Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Первый в России энциклопедический словарь по проблемам чтения

Рецензия

  • 15 февраля 2022
  • просмотров 1405
  • комментариев 7
Чтение = Reading: энциклопедический словарь/ Российская академия наук, ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, Отдел проблем чтения, Российская академия образования, Отделение образования и культуры, Научный совет по проблемам чтения РАО; [В. Я. Аскарова, Н. А. Борисенко, С. М. Бородин и др.]; Под ред. Ю. П. Мелентьевой; [Рецензенты: В. П. Дёмин, В. А. Лекторский]. — М.: Наука, 2021. — 438, [1] с., [4] л. цв. ил.: табл.; 25 см. — ISBN 978-5-6046447-1-3 (в пер.).
Лицевая сторона переплёта энциклопедического словаря «Чтение» (2021)В конце сентября текущего года вышло в свет уникальное издание — «Чтение. Энциклопедический словарь». Подготовка и издание энциклопедического словаря по проблемам чтения предприняты в России впервые. Потребность в таком словаре обусловлена тем, что феномен чтения, имея сложнейшую природу и обладая междисциплинарным характером, стал предметом изучения целого ряда наук, таких как философия, педагогика, психология, социология, книговедение, библиотековедение, филология, физиология и др. В результате возникло широкое поле дефиниций, в которых нашли отражение различные аспекты чтения как научного понятия. Эти дефиниции включаются в отраслевые справочники, энциклопедии, энциклопедические словари (например: «Книговедение. Энциклопедический словарь», 1982 г.; «Российская педагогическая энциклопедия», 1993 г.; «Библиотечная энциклопедия», 2008 г.), однако они характеризуют чтение лишь частично. Между тем значимость чтения как явления, процесса, деятельности, с одной стороны, и изменения, происходящие в связи с появлением новых модификаций и практик (например, цифрового чтения) — с другой, требуют создания специального издания энциклопедического характера, которое включало бы дефиниции по проблеме чтения максимально полно.

Таким образом, актуальность подготовки данного энциклопедического словаря определяется необходимостью обобщить накопленное профессиональное знание и предоставить его научной общественности в концентрированном виде. Подобное энциклопедическое издание даёт возможность увидеть феномен чтения в его подлинном масштабе — как мировое явление; как фундамент, наряду с письменностью, нашей цивилизации; как необходимое составляющее политического, экономического, гуманитарного развития общества, государства; как основу умственного, нравственного, эмоционального развития личности.

Замысел создания энциклопедического словаря по проблемам чтения возник в ходе многолетней (с 2004 г.) работы Отдела по проблемам чтения Научно-исследовательского центра «Наука» РАН и Научного совета по проблемам чтения РАО, который с начала своего существования (с 2010 г.) провёл три международные научные конференции, 17 круглых столов и научных семинаров по различным аспектам чтения, опубликовал 18 выпусков «Докладов Научного совета по проблемам чтения РАО». Эта работа сплотила вокруг проблемы чтения ведущих российских учёных различных специальностей, в центре научных интересов которых лежит чтение (см.: Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 1–18. — М., 2010–2020). Так, в авторский коллектив издания «Чтение. Энциклопедический словарь» вошли 17 высокоавторитетных учёных (педагогов, психологов, библиотековедов, книговедов, физиологов и др.) из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Тамбова. Рецензентами словаря выступили: В. А. Лекторский, академик РАН и РАО, и В. П. Дёмин, академик РАО.

Всего в энциклопедический словарь вошла 371 словарная статья, где даётся представление о генезисе чтения, его эволюции в разные эпохи истории человечества; о революциях в сфере чтения, обусловленных социальными и технологическими изменениями. Словарные статьи дают представление об основных моделях, модификациях, практиках чтения; о способах научения и привлечения к чтению. Изменения, происходящие сегодня в письменной культуре, формирование письменно-медийной цивилизации, цифровизация основных сфер жизни, становление новой практики — «цифрового» чтения — также нашли отражение в рассматриваемом словаре, включающем новые, современные понятия.

«Чтение. Энциклопедический словарь» представляет собой возможно полный систематизированный свод сведений о чтении как о сложнейшем и многогранном явлении. Словарные статьи расположены в алфавитном порядке, они различаются по объёму — в зависимости от наукоёмкости дефиниции (названия продублированы на английском языке), лежащей в её основе. Каждая статья снабжена пристатейной библиографией, подтверждающей и углубляющей представленную информацию. Указан автор (соавтор) каждой статьи.

Представляется, что настоящее издание будет полезно специалистам и придаст новый импульс исследовательской работе в этой области, так как, по словам известного учёного А. А. Реформатского, именно «терминология является инструментом, с помощью которого формируются научные теории, законы, принципы, положения» (см: Реформатский А. А. Термин как член лексической системы языка // Проблемы структурной лингвистики. — М., 1968).

Издание «Чтение. Энциклопедический словарь» предназначено для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, учителей, а также всех тех, кто видит в чтении «неоценимое сокровище», понимает его огромное значение как для отдельного человека, так и для цивилизации в целом.

Сигнальный экземпляр словаря был представлен на Международном конгрессе по детскому чтению (IBBY), прошедший 10–13 сент. 2021 г. в РГДБ, а также на ММКЯ (24–27 сент. 2021 г.).

(Все желающие приобрести это издание могут направить свои заявки на адрес руководителя проекта Юлии Петровны Мелентьевой — melentievau@mail.ru — с пометкой «заказ».)
  • Теги
  • Наука
  • РАН
  • РАО
  • библиотековедение
  • книговедение
  • культура
  • междисциплинарный справочник
  • педагогика
  • психология
  • феномен чтения
  • физиология
  • филология
  • философия
  • цивилизация
  • чтение
  • эволюция чтения
  • энциклопедический словарь
  • Библиографическое описание ссылки Мелентьева Ю. П. [Рецензия]/ Ю. П. Мелентьева// Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 147-152. — Рец. на кн.: Чтение = Reading: энциклопедический словарь/ Российская академия наук, ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, Отдел проблем чтения, Российская академия образования, Отделение образования и культуры, Научный совет по проблемам чтения РАО; [В. Я. Аскарова, Н. А. Борисенко, С. М. Бородин и др.]; Под ред. Ю. П. Мелентьевой; [Рецензенты: В. П. Дёмин, В. А. Лекторский]. — М.: Наука, 2021. — 438, [1] с., [4] л. цв. ил.: табл.; 25 см. — ISBN 978-5-6046447-1-3 (в пер.).

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Радует, что уважаемые академики не застыли во времени, как мухи в янтаре, а отразили в энциклопедическом издании новейшие веяния эпохи — цифровое чтение и общую цифровизацию медийного пространства. В порядке несбыточной мечты: хорошо бы учителям взять на вооружение этот энциклопедический словарь и начать вести курсы для родителей, жалующихся, что дети сейчас ничего не читают.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Вероника пишет:
    Радует, что уважаемые академики не застыли во времени, как мухи в янтаре, а отразили в энциклопедическом издании новейшие веяния эпохи — цифровое чтение и общую цифровизацию медийного пространства. В порядке несбыточной мечты: хорошо бы учителям взять на вооружение этот энциклопедический словарь и начать вести курсы для родителей, жалующихся, что дети сейчас ничего не читают.
    Нормальные дети читают и читают, может быть куда даже больше, чем гордились люди в «самой читающей стране мира», что, кстати, ни разу так и не было доказано. Современное общество уже по умолчанию устроено так, что потоки информации настолько обильны, что читать приходится больше и значительно больше, чем это было лет 30 назад. Понятно, что мало кто читает «Онегина» или «Войну и Мир», но так, может, на это нет времени? Но вот Википедию, например, читают и активно, иначе она не была бы одним из самых посещаемых ресурсов уже более десятилетия.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Не соглашусь, что читать люди стали больше по сравнению с эпохой «до интернета». Изменилось, так сказать, качество чтения, то есть читать, может, стали и чаще, но меньше и преимущественно с экрана компьютера, смартфона и т. д.. Такое чтение я бы не назвал качественным в том смысле, что оно не способствует повышению грамотности, а вот как раз новые слова-паразиты распространяет быстрее.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss пишет:
    Нормальные дети читают и читают, может быть куда даже больше, чем гордились люди в «самой читающей стране мира», что, кстати, ни разу так и не было доказано. Современное общество уже по умолчанию устроено так, что потоки информации настолько обильны, что читать приходится больше и значительно больше, чем это было лет 30 назад. Понятно, что мало кто читает «Онегина» или «Войну и Мир», но так, может, на это нет времени? Но вот Википедию, например, читают и активно, иначе она не была бы одним из самых посещаемых ресурсов уже более десятилетия.
    Может быть, люди сегодня и читают больше, но читают они зачастую не хорошие романы и не энциклопедические ресурсы. Посмотрите, что люди читают со смартфонов в метро. Чаще всего это либо новости, либо посты в социальных сетях, либо блоги. А в блогах порой такая ерунда встречается! Если бы вместо таких блогов все читали Википедию, было бы прекрасно. А вообще, мне интересно, есть ли ли в новом энциклопедическом словаре «Чтение» статьи о том, что именно сегодня чаще всего читают люди? Вопрос Увы, страничек с содержанием этого энциклопедического словаря я так в Интернете и не нашла. Печально
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Лилия Тумина пишет:
    Увы, страничек с содержанием этого энциклопедического словаря я так в Интернете и не нашла.
    Электронная копия словаря (pdf) на данный момент доступна на eLibrary.Ru.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Сергей Волков пишет:
    Электронная копия словаря (pdf) на данный момент доступна на eLibrary.Ru.
    Спасибо огромное, пойду читать!
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    По личному опыту общения с детьми, пришел к выводу, что самая злободневная проблема чтения — отсутствие желания читать у молодого поколения. Потому что они при чтении видят буквы, а не образы. Не знаю что первопричина, думаю, что именно обилие дармовой визуальной информации, которая не развивает мозг. А посещаемость Википедии в данном случае не аргумент. Хотя бы потому, что средний возраст аудитории электронного ресурса, скорее всего, больше 35 лет.
    • 1/0