Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

В Москве прошла презентация серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации»

В Москве прошла презентация серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации»
  • 17 декабря 2009
  • просмотров 10350
  • комментариев 2

16 ноября в Институте востоковедения РАН прошла презентация серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» Издательского дома «Медина». Научной общественности было представлено 5 энциклопедических изданий: «Ислам на Нижегородчине», «Ислам в Москве», «Ислам в Санкт-Петербурге», «Ислам в Центрально-Европейской части России», «Ислам на Урале».

Многотомное издание подготовлено Издательским домом «Медина» совместно с Нижегородским исламским институтом имени Хусаина Фаизханова при содействии Фонда имени имама Абу-Ханифы, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Шигабутдина Марджани. Проект, в котором приняли участие известные исламоведы, историки, археологи, ставит своей задачей обобщить результаты изучения проблем появления, становления и развития ислама в России. Издание представил директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.

С 2007 по 2009 гг. было выпущено 5 томов, к 2012 г. их будет тринадцать. Словарь построен по «территориальному» принципу: каждый том посвящен истории и современному исламу определенного региона. Первым был создан том «Ислам на Нижегородчине», за ним последовали «Ислам в Москве», «Ислам в Санкт-Петербурге», «Ислам в центрально-европейской части России» и «Ислам на Урале». Каждый том издан тиражом 2 тыс.экз.

Председатель Совета старейшин Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар Идрисов, представляя энциклопедическую серию «Ислам в Российской Федерации», отметил, что проводимая ИД «Медина» работа продолжает традицию соработничества между светскими учеными востоковедами и исламоведами и религиозными улемами, которая была заложена еще во времена Российской Империи. Блестящим примером такого сотрудничества, по словам У. Идрисова, является деятельность ученых Мухаммеда ат-Тантави, Шигабутдина Марджани, Хусаина Фаизханова.

«Мы стараемся совместить лучшие достижения отечественной гуманитарной науки и исламского богословия», — сказал шейх Умар Идрисов.

«Это издание является уникальным: оно объединило специалистов, многие из которых представляют разные концепции», — сказал на презентации главный редактор серии «Ислам в Российской Федерации», ректор Нижегородского исламского института Дамир Мухетдинов. Он подчеркнул, что над каждым томом работали несколько десятков ученых, причем многие из них опирались на источники, недавно введенные в научный оборот.

Так, материал для пересмотра многих устоявшихся в науке концепций дали археологические открытия последних лет: например, по словам Мухетдинова, города близ Сарова и Дивеева, которые традиционно «считались русскими православными, оказались золотоордынскими». Или вопрос о появлении мусульман на западе России: ранее считалось, что приверженцы ислама появились там только в годы советской власти, а археологические данные свидетельствуют, что значительно раньше. Главный редактор выразил надежду, что все задуманные 12 томов и 13-й, в котором будут сведены все изменения последних лет, удастся выпустить к 2012 гг., в год 750-летия принятия ислама на территории нынешней России золотоордынским ханом Узбеком.

Словарь приоткрывает множество «белых пятен» в исторической науке, например, о месте ислама в Хазарском каганате, об эпохе Волжской Булгарии, продолжил ответственный редактор серии, историк Дамир Хайретдинов. Он рассказал о конкретных сложностях, которые возникли при работе над историческими статьями, касающимися золотоордынской тематики.

Один из авторов серии Марат Сафаров добавил, что в работе историков использовались не только археологические и письменные источники, но и устные – в командировках по регионам он сам провел множество бесед с информаторами. Причем издания во многом создаются сугубо на базе источников, так как практически не существует историографии, на которую можно было бы опираться.

Востоковед, доктор философских наук Эдуард Кульпин-Губайдуллин особо подчеркнул гуманистический характер проекта в частности и деятельности ИД «Медина» в целом. По его убеждению, такая работа направлена на совершенствование современного мира и возвышение гуманистических ценностей.

Как утверждают авторы издания, «хотя сам факт того, что мусульманские общины имеют древнюю историю в этом регионе, до недавнего времени игнорировался или не признавался наукой, объективные данные свидетельствуют об обратном: мусульмане проживали в Центральной России с доордынских времен, имели богатое прошлое в эпоху Золотой Орды и постордынских государственных образований, а впоследствии отстаивали свое право исповедовать ислам в рамках Российской империи».

В работе над словарями принимали участие такие известные исламоведы, историки, археологи, как д.и.н. Г.Г. Косач, д.и.н. Г.Н. Белорыбкин, д.и.н. И.К. Загидуллин, д.и.н. В.В. Черновская, д.и.н. О.Н. Сенюткина, д.и.н. Л.А. Королева и др.

Отвечая на вопрос «Благовест-инфо» о том, как соотносится представленное издание с опубликованными исследованиями исламоведа Романа Силантьева, особенно с энциклопедией «Ислам в современной России», главный редактор серии Д. Мухетдинов отметил, что работы Силантьева – авторские, тогда как над энциклопедическим словарем работали десятки специалистов. «Такие масштабные проекты должны делаться сообща. Мы открыты к сотрудничеству, готовы принимать критику Силантьева и готовы помочь ему»,  — сказал собеседник агентства.

Говоря об отличии в подходах к описанию современного российского ислама, Мухетдинов сказал: «Мы не ищем во всех регионах России ваххабитов и экстремистов. А Роман Анатольевич, к сожалению, все крупные города нашей страны обозначил буквой В – т. е. засилье ваххабитов. Мы же говорим о мусульманской общине России, которая прошла непростой путь своего развития, но при этом мы видим больше позитива: открываются мечети, идет ротация кадров, происходит социализация исламской уммы, развивается система исламского образования».

Итоги презентации подвел глава Института исламской цивилизации, профессор Саид Кямилев. В своем выступлении он рассказал о том, что XIX век стал кульминационным в истории России в плане определения вектора развития ислама и отношение к исламу и мусульманам в России. Этот вектор имел позитивный и необратимый характер, что нашло отражение в художественной литературе, в русской философской мысли. Мусульмане приобрели в русском общественном мнении авторитет народов безусловной честности, верности слову и долгу. Слово «аманат» через русскую литературу вошло и в лексикон и в русское сознание. С распадом СССР мусульмане незаметно для себя попали в разряд народов не очень развитых, неглубоких, озабоченных только внешней стороной своей религии. Преобладающая часть религиозной литературы была посвящена вопросам только ибадата – поклонения.

В связи с этим, особая заслуга проекта серии энциклопедических словарей «ислам в Российской Федерации», по словам Саида хаджи Кямилева, заключается в фундаментальном, глубоком подходе к изучению истории ислама на территории России. «Убежден, что круг читателей этих изданий в будущем будет расширяться и они станут основой для повышения интереса к изучению ислама, — заключил ученый.


  • Теги
  • Институт востоковедения РАН
  • Ислам в Российской Федерации
  • Москва
  • Нижегородчина
  • Санкт-Петербург
  • Урал
  • ЦФО
  • Центрально-европейская Россия
  • ислам
  • презентация
  • энциклопедические словари

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    "по словам Мухетдинова, города близ Сарова и Дивеева, которые традиционно «считались русскими православными, оказались золотоордынскими»"

    Ну, так я думаю, к 13-му тому уж точно появятся абсолютно достоверные сведения, причем полученные от свидетелей, что Дмитрий Донской был мусульманином, а Юрий Долгорукий был как минимум имамом... Скептически

    мусульмане проживали в Центральной России с доордынских времен, имели богатое прошлое в эпоху Золотой Орды и постордынских государственных образований, а впоследствии отстаивали свое право исповедовать ислам в рамках Российской империи».

    Как я понимаю, помогали орде в завоеваниях Руси и взиманию с нее дани? Вопрос

    Один из авторов серии Марат Сафаров добавил, что в работе историков использовались не только археологические и письменные источники, но и устные – в командировках по регионам он сам провел множество бесед с информаторами.

    По всей видимости, с свидетелями доордынского проживания мусульман на территории Центральной России.

    Какой же бред... Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    А зачем вообще как-то территориально делить религию? Вопрос Удивлённо
    В конце концов Коран един для любого мусульманина, в какой бы точке мира он ни проживал...
    • 0/0