Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Сергей Кравец: ««Православная энциклопедия» является исследовательской энциклопедией, примерно 85–90% всего материала публикуется впервые»

Интервью

  • 23 ноября 2011
  • просмотров 11805
  • комментариев 9
О работе над «Православной энциклопедией» рассказал член Издательского Совета Русской Православной Церкви (ИС РПЦ), руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» (ЦНЦ «ПЭ»), ответственный редактор Научного издательства «Большая Российская энциклопедия» (БРЭ) Сергей Леонидович Кравец (на фото).
Сергей Леонидович Кравец— Как и когда появился Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»?

— Годом рождения Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» мы считаем 1991 год, когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было создано издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря – первое специализированное научное издательство в Церкви. В своем нынешнем виде он появился в октябре 1996 года – указом Синода Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Алексия II научное издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря было преобразовано в Церковно-научный Центр «Православная энциклопедия».

— Сколько времени уже идет работа над изданием «Православной энциклопедии»? Менялся ли как-то за это время общий замысел, менялись ли задачи? Сколько томов еще должны выйти в свет?

— Работа над изданием «Православной энциклопедии» началась осенью 1997 года и продолжается по сей день. Общий замысел энциклопедии, конечно, менялся, менялись и задачи. Первоначально, когда речь шла о создании «Православной энциклопедии», мы рассчитывали, что это станет двадцатипяти- или тридцатитомным изданием, полагая при этом, что сможем опереться на опыт предыдущей православно-богословской энциклопедии Александра Лопухина и Николая Глубоковского, созданной в начале XX века и прекратившей выход в свет в связи с началом Первой мировой войны. Однако уже на уровне составления словника стало понятно, что наша энциклопедия существенно превысит эти объемы. Канонизация новомучеников, решение научного совета «Православной энциклопедии» включить в её состав статьи о святых периода единой Церкви, т. е. до 1054 года, расширение епископата, развитие нашей Церкви – всё это способствовало существенному увеличению объема энциклопедии. К тому же изменился и сам тип энциклопедических статей, они стали более глубокими, более исследовательскими. Сейчас, работая над двадцать восьмым томом, мы преодолели букву «И», самую большую букву в церковно-энциклопедическом алфавите, то есть можно говорить о завершении работы примерно над половиной издания.

Тома «Православной энциклопедии»— Выход в свет каждого тома становится событием. Многие люди стремятся иметь всю энциклопедию в домашней библиотеке. Как готовится к изданию каждый том? Кто авторы «Православной энциклопедии»?

— Мы издаем по три тома в год, соответственно подготовка каждого нового тома начитается примерно за полтора года до его выхода в свет. Сначала статьи распределяются между авторами по словнику, потом каждая статья проходит рецензирования: внутреннее рецензирование, внутриредакционное, внешнее рецензирование – и к моменту начала работы над томом большинство статей находятся уже в редакции. Авторами «Православной энциклопедии» являются ведущие специалисты из самых разных областей гуманитарного знания, как светские, так и духовные лица. С течением времени, а мы работаем уже много лет, сформировался очень сильный авторский коллектив, по многим темам нам удалось подобрать наиболее компетентный состав авторов, поскольку главным критерием отбора был и остается максимальный уровень знаний автора по определенной тематике.

— Есть ли какие-то статьи и темы, которые особенно интересны лично Вам?

— Лично мне наиболее интересны статьи, связанные с историей Церкви XX века, статьи, выпускаемые редакциями канонического права и богословия.

— Когда отбирается материал для статей, наверное, какая-то часть собранных сведений остается в стороне. Не предполагается их издание в какой-нибудь форме?

— Несомненно, когда статьи готовятся, часть собранных сведений остается вне рамок опубликованной статьи, зачастую статьи существенным образом сокращаются. Сегодня, во-первых, есть уже электронная версия «Православной энциклопедии», где статьи дополняются и актуализируются, а, во-вторых, «Православная энциклопедия» решением совместного заседания Советов по изданию «Православной энциклопедии» принимает участие в общегосударственном проекте интернет-портала «Знание», куда будут переданы материалы, выходящие за рамки статей энциклопедии, и думаю, начиная с 2013 года они будут доступны для пользователей...

— Что помогает в работе, а что мешает?

— Что помогает в работе? Редакционная работа очень многосоставная и весьма длительная. Помогает в работе высокая квалификация авторов и высокая квалификация редакторов, с каждым годом я вижу, как растет уровень редакционного профессионализма. Что мешает? Редактору может мешать не очень качественно подготовленные статьи, некое легкое отношение авторов к этим статьям. Такое бывает, к счастью, все реже.

Тома «Большой Российской энциклопедии»— Вы являетесь ответственным редактором «Большой Российской энциклопедии». У «Православной энциклопедии» и энциклопедий светских больше сходств или различий?

— Основные сходства и отличия «Православной энциклопедии» и светской энциклопедии заключаются даже не в объекте исследования, не в характере церковном или светском, а в типе энциклопедии. «Большая Российская энциклопедия» является кодифицирующей энциклопедией, то есть она как бы подводит итог накопленному знанию и опирается на огромный свод научно-отраслевого знания, на уже выверенные оценки, факты, разработанные в математике, физике, химии, географии и так далее. «Православная энциклопедия» является исследовательской энциклопедией, примерно 85–90% всего материала публикуется впервые, поэтому и статьи в «Православной энциклопедии» более обширны, чем в «Большой Российской энциклопедии». В этом смысле отличия кардинальные, сходства есть, несомненно, в технологии создания энциклопедий. К тому же обе энциклопедии являются энциклопедиями солидарной ответственности, т. е. мы не возлагаем всю ответственность за информацию, представленную в статье, на автора, а сами проверяем все факты, изложенные в этих статьях, и несем за них ответственность вместе с автором. Это накладывает очень большие обязательства и формирует весь технологический процесс: наличие групп библиографии, групп транслитерации, групп проверки и т. д.

— Насколько востребованы сейчас издания «Большой Российской энциклопедии» в традиционной бумажной форме? Много ли читателей предпочитают электронные варианты энциклопедий?

— Что касается электронных энциклопедий, в «Большой Российской энциклопедии» мы четко осознаем, что мы с большой долей вероятности делаем последнюю бумажную энциклопедию, её необходимо сделать именно в бумажном виде и завершить это издание. В то же время мы начинаем общегосударственный проект «Знание» и в нем уже переходим на электронную форму подачи материала. Я считаю, что электронная форма не вытеснит бумажную форму книги вообще, но справочники и энциклопедии будут, наверное, первыми, кто перейдет на электронный формат. Читатели все больше и больше начинают ориентироваться именно на более удобные, обладающие хорошими поисковыми системами и хорошими взаимосвязями между статьями формы, электронные формы энциклопедии.

— Есть ли какие-то значимые отличия у современных энциклопедий от тех, что издавались несколько десятилетий назад?

— Думаю, что у современных энциклопедий принципиальных отличий от ведущих энциклопедий XX века сегодня нет. Это наилучшая форма, форма, разработанная преимущественно в немецких энциклопедиях и обладающая наиболее адекватным для бумажной энциклопедии способом подачи материала, который потом был взят на вооружение российскими энциклопедиями. В электронных энциклопедиях все будет немного по-другому: и статьи будут более информационными, и будет в целом совершенно другая система отсылок. Если в бумажных энциклопедиях существует одна форма, одна система, это так называемая внутритекстовые отсылки от одной статьи к другой, то в электронной энциклопедии мы предполагаем до пяти разных систем отсылок, которые помогут читателю ориентироваться в огромном море информации.

Беседовала Валентина Курицина
  • Теги
  • БРЭ
  • Большая Российская энциклопедия
  • Знание
  • Православная энциклопедия
  • Сергей Кравец
  • ЦНЦ «ПЭ»
  • православие
  • религиоведение
  • религия
  • русское православие
  • современные энциклопедии
  • христианство
  • энциклопедия

(Голосов: 1, Рейтинг: 2.93)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    ...Однако уже на уровне составления словника стало понятно, что наша энциклопедия существенно превысит эти объемы. Канонизация новомучеников, решение научного совета «Православной энциклопедии» включить в её состав статьи о святых периода единой Церкви, т. е. до 1054 года, расширение епископата, развитие нашей Церкви – всё это способствовало существенному увеличению объема энциклопедии. К тому же изменился и сам тип энциклопедических статей, они стали более глубокими, более исследовательскими. Сейчас, работая над двадцать восьмым томом, мы преодолели букву «И», самую большую букву в церковно-энциклопедическом алфавите, то есть можно говорить о завершении работы примерно над половиной издания...
    Печально
    Этак можно и до бесконечности...
    А если новые сведения «вдруг» обнаружатся для понятий и имен из начала алфавита? Будем «Переписывать» первые тома?  Печально  
    Нет, безусловно, то, что работа над изданием проводится очень тщательно, очень даже похвально. Однако все-таки ТАК составлять энциклопедии — весьма порочная практика: следовало бы сначала определиться со словником многотомника, издать его целиком (пусть не сразу, но и не затягивая это на десятилетия!), а все последующие дополнения выпускать в виде «ежегодников» или в том же электронном (или онлайновом) формате.  Идея
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Согласна с Сергеем Кравцом в том, что в современном мире бумажный формат энциклопедии почти не востребован. Многотомное издание занимает много места в квартире, а в настоящее время наблюдается тенденция к мобильности и интерактивности; да и стоит такое издание дорого. Интернет сейчас развивается очень быстрыми темпами, проникая даже в сельскую местность. Поэтому электронная версия энциклопедии намного удобнее и оперативнее бумажной.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Интересно будет посмотреть на это энциклопедическое издание, когда оно наконец-то будет завершено полностью. Вот только обладателями ее, скорее всего, станут музеи, библиотеки да единицы-коллекционеры. Слишком уж дорого и громоздко по нынешним временам иметь дома такое сокровище.
    Согласна с авторами выше: электронный вариант все-таки предпочтительнее. Вызвало удивление о таком большом проценте исследовательского компонента в канонических, казалось бы, материалах — 90%! Удивительно! Удивлённо
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Интересное дело, оказывается, церковную и светскую энциклопедии готовят одни и те же люди (С. Л. Кравец), при участии Церковно-Научного центра! Раньше я был уверен, что это несколько разные понятия. Например, гром и удар молнии один центр (научный) трактовал бы как разряд атмосферного электричества, а другой центр — (церковный) — как колесницу Ильи-Пророка. Как бы не перепутались эти понятия в современной церковной науке, ведь так можно дойти до «православной химии» или «религиозной физики»? А потом издать энциклопедию и по этим темам, естественно, церковно-научную.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    nikulinsb пишет:
    ... ведь так можно дойти до «православной химии» или «религиозной физики»? А потом издать энциклопедию и по этим темам, естественно, церковно-научную.
    Увы, возможно и сие на уровне, который я назвал бы «церковно-бытовым». Дела частенько обстоят подобным образом (не всегда и не везде, но все же). Для серьезной энциклопедии это все-таки маловероятно, редакторские коллективы существуют именно для отделения мух от котлет. Да и чисто церковная тематика достаточно обширна сама по себе, никакой необходимости лезть в естественнонаучные вопросы нет.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Утверждение, что выход каждого тома — событие, и многие люди стремятся иметь эту энциклопедию в домашней библиотеке, является преувеличением. С улыбкой
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Если большая часть (примерно 80%) — это материал, который несет в себе только исследовательскую составляющую, то получается, что этот материал нельзя принимать как факт, можно читать как художественную литературу и обсуждать на научных собраниях.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Dobkin Dobkin пишет:
    ...получается, что этот материал нельзя принимать как факт, можно читать как художественную литературу и обсуждать на научных собраниях.
    На научных собраниях точно будет, что пообсуждать, учитывая, что «примерно 85–90% всего материала публикуется впервые». Интересно было бы узнать мнение практикующих священников об этом издании, если, конечно, справятся с объемом информации.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Dobkin Dobkin пишет:
    Если большая часть (примерно 80%) — это материал, который несет в себе только исследовательскую составляющую, то получается, что этот материал нельзя принимать как факт, можно читать как художественную литературу и обсуждать на научных собраниях.
    Да ну? Вы искренне считаете, что все остальные энциклопедии содержат в себе исключительно научную информацию и проверенные факты? Без трактовок и окрасок? Возьмите Большую Советскую Энциклопедию и почитайте там про социализм, капитализм, конституционную монархию, демократию, про все мировые религии, про происхождение человека, наконец. Или попробуйте найти любое немецкое энциклопедическое издание, выпущенное в Третьем Рейхе и почитайте там про евреев и иудаизм. Эти материалы — художественные или научные, как вы считаете? Исходя из Вашей точки зрения, любую энциклопедию придется рассматривать как художественное произведение.
    • 1/0