, например в рамках кафедральной работы или взаимодействия студентов и преподавателей отдельного факультета, также достаточно серьезный минус, который, возможно, будет исправлен в новых версиях этой программы.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    В чём могут быть сомнения, если это энциклопедия, пусть и узкой специализации, то по факту текст должен отображаться в полном формате. В соотношении преподаватель — студент могут быть отдельные публикации. Естественно, в рамках эксперимента студенты, пусть они бакалавры или технари, найдут всю нужную им информацию.
    • 0/0