. Из
в газете «Известия».
Так получилось, что в нашей семье хранится полный комплект
Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. 86 книг: 82 тома и 4 дополнительных полутома. Я листал его с самого раннего детства и как сейчас вижу перед собой годы издания — первый том в 1890 году, а последний, четвертый дополнительный полутом — в 1907 году. В дополнительные полутома вошли важные статьи, не вошедшие в основные тома по причине того, что с момента издания первого тома прошло 15 лет и многое произошло.
Это была самая старинная вещь в нашем доме и для меня, росшего в Апатитах (месте, как мне тогда казалось, без истории) это был крайне важный артефакт. Но у этого словаря был один большой недостаток: он описывал совершенно незнакомый мне мир. В нем не было ничего о том, что я когда-либо видел собственными глазами. Исключая, быть может, Москву, где я бывал пару раз.
И поэтому я пытался найти там то, что мне знакомо, что хоть как-то пересекало бы мой советский мир и мир Брокгауза и Ефрона.
А пересекаться они могли только в одной точке — в революции. И я читал про русскую революцию 1905 года в четвертом дополнительном полутоме, но эта революция решительным образом отличалась от той революции 1905 года, которую мы изучали на уроках истории. Это как будто были две разные революции.
Но однажды мне в голову пришла спасительная мысль попытаться найти в энциклопедии Ленина.
На букву Л в основных томах, разумеется, никакого Ленина не было. Зато было Ленинское пророчество. Вы никогда не угадаете, что это:
«Ленинское пророчество (Vaticinium Lehninense) — обратившее временно на себя большое внимание стихотворение, приписывавшееся монаху Герману, XIII в., но сделавшееся известным лишь около 1693 г. Местечко Ленин, где оно, по сказанию, возникло, незначительно и замечательно лишь развалинами старинного цистерциенского монастыря (с 1180). В «Пророчестве» оплакивается гибель дома Асканиев в Бранденбурге и возвышение Гогенцоллернов, из которых описывается каждый правитель до одиннадцатого включительно; предрекается гибель и этого дома, за которой должно следовать объединение Германии и восстановление католицизма».
Но в 4-м дополнительном полутоме статья «Ленин» нашлась! И это была статья именно про того самого Ленина:
«Ленин — псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. Родился в 1870 г.; в 1887 г. исключен из Казанского университета как родственник казненного брата-народовольца. В 1891 г. сдал экзамен по юридическому факультету. Выступил в печати как крайний и последовательный марксист, под псевдонимом Тулин, со статьею в сборнике: «Материалы к вопросу о хозяйственном развитии России» (СПб., 1895). Вскоре после этого был арестован за участие в организации социал-демократической партии и сослан в Сибирь; потом уехал за границу, где состоял соредактором «Искры». В 1905–1907 гг. жил в Петербурге. <...> В 1903 г. при разделении социал-демократической партии сделался одним из наиболее видных теоретиков и борцов большевизма и вышел из редакции «Искры». В 1905–1906 годах был решительным сторонником бойкота 1-й Государственной думы как наиболее революционной тактики. В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге. В этот период выпустил длинный ряд брошюр, по большей части острого полемического характера, направленных против других течений среди социал-демократов».
Это 1907 год! То есть вопреки словам историка Сванидзе в 1915 году, когда Малевич создавал свой «Квадрат», про Ленина в России не просто знали. Про него было написано в главной русской энциклопедии.