Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

О героях самого важного из искусств

  • 30 Сентября 2022
  • просмотров 215
  • комментариев 3
Чему учит Университет? Как проявляют себя его выпускники в большой жизни? Как полученная в альма-матер специальность определяет профессию, интересы, судьбу? Марина Кравченко, выпускница механико-математического факультета Московского университета, более двадцати лет проработала в головной организации космической отрасли — в ЦНИИ машиностроения в Королеве.
Марина Кравченко с энциклопедией «Актеры отечественного кино»Марина Кравченко стала инициатором написания энциклопедии «Актеры отечественного кино» и ее соавтором. Математикой Марина серьезно занималась с 15 лет... А идея составить энциклопедию родилась, конечно же, случайно.

Первая ее актриса — Гуля Королева: восьмилетней Марина прочитала книгу «Четвертая высота» и уже знала о кино и кадрах из фильма. А еще напротив Марины жил Миша Кисляров, сыгравший Дениску Кораблева в «Веселых историях», а ее тетя дружила в юности с Валентинов Ушаковой... В Большом энциклопедическом словаре была биография Андрейченко и не было биографии Маргариты Тереховой... И это оказалось стимулом, случайности переросли в закономерности! Мехмат, кафедра математической статистики и случайных процессов. Это было не случайно, ведь не математический анализ (любимый со школы), не дифференциальные уравнения (любимый предмет на третьем курсе) выбрала Марина специализацией.

Поначалу энциклопедия представлялась пусть толстой, но все же однотомной книгой. В итоге собранные более 8000 биографий с трудом вместились в четыре тома, общим числом более 3500 страниц!

Герои кинофильмов, очень известные и едва выглянувшие в эпизоде и давно позабытые, они, каждый по-своему вносили свой вклад в великое русское, советское, российское кино. Как увлекательно было обнаруживать известных артистов, играющих всего лишь эпизод! Как грустно было видеть актеров одной лишь главной роли. Профессия эта одна из самых зависимых. Удачно сыгранная роль — это труд нескольких десятков людей: режиссера, сценариста, монтажера, партнеров, осветителей, технических служб. Можно очень быстро стать известным, но и попасть в забвение после славы (и без нее) тоже просто, проще, чем быть известным врачом, учителем, ученым. Слава к актеру может прийти в молодые годы, в других профессиях она приходит с годами (бывают исключения). Можно быть талантливым студентом, затем в театре играть маленькие незаметные роли. Можно наоборот, быть средним студентом, а потом блистать в фильмах или сериалах. Все это проходило перед глазами.

Временами казалось, что осуществить задуманное не удастся — материал был огромен! Помогала мехматовская выучка (в чем она, наверное, единого суждения нет, для Марины — не отступать перед трудностями, любые задачи решаются, надо лишь найти правильный путь к решению).

Информацию искали в архивах театров, киностудий и союза кинематографистов. Никита Сергеевич Михалков лично подписал официальное письмо, что работа над энциклопедией это «архиважно». Был получен пропуск на съезд союза кинематографистов, где от обилия звезд и просто известных, именитых актеров создавалось впечатление — «попали в телевизор». Было боязно подходить к этим людям, кого здесь только не было! Было трудно объяснить свои вопросы, сама идея энциклопедии казалась неважной, но они слушали, давали контакты для встреч. Приходили в день сбора труппы в театры Ленком и Сатиры, в Современник, каждая встреча была праздником... Повезло поговорить с Александром Абдуловым и Олегом Янковским: 2005 г., отдохнувшие актеры вышли из кабинета Марка Анатольевича Захарова, обсуждая новые спектакли. Абдулов задерживается, зато подходит Янковский. Улыбается своей коронной улыбкой, рядом жена Людмила Зорина, в руке трубка... Смотрит распечатку биографии, слушает рассказ про энциклопедию... В круге света его глаз его улыбка согревает теплом. Перезвонив через два дня, благодарит за полный список ролей, некоторые он забыл... Но голос уже холодно официальный, возможно, он и не запоминал подходивших (поначалу так и сказал: «Сколько уже этих энциклопедий»...). Абдулову пришлось звонить несколько раз, он вежливо и мягко говорил — перезвоните позже. Хотелось бросить это занятие — про него и так много написано, голос порой предательски дрожал, но ведь это — Медведь из «Обыкновенного чуда»! И существенную ошибку в тексте он указал спокойно, даже с юмором.

В процессе работы довелось познакомиться с коллективом Щукинского училища. Каждый год, 23 октября, в училище поздравляют с окончанием юбилейные выпуски. Посчастливилось видеть на сцене Владимира Этуша, возглавлявшего «Шуку» в 1987—2009 гг. Как же его приветствовали студенты и выпускники!!! В училище царит дух Евгения Вахтангова, чувствуется, здесь и поддержат, и помогут, ведь это братство щукинцев.

С некоторым сожалением авторам энциклопедии приходилось отмечать заметную сухость изложения — даты жизни, список фильмов — сжавшие живую человеческую судьбу. Какими непростыми часто — профессионально и человечески — были актерские пути. Ах, если бы была возможность дополнять биографии хотя бы одной яркой жизненной историей об артисте! Претворяющий замысел режиссера в своей роли, каким он был в жизни? И это-то безвозвратно уходит, уходит и уйдет совсем вместе с артистом, с его современниками — коллегами, родственниками, близкими людьми.

Вот Михаил Глузский, обычно неброский в своих ролях. А в жизни его можно было встретить в общественном транспорте, следующего к своим студентам во ВГИК в белом плаще, с тростью на руке. Стоя на остановке в ожидании вагона, окруженный случайно собравшимися зрителями, он изящно чистил банан, невозмутимо кушал его и степенно следовал дальше...

Вот несравненный Михаил Михайлович Державин, своим обаянием, позитивом он заряжался у своих поклонников, у пришедшей посмотреть на него публики. Он любил прогуливаться по Арбату, раздавать автографы, получать комплименты. В конце жизни, уже тяжело болея, он просто стоял у Театра Сатиры на глазах проходящих людей, на большее уже не было сил...

Вот Николай Крючков, в 1930–1940-е гг. — всенародный любимец, кумир советских людей, в начале 1990-х — уже совсем старенький, плакал за кулисами, получив одну из первых российских Ник за вклад в киноискусство, шептал: «Спасибо за память»...

Увидевшая свет энциклопедия охватила период с 1908 по 2018 гг. Отечественное кино продолжает свою жизнь, но и отраженные в энциклопедии сведения нельзя считать исчерпывающими, проделанную работу оконченной. После четвертого тома в полных собраниях сочинений следует пятый... А хороший фильм, как хороший друг, может поддержать, ободрить, помочь понять что-то очень важное в жизни, сейчас, в прошлом и в будущем.
  • Теги
  • биографии
  • биографическая энциклопедия
  • история кино
  • история энциклопедии
  • кинематограф
  • кино
  • киноактеры
  • отечественное киноискусство
  • российское киноискусство
  • СКР
  • составление энциклопедии
  • фильмографии
  • Библиографическое описание ссылки Богданов А. [Н.] О героях самого важного из искусств/ Андрей [Николаевич] Богданов// Моск. ун-т. — 2022. — 8 сент. — С. 7.

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Марина – герой нашего времени. Многие актеры забываются, кто-то становится любимым по одной роли, а затем пропадает. Но мы совсем не знаем этих людей. Я считаю очень верным решением закрепить на бумаге историю людей, чьи герои помогли нам воспитать самих себя. Мы привыкли, что актеры – это весельчаки, шуты и совсем не задумываемся о том, кто они на самом деле. С удовольствием бы изучила подобную энциклопедию как труд людям о людях.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Сказать, что это история фантастическая, это, по сути дела, не сказать ничего. Я практически не знаю, есть ли еще подобные примеры, ну за исключением краеведческих энциклопедий, но там и материал более «приземленный», что ли, более доступный. А тут... К богеме сложно подобраться, даже имея такие благородные цели.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Марина Кравченко выполняет титанический труд по сохранению нашей истории, пусть и кинематографической. Побуждают прочитать данную энциклопедию не только скудные познания биографий отечественных актеров, но и интерес к судьбам людей, каким образом они попали в эту среду, как это повлияло на их дальнейшую жизнь. Особенно интересно узнать оборотную сторону кинематографа, и это раскрывается при помощи Людмилы Пшеничной, одной из самых старейших его сотрудников, которая успела поработать с большинством ведущих режиссеров нашей страны, например, с Сергеем Герасимовым, Александром Роу, Яковом Сегелем и т. п.
    • 0/0