Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Новые горизонты литературной России: первый опыт музейной энциклопедии

Рецензия

  • 23 апреля 2024
  • просмотров 1741
  • комментариев 5
В статье рецензируется первая в отечественной практике энциклопедия, посвящённая литературным музеям. Проанализированы структура словника, методологические подходы и специфика изложения материала по ключевым проблемам музеефикации памятников литературного наследия. В книге гармонично соотнесён материал о монографических и комплексных музеях, раскрыты основные музееведческие понятия и определения, используемые в повседневной профессиональной практике, значительное внимание уделено региональному компоненту темы, география и структура литературных музеев представлены в общероссийском культурно-историческом контексте. Отмечается внимание составителей издания к созданию портретной панорамы персоналий музейного дела. В энциклопедию включены статьи как об известных подвижниках сохранения литературного наследия, так и о тех, чьи имена были открыты в процессе подготовки издания. Междисциплинарный характер книги представляется новым взглядом на важную область культурного пространства. В статьях синтезирован комплексный арсенал музеологии, культурологии, искусствоведения, литературоведения, истории, культурологии и других областей общегуманитарного научного знания. Всё это делает рассмотренное издание актуальным и востребованным в деле подготовки специалистов для музейных учреждений и проведении научных исследований в области литературоведения, культурологии и музеологии.
Литературные музеи России: энцикл.: в 2 т./ Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля, Союз музеев России, Ассоциация литературных музеев; Рук. проекта Д. П. Бак; Авт. концепции: Э. Д. Орлов (рук. группы), Е. А. Воронцова (авт. идеи и основной разработчик), Е. Д. Михайлова. — М.: ГМИРЛИ им. В. И. Даля, 2022—2024. — 30 см. — ISBN 978-5-6047890-5-6 (в пер.).
Т. 1: А — Л. — 2022 (Подольск, Московская область). — 638 с. : ил., цв. ил., портр., факс. — 3000 экз. — ISBN 978-5-6047890-6-3.
Лицевая сторона переплёта первого тома энциклопедии «Литературные музеи России» (2022)Выхода энциклопедии «Литературные музеи России» с нетерпением ждали не только музейное сообщество, но и вся интеллектуальная Россия. Известный литературовед, директор Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля (Гослитмузея) и руководитель проекта нового издания Д. П. Бак в одной из своих работ замечательно подметил, что «русская культура — литературоцентрична, литература — наиболее адекватный способ проникнуть в русский культурный космос» [1, С. 492]1. Действительно, миссия литературных музеев в русской культуре всегда была выше, чем сбережение писательских и книжных артефактов. Литературные музеи, синтезирующие глобальную ретроспективу колоссальных культурно-исторических процессов в государстве и обществе, остаются важнейшим институтом национальной памяти. Вместе с тем, выход столь масштабного по сюжетному охвату, географии и хронологии труда представляется не только ярким событием культурной жизни, но и смелым решением, так как переживаемая сегодня эпоха цифровизации и информатизации создаёт известные риски для подобных изданий, подготовленных в традиционном исполнении.

Базовой площадкой подготовки энциклопедии выступил Гослитмузей, который на всех её этапах встречал заинтересованную поддержку и участие Министерства культуры Российской Федерации и Ассоциации литературных музеев Союза музеев России. Символично, что активное обсуждение проекта началось в 2015 г., объявленном Годом литературы в России, что постепенно формировало внушительный теоретический и практический багаж будущего издания. Так, кропотливые изыскания редколлегии и авторов гармонично продолжили глубокое осмысление институционального и социокультурного феномена литературных музеев, которое началось в рамках концептуального дискурса «Российской музейной энциклопедии», а также отразилось в масштабном проекте «Музеи-архивы-библиотеки в информационном обеспечении исторической науки» [5]2. Реализация последнего шла при поддержке Гослитмузея, а идея принадлежала заведующей его сектора издательских проектов, кандидату исторических наук Е. А. Воронцовой. В связи с этим отметим роль Е. А. Воронцовой в организационно-методологической подготовке и настоящей энциклопедии. В частности, при её непосредственном участии был сформирован квалифицированный авторский коллектив из крупных специалистов в области теории и практики музейного дела страны, музейщики и музеологи, историки, искусствоведы и культурологи из разных регионов страны: Е. А. Богатырёв, Н. И. Михайлова, С. М. Некрасов, Е. Н. Мастеница, О. С. Сапанжа, А. Н. Балаш, Л. С. Именнова, А. А. Сундиева, И. В. Андреева, А. В. Лушникова и др. Многие из них вошли в солидный редакционный совет издания, где наряду с авторитетными учёными из вузов и академических центров представлены опытные руководители ведущих федеральных и региональных музеев.

Составители энциклопедии делились своими идеями и мыслями с будущими читателями на разных этапах ее создания [2, 4]3. Это был открытый и интересный разговор. И уже на стадии подготовки стало понятно, что будущая книга избежит шаблонных подходов к определению многих, казалось бы, устоявшихся категорий. Повышенного внимания требовала атрибуция ключевой из них — «литературные музеи». Если ранее её определение давалось как «профильная группа музеев, документирующих историю литературы и с этой целью осуществляющих собирание, изучение и экспонирование литературных памятников» [3]4, то теперь оно сформулировано с учётом междисциплинарной многомерности. Статья Д. П. Бака, Е. А. Воронцовой, Е. Н. Мастеницы в новом издании раскрывает разнообразие объектов документирования и репрезентации литературных музеев. Среди них — в целом литературное творчество (в его российском и мировом измерении) как часть глобального культурно-исторического процесса в привязке к культурным гнездам; научное знание по истории литературы; жизнь и творчество писателей и поэтов, критиков и других исследователей литературы; памятники и объекты культурного наследия, связанные с литературной проблематикой и др. [7, С. 596]5

Стилистика и характер статей обусловили преобладание в них проблемного анализа на принципах трансграничности. Авторы успешно синтезировали методический аппарат музеологии, культурологии, искусствоведения, литературоведения, истории, культурологии и других областей научного знания. Чувствуется, что составители гармонично сочетали институциональный, сравнительно-исторический, системный и информационный подходы, раскрывая сущностную составляющую любого музейного института или дефиниции. Такой прием позволил раскрыть музеи как сложно организованную систему, создающую ценный информационный ресурс для гуманитарного знания в целом.

Читателя энциклопедии ожидает много нового. Здесь впервые выявлены и систематизированы музейные объекты, которые осуществляют собирание, хранение и экспонирование предметов литературного наследия во всём разнообразии его форм. В частности, энциклопедия зафиксировала не только музеи, посвящённые писателям, литературным произведениям и литературным героям; музеи-заповедники и музеи-усадьбы, но и другие разновидности комплексных литературных музеев.

Придерживаясь классической стилистики справочной литературы, каждая статья по конкретному музейному учреждению сообщает его основные характеристики: время и историю создания, состав экспозиции и фондов, научно-общественную и выставочную деятельность. География энциклопедии охватывает территорию Российской Федерации, но обзорно даётся характеристика музейной сети и в отдельных районах постсоветского пространства. Стоит отметить, что данное издание впервые позволило узнать о существовавших ранее, но закрывшихся музеях.

Пристальное внимание уделено региональным музеям, представляющим персоналии локального масштаба и раскрывающим историю отдельной литературной локации. Многие из них сегодня стали местными культурно-просветительскими центрами, которые нуждаются в информационной поддержке. Они презентуют литературный мир своего края в контексте литературной России в целом. Приведены сведения и о расположенных на территории России музеях, посвящённых зарубежным писателям. В их числе — музеи К. Донелайтиса, М. Богдановича и Я. Купалы, Э. Кестнера и др. Кроме того, в обобщающей статье «Литературные музеи» дан краткий обзор литературных музеев в мире.

Как уже отмечалось, глобальные информационные процессы, экспансия Интернет-пространства, цифровизация творчества резко сократили традиционные (бумажные) носители информации — ключевые предметы собирания и экспонирования литературных музеев. В этой ситуации музейная энциклопедия формирует огромное проблемное поле для размышления над данной проблемой современности. По сути, она уже стала площадкой обмена экспертными мнениями заинтересованных и компетентных специалистов, приглашая к дискуссии по самым актуальным проблемам. Как дальше музеефицировать современные литературные процессы? Как формировать критерии музейной ценности? Эти и другие вопросы неизбежно требуют ответов (особенно в условиях постоянно растущего литературного материала).

Энциклопедия впервые в музейной историографии даёт статьи о группах монографических музеев, посвящённых конкретным писателям (например, «Булгакова М. А. музеи», «Гайдара А. П. музеи», «Достоевского Ф. М. музеи» и др.). Теперь в распоряжении специалистов имеется обильная пища для размышления о географии, инфраструктуре и характере презентации одних персоналий литераторов и вынужденных (или невынужденных) лакунах в отношении других персон. Авторы таких материалов проанализировали два основных фактора локализации литературных деятелей. Их музеи возникали в «памятных местах» или «местах памяти». Данный угол рассмотрения проблемы открывает перспективы дополнительного изучения путей развития таких точек соединения меморизации и познания. Заметим, что авторы проекта изначально понимали широкие перспективы данного подхода — «почему так представительны группы музеев, посвящённых одним популярным писателям, и отсутствуют или немногочисленны музеи, посвящённые другим, не менее популярным писателям; почему в некоторых случаях мы имеем только музеи, созданные почитателями, а мемориальные объекты не музеефицированы» [6]6. Такие вопросы провоцируют в будущем профессиональное сообщество к интересным поискам и дискуссиям.

Музейное строительство, спасение уникальных писательских реликвий, популяризация литературного мира невозможны без личного подвижнического вклада многих музейных специалистов, краеведов, коллекционеров, дарителей. Энциклопедия содержит замечательную панораму персоналий как известных ревнителей литературного наследия (И. Л. Андроников, Н. П. Анциферов, В. К. Арсеньев, С. С. Гейченко, А. М. Гордин, А. З. Крейн, Д. С. Лихачёв и др.), так и организаторов музейного дела, чей значимый вклад выяснился в процессе подготовки энциклопедии. Заслуга авторов — возвращение многих имён ярких подвижников музейного дела, которые незаслуженно оставались в тени или вовсе из-за каких-то субъективных обстоятельств были преданы забвению.

Социокультурный контекст энциклопедии наполняют статьи о научных и просветительских общественных организациях, внёсших значимый вклад в музейное строительство, а также литературных музейных праздниках, ставших неотъемлемой частью культурного ландшафта России. Многие из них превратились в визитные карточки, презентующие нашу страну как хранительницу литературного наследия на международной арене.

Композицию издания органично дополняют статьи общеинформационного и теоретико-прикладного характера («Европейский музейный форум», «Краеведческое движение», «Культурный туризм» и др.). Помимо уточнения общепринятых в музееведении норм, они насыщают конкретикой разноплановую деятельность литературных музеев. До выхода энциклопедии многие из них являлись предметом изучения специальной литературы и были известны узкому кругу специалистов. Самостоятельная группа статей также посвящена концептуальным музееведческим понятиям и терминам («Государственный музейный фонд», «Достопримечательные места», «Комплектование музейных фондов» и др.). В целом, авторы постарались преподнести устоявшиеся трактовки последних, опираясь на актуальные результаты науки. Однако при наличии дискуссионных подходов отмечались различные точки зрения.

При несомненной фундаментальности рецензируемое издание совсем не выглядит узкоспециальным справочником. Скорее это увлекательная книга для чтения, которая приглашает читателя к занимательному путешествию в мир красивых образов русской литературы, писательских судеб, их родных мест, где встречаешься с давно знакомыми героями и персонажами. И, тем не менее, пристальное знакомство с книгой вынуждает обратить внимание на некоторые её особенности, которые кажутся отчасти спорными. Например, богатый по сюжетному разнообразию иллюстративный ряд энциклопедии смотрится иногда не вполне удачно. Так, статья «Вещественные источники» иллюстрирована шестью фотографиями, четыре из которых взяты из музеев И. А. Бунина [7, С. 188-189]7. В статьях-очерках по субъектам Российской Федерации явно напрашиваются карты-схемы с расположением конкретных литературных музеев в регионе. Такой подход в своё время с успехом был реализован на страницах «Российской музейной энциклопедии».

В статьях, посвящённых разным музеям одного писателя, встречаются разнообразные его определения. Например, применительно к В. В. Вересаеву в статье о его доме-музее в Туле он определён как «писатель, пушкинист, переводчик и литературовед», в статье о мемориальном доме на Николиной горе — как «писатель, переводчик, литературовед», а в статье «Вересаева В. В. музеи» только как «писатель» [7, С. 185-187]8. Схожая ситуация наблюдается со статьями про музеи М. А. Волошина. В статье о его доме-музее в Коктебеле он указан как «поэт и художник», а в статье «Волошина М. А. музеи» как «поэт, переводчик, художник, критик» [7, С. 202-203]9. Составителям издания стоило внимательнее отнестись к соблюдению единообразия в оформлении материалов. Не всегда указаны дата и автор съёмки фотоматериалов. Ссылки на Интернет-ресурсы в тексте идут без указания даты обращения.

В статьях по многим музеям, особенно региональным, кажется избыточной информация о выставках, конференциях и других мероприятиях. Видимо, авторы старались перечислить наиболее значимые события, которые музей сам инициировал или имел активную причастность. Действительно, анализ данной деятельности музеев изучена крайне мало. Но, всё-таки, было бы уместно указывать лишь те из них, которые приобрели периодический характер либо масштабный (например, общефедеральный) охват.

Тем не менее, сделанные ремарки совсем не умаляют высказанных ранее оценок содержательных достоинств книги. Энциклопедия с новаторских позиций раскрывает всё многообразие литературного мира российских музеев как уникальное явление мирового культурного масштаба. Рецензируемое издание формирует хорошую платформу для коммуникации литературных музеев, а также учёных и специалистов-практиков в разработке теоретических и прикладных проблем сохранения и популяризации литературного наследия. Такой подход давно был необходим и востребован. Остаётся надеяться, что следующий том энциклопедии органично дополнит летопись литературной сокровищницы России не менее яркими и оригинальными страницами.

Библиография

  1. Бак Д. П. История литературы и литературный музей: закономерности и взаимодействия// Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей/ Авт.-сост. Е. А. Воронцова; Отв. ред. Л. И. Бородкин, А. Д. Яновский. М.: Этерна, 2015. С. 487-492.
  2. Бак Д. П. Проект издания энциклопедии «Литературные музеи России» и новые алгоритмы работы сети российских литературных музеев// Диалог со временем. 2015. Вып. 52. С. 223-226.
  3. Виноградова Н. А., Михайлова Е. Д. Литературные музеи// Российская музейная энциклопедия. Т. 1: А–М. М.: Прогресс : Рипол классик, 2001. С. 334.
  4. Воронцова Е. А. Мир литературных музеев в зеркале энциклопедии «Литературные музеи России»: концептуальные основания проекта// Исторический журнал: научные исследования. 2015. № 2. С. 228-235.
  5. Воронцова Е. А. Проект «Роль музеев-библиотек-архивов в информационном обеспечении исторической науки: итоги и перспективы»// Трансформация музеев-библиотекархивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе. Сборник статей по материалам научно-практического семинара. М.: ИНИОН РАН, 2017. С. 265-275.
  6. Воронцова Е. А. Отечественная литература — литературные музеи — энциклопедия «Литературные музеи в России»: предварительный анализ потенциала сформированного информационного ресурса// «Учителя, ученики, коллеги...»: сборник статей к 60-летию Дмитрия Петровича Бака. М.: РГГУ, 2022. С. 713-721.
  7. Литературные музеи России: энциклопедия. Т. 1: А–Л. М.: ГМИРЛИ имени В. И. Даля, 2022. 638 с.

  • Теги
  • ГМИРЛИ
  • Гослитмузей
  • Литературные музеи России
  • Россия
  • биографии
  • литературные музеи
  • музееведение
  • музееведы
  • музеология
  • персоналии
  • русская литература
  • энциклопедия
  • Библиографическое описание ссылки Минаков А. С. Новые горизонты литературной России: первый опыт музейной энциклопедии/ Андрей Сергеевич Минаков// Диалог со временем: [альманах интеллектуальной истории]/ Гл. ред. Л. П. Репина. — М.: Аквилон, 2023. — Вып. 85. — С. 336-342.

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Тема достаточно специфическая и «узкая» у этой энциклопедии. Есть сомнения, что она будет полностью актуальной Скептически — у многих музеев есть временные экспозиции. Как по мне, сайт на ту же тему был бы уместнее и полезнее. Идея
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Роман Троцкий написал:
    Есть сомнения, что она будет полностью актуальной Скептически — у многих музеев есть временные экспозиции. Как по мне, сайт на ту же тему был бы уместнее и полезнее. Идея
    Экспозиции действительно могут быть временными и регулярно меняться, но при этом сами-то музеи никуда не исчезают. Так что полезно знать хотя бы о том, что они существуют и на каких конкретных направлениях работы специализируются. При этом, конечно же, сетевая версия этой энциклопедии очень нужна, чтобы как раз-таки следить за обновлениями в этих музеях. Она бы и туристам пригодилась. Вот, например, поеду я в какой-нибудь городок, а там родился известный писатель и есть музей, посвящённый ему. Так бы я об этом музее узнала.
    • 2/0
  • Ссылка на комментарий
    Вообще сама тематика энциклопедии очень интересна, как минимум можно узнать про существование тех или иных музеев, посвященных поэтам и литераторам. Многие из них прозябают на задворках культурной жизни, как мне кажется.
    Лилия Тумина написала:
    При этом, конечно же, сетевая версия этой энциклопедии очень нужна, чтобы как раз-таки следить за обновлениями в этих музеях. Она бы и туристам пригодилась. Вот, например, поеду я в какой-нибудь городок, а там родился известный писатель и есть музей, посвящённый ему. Так бы я об этом музее узнала.
    Так узнать о том или ином музее в том или ином месте вы можете из данной энциклопедии, а про экспозицию, которая в данный момент выставляется в музее, думается мне, можно узнать на страничке самого музея в Сети.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Актуальность литературных музеев и энциклопедических изданий о них может оправдываться лишь интересом населения к творчеству того или иного писателя и поэта. К сожалению, в нынешнее технологичное неспокойное время такого не наблюдается. Если люди не читают художественную литературу, то о какой значимости литературных музеев может идти речь? Это все равно, что создавать одежду ради одежды вне человека.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Ольга Безденежных написала:
    Актуальность литературных музеев и энциклопедических изданий о них может оправдываться лишь интересом населения к творчеству того или иного писателя и поэта. К сожалению, в нынешнее технологичное неспокойное время такого не наблюдается. Если люди не читают художественную литературу, то о какой значимости литературных музеев может идти речь? Это все равно, что создавать одежду ради одежды вне человека.
    Мне кажется, не стоит вот так радикально говорить абсолютно за всех людей. Всё-таки художественную литературу читать продолжают, пусть даже сегодня таких людей в нашей стране не миллионы, а тысячи. А ещё во многих случаях литературные музеи — это ещё и хорошие туристические объекты. Например, когда я была в Ульяновске, зашла в том числе и в музей Гончарова. Не из-за большой любви к этому писателю — просто было интересно. Вот и энциклопедия о литературных музеях тоже обязательно будет кому-то интересна. Уж три тысячи читателей у неё точно найдётся.
    • 1/0