Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Энциклопедия будущего в представлениях революционеров XIX — начала XX века

Революционная мысль в России XIX — начала XX века: энциклопедия

Рецензия

  • 12 Декабря 2014
  • просмотров 2306
  • комментариев 6
Революционная мысль в России XIX — нач. XX века: энцикл./ Ин-т обществ. мысли; [Редкол.: В. В. Журавлев (отв. ред.) и др.]. — М.: РОССПЭН, 2013. — 610, [3] с.: ил.; 27 см. — Указ. имен: С. 606-608. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8243-1834-0 (в пер.).

Настоящее издание завершает пятитомную серию энциклопедий, начало которой было положено несколько лет назад выходом в свет энциклопедии «Общественная мысль России ХVIII — начала ХХ века». В дальнейшем энциклопедии охватили весь спектр русской общественной мысли, включая Русское зарубежье, консерватизм и либерализм середины XVIII — начала XX века. «Зарубежье» было интересным опытом систематизации этого, во многом малоизученного, континента русской мысли, консервативная энциклопедия открыла ряд ярких имён правого фланга, наконец, либеральный том в очередной раз продемонстрировал, что исторический русский либерализм практически не имеет никакого отношения к своим позднесоветским и постсоветским «наследникам».

Последний том серии — обращение к хорошо известной в России революционной мысли.

«Многоукладный характер социально-экономического строя страны, противоречивый, мучительный характер идущих в ней модернизационных процессов породили на исторической дистанции середины ХIX-начала ХХ столетия и выдвинули на авансцену борьбы с самодержавием разноликую когорту революционеров: революционных демократов, народников, неонародников, социалистов-революционеров, анархистов, социал-демократов в их как большевистском, так и в меньшевистском обличии, националистов окраинных областей империи... При всём несовпадении социальных идеалов и представлений о прошлом, настоящем и будущем России их объединяли ненависть к самодержавному режиму; неприятие прозы укреплявшейся буржуазной повседневности, с её культом накопительства, материальной приземлённости, голого расчёта, обмана и цинизма».

Однако, будучи формально хорошо известными, революционные идеи последние лет двадцать во многом лишены серьёзной научной отработки. Имена, естественно, на слуху, при этом серьёзных работ совсем немного. Долгое время это было немодно. Старые специалисты либо ушли в мир иной, либо закостенели в подходах. Возникшие генерации «новых левых» авторов то склонны к излишне разухабистому для академической науки стилю, то смотрят строго на Запад, выдавая за левую идею набор либерально-политкорректных постулатов.

Добавилась и специфическая проблема. Значительная часть революционного дискурса нынче с лёгкостью пристёгивается к дурацкой «борьбе с экстремизмом». Даже публикация документов «Народной воли» может быть воспринята ретивыми чиновниками как пропаганда радикальных методов действия. А изъять «радикализм» — тождественно тому, чтобы уничтожить содержание.

Кстати, основное содержание энциклопедии — это не практика, а именно мысль, различные варианты будущего обустройства общества в представлениях революционеров. Понятно, что революционная идеология в советское время серьёзно отрабатывалась. Но существовали и полутабуированные имена, и оптика порой не учитывала некоторые интересные моменты. Или же исследователи в первую очередь останавливались на практической сторона революционного вопроса.

Настоящая энциклопедия ставит целью «проследить на уровне современных исследовательских представлений становление и эволюцию отечественной общественно-политической мысли революционной направленности в хронологических рамках с 20-х — 40-х гг. ХIХ столетия и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. В настоящем издании три основных направления: исходные общественно-политические понятия и определения, характеризующие становление и сложную эволюцию революционной мысли в их российском контексте (например, диктатура пролетариата, аграрный вопрос, легальный марксизм); персоналии выдающихся, заметных, в той или иной мере социально востребованных в своё время революционных мыслителей (в диапазоне от Бакунина до Махайского, от Писарева до Ленина); периодические издания, служившие на разных этапах истории страны выразителем взглядов и настроений определённых социальных и политических сил, нацеленных на леворадикальное преобразование общественных отношений в стране» («Колокол», «Пролетарий», «Искра»).

Никуда не деться и от того, что на этом выдающемся фоне, за редким исключением, нынешние российские левые выглядят весьма неубедительно. Народовольцами интересовались Ницше и Уайльд, эсеры — это не просто политическая партия, а целый срез общества, от крестьян до знаковых персонажей Серебряного века, о большевиках можно и не говорить, а нынешняя активность левых обеспечивается порой лишь социальными сетями и мало влияет на реальную численность, интеллектуальную и эстетическую привлекательность.

  • Теги
  • XIX век
  • XIX-XX века
  • история России
  • начало XX века
  • общественная мысль
  • политическая мысль
  • революционная мысль
  • Революционная мысль в России XIX — начала XX века
  • Российская политическая энциклопедия
  • РОССПЭН
  • энциклопедия
  • Библиографическая ссылка (для печатных источников) Торопов Д. [Рецензия]/ Д. Торопов// Завтра. — 2014. — 06 март. (№10). — Рец. на кн.: Революционная мысль в России XIX — начала XX века: Энциклопедия/ Ответственный редактор В. В. Журавлев; ответственный секретарь А.В. Репников. М.: Политическая энциклопедия, 2013.

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Энциклопедия будущего в представлениях революционеров XIX — начала XX века...
    Ой!
    А это — КАК? Вопрос
    То есть именно данное издание и оказалось, по мнению автора, соответствующим эталону фиксации идейных концепций и учений упоминаемых лиц столетие назад?
    Ну-ну...
    Впрочем, Бог с ним — журналистской штамповкой. Я обратила внимание, что ни здесь, ни в данной рецензии нет ни слова об использованных источниках. Понятное дело, что составители прошерстили немало архивных фондов, но — ЧТО именно? Просто тематика слишком неоднозначная в политическом плане, и поэтому "усмотрение" авторов книги тоже может быть небесспорным. Идея
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN пишет:
    Энциклопедия будущего в представлениях революционеров XIX — начала XX века ...
    Ой!
    А это — КАК?
    А это так (цитата из статьи):
    Кстати, основное содержание энциклопедии — это не практика, а именно мысль, различные варианты будущего обустройства общества в представлениях революционеров.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Ух ты! Какая интересность! А я только услышал про такую замечательную энциклопедию, блин! Что-то похожее мне ранее попадалось только в виде литературной шутки. У А. и Б. Стругацких  в "Понедельник начинается в субботу", где они с юмором описали машину времени для путешествия по воображаемым мирам, созданным как философами-утопистами, так и обычными фантастами (если кто вздумает придраться к моему комменту — есть такой жанр, как "социальная фантастика" Шутливо .

    А такое серьёзное издание я вижу впервые. Думаю, оно будет полезно как новым писателям-фантастам в качестве "кузницы идей", так и молодым "образованцам". А то говоришь им про анархизм, а они кричат, что хаос — это плохо! Не слышали никогда ни о Бакунине, ни о Кропоткине, ни, тем более, о Прудоне...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Все, что можно было извлечь из революционных речей и замыслов, уж давно извлечено. Да и откуда нам, современникам, знать, какие именно мысли бродили в головах деятелей прошлых веков? Ведь чаще всего их слова расходились с действиями. Эта энциклопедия — всего лишь очередное перепечатывание утопических идей, невозможных к применению в реальной жизни.  Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Даже по терминам, применённым в статье, уже понятно, что энциклопедия написана не современным языком, а штампами из советских (в основном) учебников. Подозреваю также, что представления революционеров не оправдались, посему издание будем читать как сказку.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Мне нравится подход — систематизировать представления революционеров недавнего прошлого в форме энциклопедии. Мы знаем, к чему привела русская революция. Оценивая её результаты, можно подумать, что революционеры были злодеи и негодяи, которые желали зла России и её гражданам. Уверен, что изучая модель будущего в представлениях революционеров XIX — начала XX века, можно убедиться, что у них в целом были хорошие намерения. Хочется верить, что изучение революционной мысли этого периода охладит горячие головы современных революционеров. Конечно, если нынешние революционеры читают энциклопедии.
    • 0/0