Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Рецензия на энциклопедию «Удмуртская Республика. Декоративно-прикладное искусство и художественные ремёсла»

Рецензия

  • 28 октября 2023
  • просмотров 1002
  • комментариев 3
Удмуртская Республика. Декоративно-прикладное искусство и художественные ремёсла = Удмурт элькун. Чеберлыко киужъёс но калык ӧнеръёс: энцикл./ Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УдмФИЦ УрО РАН, М-во культуры Удмурт. Респ., Удмурт. регион. отд. ВОО «Всерос. о-во охраны памятников истории и культуры», Респ. дом народ. творчества; Науч.-ред. совет: В. Е. Владыкин (пред.), Н. П. Девятова, Е. И. Ковычева [и др.]; Гл. ред. А. П. Сидорова; Зам. гл. ред. О. Л. Пислегова; Науч. ред. Е. И. Ковычева; Сост.: С. Д. Смирнова, Е. В. Байкова, Л. В. Леонтьева; Редкол.: Е. А. Бушмакина, А. В. Владыкина, Е. И. Владыкина [и др.]. — Ижевск: [Алмаз-Принт], 2022. — 656 с.: ил., фото.; 27 см. — Парал. загл. удмурт. — 480 экз. — ISBN 978-5-6047339-5-0 (в пер.).
Лицевая сторона переплёта энциклопедии «Удмуртская Республика. Декоративно-прикладное искусство и художественные ремёсла» (2022)Энциклопедия «Удмуртская Республика. Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла» создана коллективом авторов из сфер академической науки, образования и культуры. Энциклопедия является фактически первым опытом системного общественного предъявления народного искусства как актуальной творческой среды в отдельно взятом регионе современной России — в Удмуртской Республике. Проект как коллективный итог решения большой общественной задачи показал, что культурные архетипы народного искусства не исчезают в истории, но, наоборот, в условиях автономности изучения его частей, позволяют скорректировать на разных уровнях управления целевые установки, важные для творческого воссоздания культурных архетипов российской идентичности. Народное и шире — декоративно-прикладное — искусство и художественные ремесла как системный общественно-значимый феномен исторической памяти показали уникальную возможность межотраслевой и междисциплинарной координации, важной в дидактическом построении тезауруса и глоссария художественно-исторических материалов. Научное, образовательно-педагогическое, творческое и культурно-просветительское содержание стало основой инициатив для коллективного сотворчества в сфере культуры и искусства и может стать примером для других субъектов России.
Энциклопедия «Удмуртская Республика: Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла. = Удмурт элькун: Чеберлыко киужъес но калык ӧнеръес: энциклопедия» (Ижевск, 2022. — 656 с.: ил., фото) открывается законом «О нематериальном культурном наследии в Удмуртской Республике», принятом Государственным Советом Удмуртской Республики 29 июня 2021 года. Это тем важнее, что 2022 год был объявлен Президентом РФ «Годом культурного наследия народов России», и необходимо подчеркнуть, что издание актуализирует с предельной точностью цели и задачи времени, когда обществу требуется высокая степень консолидации специалистов разных сфер: науки, управления, творчества, образовательно-педагогической среды. Отечественная культура как духовное ядро становится объединяющей темой сегодняшнего дня, становясь идейным основанием культурного строительства. Это очевидно уже в преамбуле энциклопедии, где указано, что в ее подготовке участвовали сотрудники Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук, специалисты отдела по работе с нематериальным культурным наследием Республиканского дома народного творчества Министерства культуры УР, преподаватели Удмуртского государственного университета и Удмуртского республиканского колледжа культуры, руководители и мастера Центра и Домов ремесел, (Центр — это координирующая организация творческой деятельности ДР) отделов и управлений культуры районных и городских администраций, БУК УР «Национальный музей Удмуртской Республики им. К. Герда», БУК УР «Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств», МБУК «Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Энциклопедия адресована широкому кругу читателей: работникам учреждений культуры, историкам, этнографам, краеведам, педагогам и студентам, учащимся профильных учебных заведений, представителям органов власти и общественных организаций, а также всем интересующимся искусством и творчеством.

Следует подчеркнуть, что в энциклопедии заложена преемственность интересов в развитии традиционной культуры, которая начала оформляться еще в Российской Империи с 1874 года, когда Правительством была учреждена Комиссия по исследованию кустарной промышленности в России при Совете Мануфактур и Торговли Министерства финансов. Результатом ее работы явилось издание «Трудов комиссии по исследованию кустарной промышленности в России» в 16 томах. В исследовании промыслов среди различных народов России важную роль сыграли также общественные организации: Русское географическое общество, Императорское Вольное экономическое общество, Московское общество сельского хозяйства и др. В 1880-е годы Вятское губернское земство произвело статистическое подворное обследование уездов. Вятский регион, в состав которого тогда входила территория Удмуртской Республики, представлен в Трудах комиссии в «Материалах по статистике Вятской губернии» и «Материалах по описанию промыслов Вятской губернии», выполненных на основании подворных описей земства. Труды комиссии, начатые как исследования ресурсов крестьянской промышленности, способствовали выявлению более широкой проблемы — ее культурной составной как духовного основания.

Следует отметить, что Вятское земство, частью которого была современная Удмуртия, первым из всех земств предприняло статистико-экономическое изучение всей губернии, провело огромную работу по исследованию крестьянского хозяйства, крестьянских промыслов. Проникнутые народническими идеями, представители вятского земства вкладывали много сил и энергии в практическую деятельность. Для внедрения технических знаний предполагалось всю губернию покрыть сетью сельскохозяйственных и ремесленных школ, учебных и передвижных мастерских, ткацких курсов, показательных демонстраций хозяйственных орудий труда. Кроме этого, земством был открыт Вятский кустарный музей, при нем создан склад кустарных изделий, в уездных городах — отделения этого склада. Помимо создания различных учреждений, земские деятели возлагали большие надежды на организацию кустарных выставок. Мастера края участвовали в 23 российских, международных, региональных выставках и лучшие из них были удостоены самых высоких наград. «Вятская губерния оказалась счастливой, — писал известный вятский исследователь П. А. Голубев. — Первые земские деятели были проникнуты тем высоким настроением, которое господствовало тогда в лучшей части образованного русского общества» [1, с. 10]1. За заботу о кустарях Вятское земство в 1883 году было удостоено золотой медали. При этом можно еще отметить то, что, поскольку в изданном материале объект актуализирован в творческих задачах собственно декоративно-прикладного искусства и ремесел, важно напомнить, что это только часть художественно-ремесленных практик Вятского региона. Именно поэтому можно предположить, что в отношении существовавших в губернии 90 видов промыслов, которые описаны в монографиях ведущим научным сотрудником УдНИИ, заслуженным деятелем науки УР, доктором исторических наук Н. П. Лигенко [4]2, в перспективе есть научный интерес для сферы дизайна, с его научным освоением конструктивно-технологических художественно-промышленных ресурсов творческой деятельности. Следовательно, ряд уникальных промысловых районов, отмеченных авторами исторического очерка энциклопедии, могут получить дальнейшее творческое осмысление, в том числе, в виде научных и образовательных программ, а также самостоятельных словарных изданий. Определенный понятийный ресурс может стать актуальной основой для изучения творческого опыта «Фабрик художественных товаров» в системе местной промышленности. В тяжелой промышленности в Удмуртской Республике на базе металлургических, машиностроительных и оружейных предприятий были созданы проектные бюро, а также особые производственные участки, где выпускались товары народного потребления, сувенирная продукция, архитектурные детали и др., где использовались характерные для уральского региона технологии литья, гравирования, например, оружия, инкрустация по металлу и др.

Исторически работа по изучению народного искусства и культуры проводилась известными российскими и вятскими учеными, заложившими основы изучения этнографического комплекса, также понимание промышленного потенциала. В советское время с 70-х годов ХХ века стали постепенно формироваться исследования народного и декоративного искусства в Республике и сопредельных областях силами преподавателей искусствоведов и ученых этнографов. В период 90-х годов ХХ века на основе возникшего общего интереса к народному искусству разных сфер жизни это удалось использовать для создания проектов в сфере культуры, формирования образовательной перспективы на основе ряда открытых в Удмуртском госуниверситете специальностей. Кроме того, в 1993 году Госкомвуз РФ поддержал проект создания на базе художественно-графического факультета — факультета искусств УдГУ — Межвузовской Программы (МНТП — «Межвузовской научно-технической программы» Госкомвуза РФ), в которой принимали участие до 15 вузов Российской Федерации. Президент программы — ректор УдГУ профессор В. А. Журавлев, научный руководитель — декан ХГФ (факультета искусств) В. Б. Кошаев.

Объединение академической и вузовской науки и результаты проведенных экспедиционных исследований, научных конференций, образовательных проектов в высшей школе получили продолжение в учебном процессе в вузовской среде, а также в системе Минкультуры ряда регионов. В Удмуртской Республике результаты этой деятельности проявились в системе Минкультуры, когда «В 1991 по инициативе министра культуры А. П. Сидоровой была создана республиканская система Центров и Домов ремесел во главе с Национальным центром декоративно-прикладного искусства и ремесел (НЦДПИиР). Данная система прошла определенные этапы своего развития под руководством первого директора В. Д. Софронова (1992—1996) и Р. М. Каримова (1996—2013) ... в 1994—1995 во исполнении Указа Президента РФ от 1994 «О поддержке народных художественных промыслов» была разработана и принята в Правительстве УР специальная Программа, в соответствии с которой районным Центрам и Домам ремесел переданы на безвозмездной основе ветхие здания, оборудование, необходимые для работы. Созданы районные структуры» [2, с. 29]3. Эта идея, во-первых, базировалась на основе экспедиционных и научных исследований исторического факультета Удмуртского госуниверситета (зав. кафедрой этнографии В. Е. Владыкин), всегда проходившая при тесном сотрудничестве УИИЯЛ УРО РАН (директор института К. И. Куликов), а основной кадровой базой подготовки специалистов: художников-прикладников, ставшими директорами Домов ремесел (ДР), также методистов, стал в основном художественно-графический факультет, впоследствии факультет искусств УдГУ (декан факультета В. Б. Кошаев), где уже в течении ряда лет закладывалась технологическая и методическая основа этнохудожественного компонента образования (в лаборатории керамики И. Г. Верещагина, в мастерской кистевой и графической росписи Н. В. Постникова, в художественной обработке металла Г. С. Ажимов, впоследствии В. П. Степанов и др.). Деятельность ДР была направлена на возрождение технологий традиционных промыслов и на изготовление «высокохудожественных и этнически узнаваемых изделий» [3]4. К 1995 году было открыто 22 Дома ремесел в муниципальных образованиях Республики. Для успешной работы новой системы была создана система подготовки в Удмуртском госуниверситете на базе специальности «Учитель рисования, черчения труда», также специальности «Народная художественное творчество», впоследствии «Народная художественная культура», а также Республиканском колледже культуры.

Ряд важных инициатив использования народного искусства в образовательной среде были реализованы, благодаря научной программе при создании материальной базы изучения народного искусства в мастерских художественно-графического факультета — факультета искусств (в настоящее время — Институт искусств и дизайна УдГУ). Так был создан проект изучения искусства и народного искусства в средней школе. В его основу лег договор о сотрудничестве Удмуртского госуниверситета, Минкультуры и Минобразования УР, Института переподготовки учителей. Проект реализован на базе нескольких средних учебных заведений и в наиболее развитом виде — в МОУ «Школа 54». Творческим продолжением деятельности Домов ремесел стал «Фестиваль парковой скульптуры», учрежденный НЦДПИиР, и проводившийся в разных регионах Урала. В научном отношении некоторые методы изучения народного искусства были взяты за основу при проведении фестивалей финно-угорских, впоследствии малочисленных народов мира на базе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центра народных художественных промыслов и ремесел» (директор О. Д. Бубновене), а с 2010 года — проводимого на базе этого центра Международного Конгресса «Традиционная художественная культура: фундаментальные исследования народного искусства» (2011, 2014, 2017, 2022 г.).

Следует отметить, что методологической базой исследований темы народных промыслов и народного искусства стал эмпирический научно-образовательный сектор — содержательный контекст наследия, сформированный, прежде всего, Строгановской школой (Московское высшее художественно-промышленное училище, б. Строгановское), ныне Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова. Строгановская школа в 2025 году готовится отметить свое 200-летие. Воссозданная в послевоенные годы, школа реализовала не только практические шаги подготовки художников, но также средствами науки интенсивно формировала структуру научных задач при подготовке специалистов для регионов России, Союзных Республик, также дружественных стран и стран социалистического лагеря. Сегодня это является актуальным и весьма значимым культурно-общественным феноменом, технологическая ценность которого стала частью научного, культурного, досугового, учебного потенциала. Значительность некогда училища, а теперь университета просто огромна, так как, помимо практических технологий и методик, РГХПУ им. С. Г. Строганова стал научной школой сохранения декоративно-прикладного искусства, с которой с 90-х годов ХХ века оказались тесно связаны научные и образовательные планы многих вузов и училищ, в том числе Удмуртского госуниверситета. Определенные важные контексты наследия восходят также к НИИ художественной промышленности, уникальной институции, созданной в начале 1930-х годов на основе потенциала исследований Российской империи. Это был единственный в СССР исследовательский научно-творческий центр, занимавшийся изучением, сохранением, также перспективой развития народного декоративно-прикладного искусства. География исследований охватывала фактически все регионы СССР. К величайшему сожалению, институт был расформирован уже в новой России в 2007 году.

Основной материал энциклопедии, как отмечено в редакционной аннотации, открывается большим историческим очерком, посвященным развитию ДПИ на территории Удмуртии. В книге более 600 понятийных и биографических статей, расположенных в алфавитном порядке, и огромное количество иллюстраций. Это, без сомнения, высокий, по меркам научной ценности, результат, превосходящий все, что было сделано в системном отношении прежде. Рассмотрены основные направления декоративно-прикладного искусства: по материалу (дерево, металл, стекло, керамика, текстиль), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, литье, чеканка и мн. др.). В издании представлены статьи об уникальной системе «Центр — Дома ремесел». Каждая статья имеет общую структуру: год создания ДР, биографии мастеров, перечень наиболее ярких изделий, участие коллективов в районных, республиканских и других экспедициях, выставках и мероприятиях. Таким образом, созданная в 1991 году региональным Министерством культуры УР на основе исследовательской и практической деятельности специалистов разных сфер, данная сеть учреждений культуры за период своего существования достигла значительных результатов: возрождено 22 вида народного искусства, и эта работа продолжается. За работу в области воссоздания и сохранения художественного текстиля ряд участников проекта были удостоены Премии Правительства Российской Федерации.

В общем виде именно так, весьма позиционно и достоверно в энциклопедии трудами авторов статей под руководством ее главного редактора заслуженного работника культуры Российской Федерации и Удмуртской Республики А. П. Сидоровой, председателя научно-редакционного совета, известного российского этнографа, доктора исторических наук В. Е. Владыкина, зам. главного редактора, заслуженного работника культуры Удмуртской Республики О. Л. Пислеговой и научного редактора, доктора искусствоведения Е. И. Ковычевой, реализована «формула успеха» в ее междисциплинарном, межотраслевом и межличностном взаимодействии. Очевидно, что только благодаря взаимопониманию авторов данного труда из сфер науки, искусства, культуры, управления, образования получен невероятно высокий по меркам современности результат. Издание является необычайно емким, информативным, приближенным вплотную к носителям традиций.

Таким образом проделанная авторами энциклопедии огромная работа по сбору и систематизации понятийных лакун художественных объектов и их носителей, прежде всего, мастеров НЦДПИиР и Домов ремесел, представляет собой фактически первый в России опыт в этом направлении, данный в расширенном виде, хорошо изложенный и проиллюстрированный, и может служить образцом для других регионов. Представляется, что энциклопедия будет хорошим материалом для работы в самых разных сферах общественной жизни, включая перспективу того, что именуется сегодня молодежными креативными индустриями, средой туристического направления. И нужно поздравить авторов с представлением в отечественном поле Российской культуры, науки, образования итога замечательной во всех отношениях работы.

Данные энциклопедии

Удмуртская Республика: Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла = Удмурт элькун: Чеберлыко киужъес но калык ӧнеръес: энциклопедия / УдмФИЦ УрО РАН. — Ижевск, 2022. — 656 с.: ил., фото.
Главный редактор А. П. Сидорова.
Заместитель главного редактора О. Л. Пислегова.
Научный редактор Е. И. Ковычева.
Научно-редакционный совет: В. Е. Владыкин (председатель совета), Н. П. Девятова, Е. И. Ковычева, К. И. Куликов, А. П. Сидорова, Ю. А. Перевозчиков, О. Л. Пислегова, И. Л. Поздеев, А. Л. Ядыгарова.
Составители: С. Д. Смирнова, Е. В. Байкова, Л. В. Леонтьева.
Редакционная коллегия: Е. А. Бушмакина, А. В. Владыкина, Е. И. Владыкина, Л. В. Гущина, В. Н. Дзюина, Н. В. Злобина, К. А. Золотарева, А. Д. Исаева, В. В. Ковычев, И. А. Косарева, Т. Н. Михалецкая, С. Р. Никулай, Н. П. Лигенко, Е. Л. Опарина, Г. Ф. Першина, Л. В. Печникова, Е. В. Питилимова, Л. Н. Подкина, В. В. Рассомахина, Н. Ф. Сапожникова, Ю. В. Седова, Н. В. Соковнина, О. Г. Шакирова, И. В. Широбокова.

Список литературы

  1. Голубев П. А. Вятское земство среди других земств России. — Вятка, 1901.
  2. История развития промыслов и декоративно-прикладного искусства в Удмуртии/ Удмуртская Республика: Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла = Удмурт элькун: Чеберлыко киужъес но калык ӧнеръес: энциклопедия. — Ижевск, 2022. — 656 с.: ил., фото.
  3. Куликов К. И., Иванова М. Г. Научная концепция развития народного декоративно-прикладного искусства и ремесел в Удмуртской Республике. — Ижевск, 2001.
  4. Лигенко Н. П. Крестьянская промышленность Удмуртии в период капитализма. — Ижевск, 1991.

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • Алмаз-Принт
  • ДПИ
  • УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН
  • Удмуртия
  • биографии
  • декоративно-прикладное искусство
  • краеведение
  • отраслевая энциклопедия
  • региональная энциклопедия
  • регионы России
  • сохранение культурного наследия
  • художественные ремёсла
  • Библиографическое описание ссылки Кошаев В. Б. [Рецензия]/ В. Б. Кошаев// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестн. РГХПУ им. С. Г. Строганова. — 2023. — № 3, ч. 2. — С. 329-338. — Рец. на кн.: Удмуртская Республика. Декоративно-прикладное искусство и художественные ремёсла = Удмурт элькун. Чеберлыко киужъёс но калык ӧнеръёс: энцикл./ Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УдмФИЦ УрО РАН, М-во культуры Удмурт. Респ., Удмурт. регион. отд. ВОО «Всерос. о-во охраны памятников истории и культуры», Респ. дом народ. творчества; Науч.-ред. совет: В. Е. Владыкин (пред.), Н. П. Девятова, Е. И. Ковычева [и др.]; Гл. ред. А. П. Сидорова; Зам. гл. ред. О. Л. Пислегова; Науч. ред. Е. И. Ковычева; Сост.: С. Д. Смирнова, Е. В. Байкова, Л. В. Леонтьева; Редкол.: Е. А. Бушмакина, А. В. Владыкина, Е. И. Владыкина [и др.]. — Ижевск: [Алмаз-Принт], 2022. — 656 с.: ил., фото.; 27 см. — Парал. загл. удмурт. — 480 экз. — ISBN 978-5-6047339-5-0 (в пер.).

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Эта энциклопедия достаточно «нишевая» — посвящена конкретному региону. Но тем и ценна, тем более что ремесла, мягко говоря, не развиваются, и важно зафиксировать и систематизировать данные о них.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Радует, что в энциклопедии представлены работы мастеров, которых можно условно отнести к молодым, потому что они родились в 80-х годах ХХ века. Это значит, что традиции предков чтут и бережно хранят.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Очень информативной в этой энциклопедии является статья про Ананьинскую культуру. Мне, например, было интересно узнать про то, что захоронения мужчин в этой культуре были богаче женских. Кроме того, в могилы ставились глиняные с говядиной (для женщин) и кониной (для мужчин). Также в энциклопедии очень хорошо описан архитектурный декор удмуртов: я узнала, что основной темой резьбы были солярные розетки, а также большой популярностью пользовалась пропильная резьба.
    • 0/0