Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

О проекте энциклопедии «М. Е. Салтыков-Щедрин и его современники»

О проекте энциклопедии «М. Е. Салтыков-Щедрин и его современники»
  • 17 Мая 2016
  • просмотров 1531
  • комментариев 4
Значение М. Е. Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы, его высокий авторитет среди современников и влияние на писателей последующих поколений безусловны и неоспоримы. Польский философ и литератор Александр Свентоховский писал: «Это феноменальный талант по своей природе и силе, не имеющий ничего подобного или равного себе» [цит. по: 1, с. 222]. Однако в современной культуре общий интерес к Салтыкову невелик. Сложился весьма своего рода парадокс. Писателя Салтыкова-Щедрина мало кто читает и почти никто не изучает. Но если кто-либо взял его книгу в руки, он непременно скажет: «Как это хорошо, ярко, и главное — всё про нас». То есть современный человек признает Салтыкова крупнейшим русским писателем, исключительно актуальным и значительным, но широкий читательский и даже исследовательский интерес к нему отсутствует. В академических структурах не существует специальных научных проектов, связанных с Салтыковым. Он оказался одним из немногих классиков, чье полное собрание сочинений до настоящего времени не издано. Не опубликованы служебные документы, которые важны не только с точки зрения деятельности Салтыкова как администратора, но дают материалы для понимания его общественного поведения; несомненный интерес они представляют и как оригинальные писательские образцы официального делопроизводства. Вместе с тем значение служебных документов для понимания творческой личности давно уже осмыслено наукой, и в Полном собрании сочинений И. А. Гончарова, например, публикуются его цензорские работы. Недостаточен уровень издания мемуарной и эпистолярной литературы о Салтыкове: весьма избирательно опубликованы воспоминания, не собраны письма современников, раскрывающие разные грани его личности. Чрезвычайно мало специальных работ, в которых бы освещалось взаимодействие Салтыкова с его современниками. Это наглядно проявляется при сопоставлении с соответствующими публикациями вокруг Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Осталось нереализованным намерение создать Летопись жизни и творчества Салтыкова (при наличии летописей жизни практически всех русских классиков), прекратилось издание библиографии работ о его творчестве. Неудовлетворителен также и уровень мемориализации связанных с писателем мест: нет музея Салтыкова в Санкт-Петербурге, с которым была неразрывно связана его жизнь как писателя и редактора «Отечественных записок», одного из ведущих журналов второй половины XIX в.

При обращении каждой эпохи к текстам Салтыкова мы видим повторяющуюся ситуацию. Текущая современность не желает узнавать себя в произведениях писателя. Но как только эта современность уходит в прошлое, приходящая ей на смену эпоха с удовольствием замечает, что предшествующая удивительно точно показана в произведениях Салтыкова. Приведем самый известный и очень яркий пример. Когда появилась «История одного города», А. С. Суворин расценил эту книгу как «историческую сатиру», сатиру на историю России XVIII — начала XIX в. [4]. Советское литературоведение обличало политическую близорукость Суворина, не увидевшего в книге Салтыкова изображения современной ему России, и подчеркивало достоверность изображения России XIX века. Однако и в советские времена оппозиционно настроенные по отношению к текущей действительности читатели видели в Салтыкове самого что ни на есть актуального автора. В постсоветское время, в процессе перестройки, такие художественные явления, как фильм С. Овчарова «Оно» (1989) и книга В. Пьецуха «История города Глупова в новые и новейшие времена» (1989), сделали очевидным для всех, что советская действительность вполне укладывалась в те модели общественного неустройства, которые разоблачались в сатире Салтыкова. В перестроечную и постперестроечную эпохи в публицистике и Интернет-сообществах Салтыков вновь оказался одним из самых цитируемых авторов, в котором читатели, не чуждые классике, обнаружили актуального и близкого им по настроениям писателя. Но это ощущение/осознание Салтыкова как живого явления остается на уровне рецепции отдельных граждански настроенных слоев общества. Научная же рецепция его творческого наследия в основном по-прежнему ограничивается достижениями советской эпохи.

Мы вовсе не ратуем за то, чтобы зачеркивать тот вклад, которые внесли исследователи XX в. в изучение Салтыкова, но считаем, что необходимо идти дальше, потому что многие укоренившиеся представления требуют уточнения и корректировки.

Работу над энциклопедией «М. Е. Салтыков-Щедрин и его современники» мы рассматриваем как одну из важных составляющих в подготовке к 200-летию со дня рождения писателя. Проект предполагает создание справочника энциклопедического характера, в котором будут аккумулированы достижения в области щедриноведения с учетом современных подходов. Эта посылка предполагает самоопределение в кругу как идеологических, так и собственно технических проблем, связанных с жанром энциклопедии и способами подачи материала.

Сначала о вопросах идеологических.

Одна из особенностей щедринских текстов заключается в сложности повествовательной манеры, которая часто основана на диалоге, столкновении противоположных точек зрения, носителями которых могут быть разные повествователи, но эти разные позиции могут транслироваться и от лица одного повествователя. Читателю предстоит определить, на чьей стороне автор (на это указывают многие сигналы в тексте), но главное — решить, на каких позициях находится он сам. То есть поэтика Салтыкова активно диалогична по отношению к читателю, она направлена на читателя, на активизацию его сознания. Однако особенности нарратива затрудняют определение авторской точки зрения и дают повод для разноречивых толкований.

В советское время утвердилась репутация Салтыкова как революционного демократа, но это не соответствует реальному положению дел и не дает представления о позиции писателя. Такая характеристика искажает смысл его произведений и снижает истинный масштаб творческой деятельности. Как известно, Салтыков не принимал основы социальной жизни современной ему России. Но означает ли это, что он пытался внушить читателям мысль о необходимости насильственного изменения форм жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, каковы были историософские взгляды Салтыкова. В книге «Убежище Монрепо» (1878–1879) писатель утверждал, что в истории действует «закон последовательного развития одних явлений из других» [3, т. 13, с. 389] — эта формула бесспорно означает признание эволюционного характера общественного развития. Исторические явления подготавливаются всех ходом жизни и деятельности людей; история совершается не по воле отдельного человека или группы людей, но деятельность человеческого сообщества является необходимым элементом развития истории. В главе V цикла «Итоги» (1871) Салтыков писал: «...история человеческих обществ есть не что иное, как история разложения масс под влиянием сознающей себя мысли...» [3, т. 7, с. 473]. Из этого следует, что история развивается циклически: рост общественного самосознания ведет к разложению существующих форм жизни; и этот процесс продолжается на следующем этапе, в следующем цикле. Вместе с тем писатель признавал правомерность «движения, стремящегося расширить арену человеческой индустрии и освободить ее от связывающих пут» [3, т. 7, с. 477]. В поздних текстах Салтыкова автопсихологический герой выражает сомнение в правильности своего общественного поведения, отстраненности от этого движения, что очевидно проявилось в сказке-элегии «Приключение с Крамольниковым» (1886), которая стала реакцией на закрытие «Отечественных записок» и «утрату всякого общения с своим читателем»: «Отчего ты не шел прямо и не самоотвергался? Отчего ты подчинял себя какой-то профессии, которая давала тебе положение, связи, друзей, а не спешил туда, откуда раздавались стоны? Отчего ты не становился лицом к лицу с этими стонами, а волновался ими только отвлеченно?» [3, т. 16-1, с. 205]. Но это не означает, что сам автор пересматривал свои прежние убеждения.

Фоном для такого рода раздумий служило внешнее несоответствие между профессиональным и бытовым окружением писателя. Салтыков вошел в литературу, когда происходило резкое политическое размежевание в литературной среде. Сотрудничая в прогрессивных журналах «Современник» и «Отечественные записки», а потом и руководя последним, в своей профессиональной деятельности он оказался близок тем, кого называли «мальчишками», а сам он называл «лишенными одежд птенцами» [3, т. 7, с. 472], имея в виду радикально настроенную молодежь, которая считала недопустимым изменять своим убеждениям и рядиться в чуждые одежды. Но бытовое, частное окружение писателя составляли люди либеральных взглядов. Хотя некоторые из близких знакомых Салтыкова были настроены оппозиционно, в целом его окружение не было радикальным ни по своим убеждениям, ни по формам их выражения (в данном отношении Салтыков был подобен Н. А. Некрасову). Эту ситуацию и многие другие моменты необходимо учитывать при создании энциклопедии для правильной расстановки акцентов. Вместе с тем мы не исключаем, что сам процесс работы над справочником, углубленное изучение разнообразных контактов Салтыкова может внести свои коррективы в наши сегодняшние представления.

Помимо идеологических проблем, которые приходится решать при создании энциклопедии, необходима рефлексия и по поводу вопросов технического свойства.

Создание персональных писательских энциклопедий, имеющее давнюю традицию, в настоящее время является одним из приоритетных направлений литературоведческой науки. Это обусловлено рядом причин, в том числе всё большей социокультурной дистанцированностью современного человека от реалий прошлого. Жанр энциклопедического справочника, ориентированный на обобщение большого исследовательского опыта и аккумулирующий всеобъемлющую и разноплановую информацию, позволяет с максимальной полнотой решить задачу сохранения культурной преемственности. Создание персональных писательских энциклопедий имеет серьезную научную традицию. На западе такого рода издания стали появляться уже с конца XIX в. («Дантовская энциклопедия» Дж. Скартаццини, 1896–1905). Вторая половина XX в. ознаменовалась появлением энциклопедий, посвященных Стендалю, Шекспиру, Гете и др. и как правило, подготовленных отдельными авторами. В отечественной традиции превалировало другое направление: подготовка энциклопедий становилось результатом деятельности больших коллективов и осуществлялось академическими структурами (Словарь языка Пушкина: в 4 т./ Отв. ред. В.В. Виноградов. — М., 1956-1961; Шевченківський словник: в 2 т. — Киев, 1976-1978; Франциск Скорина и его время: энциклопедический справочник/ Гл. ред. И. П. Шамякин. — Минск, 1990). Признанным образцом такого рода изданий является многолетний коллективный труд — «Лермонтовская энциклопедия»/ Гл. ред. В.А. Мануйлов. — М., 1981), которая содержит всеобъемлющую информацию вплоть до сведений о формах мемориализации. Начиная с 1990-х гг. деятельность по созданию писательских энциклопедий особенно активизировалась: появились справочники, посвященные А. С. Пушкину, Ф. М. Достоевскому, Л. Н. Толстому, А. Н. Островскому, А. П. Чехову, В. В. Розанову, М. А. Булгакову, М. А. Шолохову, которые создавались как творческими коллективами, так и отдельными авторами. Стремясь к полноте информации, создатели по-разному определяют свои задачи. В соответствии с этим выделяется несколько типов энциклопедий. Одни из них ориентированы на репрезентацию жизненного пути и творческой деятельности писателя (Фомичев С. А. Грибоедов: энциклопедия. СПб., 2007; Розановская энциклопедия/ Сост. и гл. ред. А. Н. Николюкин. — М., 2008; Л. Н. Толстой: энциклопедия/ Сост. и науч. ред. Н. И. Бурнашева. — М., 2009; А. П. Чехов: энциклопедия/ Сост. и науч. ред. В. Б. Катаев. — М., 2011; А. Н. Островский: энциклопедия/ Гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. — Кострома, 2012), другие концентрируются на особенностях литературного творчества (Достоевский: Эстетика и поэтика: словарь-справочник/ Сост. Г. К. Щенников и А. А. Алексеев; Науч. ред. Г. К. Щенников. — Челябинск, 1997; Достоевский: сочинения, письма, документы: словарь-справочник/ Науч. ред. Г. К. Щенников, Б. Н. Тихомиров. — СПб., 2008), третьи представляют писателя в кругу его современников (Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. — Л., 1989. — 2-е изд.; Белов С. В. Ф. М. Достоевский и его окружение: энциклопедический словарь: в 2 т. — СПб., 2001; Лев Толстой и его современники: энциклопедия/ Под общей ред. Н. И. Бурнашевой. — М., 2010. — 2-е изд.). Наиболее разносторонне в справочных изданиях представлен Пушкин, к жизни и творчеству которого обращена серия книг под общим названием «Пушкинская энциклопедия» (Быт пушкинского Петербурга: опыт энциклопедического словаря: в 2 т. — СПб., 2003-2005; Пушкин. Исследования и материалы. Т ХVIII-XIX. Пушкин и мировая литература: материалы к Пушкинской энциклопедии. — СПб., 2004; Пушкинская энциклопедия: произведения. Вып. 1. А-Д. — СПб., 2009; Вып. 2. Е-К. — СПб., 2012). На этом фоне особенно заметно, что Салтыков совершенно обойден вниманием исследователей. Ему посвящено единственное справочное издание — «Щедринский словарь», составленный М. С. Ольминским в 1897 г. «с целью лучше уяснить себе политическую физиономию Щедрина» [2, с. 11]. Словарь этот, не утративший своего значения и поныне, базировался на лексическом составе произведений Салтыкова, опубликованных в 12-титомном собрании сочинений 1891-1893 гг., которое впоследствии было дополнено и откорректировано изданиями 1933-1941 и 1965-1977 гг.

Таким образом, несмотря на солидный корпус исследований, относящихся в основном к советскому времени, не существует энциклопедических изданий, которые бы масштабно и полно представляли творческую личность Салтыкова-Щедрина. Монографии и многочисленные статьи о Салтыкове, мемуары о писателе, комментарии к его произведениям и письмам не решают этой проблемы в целом, но лишь артикулируют ее злободневность. Одна из наиболее актуальных задач современного обращения к творчеству Салтыкова — это представление писателя в контексте его времени, которая позволит показать многообразие и широту его связей с эпохой, откорректировать утвердившиеся трактовки идейных позиций, расширить и уточнить комментарий к произведениям, во всей полноте представить его личность.

Цель работы состоит в репрезентации творческой личности Салтыкова во всём многообразии ее социальных проявлений: как литератора, как мыслителя, как политического деятеля, как государственного чиновника, наконец, как частного человека. В число задач входит: 1) максимально широко представить литературное и бытовое общение писателя; 2) показать специфику творческого диалога Салтыкова с литераторами-современниками; 3) выявить список исторических деятелей — современников писателя, упоминания о которых встречаются в текстах; 4) сопроводить необходимым комментарием имена реальных лиц, используемые в произведениях Салтыкова.

Энциклопедия предназначена стать первым современным энциклопедическим справочником, посвященным Салтыкову-Щедрину. Стратегия исследования предполагает репрезентацию мировоззренческих позиций и литературного творчества писателя через многообразие его социально-культурных взаимосвязей и диалогических отношений с современниками. Проект позволяет соединить факты биографического, идеологического и творческого порядка. В словник, который в настоящее время представлен 1288 персонами, включены имена не только тех лиц, с которыми Салтыков общался непосредственно, но также и других современников, попадавших в поле зрения писателя и упомянутых в его художественных, публицистических и эпистолярных текстах: русские и зарубежные политические деятели, военачальники, деятели культуры и др. Личность Салтыкова должна предстать во всей полноте биографических связей, идейно-эстетических и философских взглядов, общекультурных ориентаций, бытовых привычек, человеческих привязанностей и антипатий. Это позволит лаконично и емко показать особенности взаимодействия Салтыкова с его эпохой и дать более адекватное представление о его значении в истории культуры.

Авторы проекта не обольщаются мыслью, что общество в массовом порядке повернется лицом к этому замечательному писателю, но предполагают, что появление подобной энциклопедии поможет пробудить интерес к нему. Однако в первую очередь мы рассчитываем на то, что научная общественность, особенно в лице институализированных учреждений, проявит больший интерес к литературному наследию Салтыкова. Следствием этого могут стать отсутствующее ныне академическое собрание его сочинений, Летопись жизни и творчества и сопутствующие им издания.

* Исследование выполняется по гранту РГНФ, проект № 15-04-00389.

Библиографический список

1. Баскаков В. Н. Салтыков-Щедрин и Польша// Русская литература. — 1966. — № 3. — С. 220-223.
2. Ольминский М. С. Щедринский словарь/ Под ред. М. М. Эссен и П. Н. Лепешинского. — М.: ГИХЛ, 1937. — 760 с.
3. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений: в 20 т. — М.: Худож. лит., 1965-1977.
4. Суворин А. С. Историческая сатира// М.Е. Салтыков-Щедрин: pro et contra: личность и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина в оценке русских мыслителей и исследователей/ Антология: Книга первая/ Сост., вступ. статья, коммент. С. Ф. Дмитренко. — СПб.: РХГА, 2013. — С. 289-311.

  • Теги
  • биографии
  • биографическая энциклопедия
  • литературоведение
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
  • персональная энциклопедия
  • русская литература
  • Салтыков-Щедрин
  • щедриноведение
  • Библиографическая ссылка (для печатных источников) Строганова Е. Н., Строганов М. В. О проекте энциклопедии «М. Е. Салтыков-Щедрин и его современники»/ Евгения Нахимовна Строганова, Михаил Викторович Строганов// Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2015. — Т. 21, № 5. — С. 282-285. — Библиогр.: С. 285 (4 назв.).

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Чрезвычайно мало специальных работ, в которых бы освещалось взаимодействие Салтыкова с его современниками. Это наглядно проявляется при сопоставлении с соответствующими публикациями вокруг Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
    Как только максимально приближается время круглой даты со дня рождения любого  писателя/ художника/ актёра и пр., так и начинается активизироваться исследовательская работа, не так ли?  Вопрос
    Работу над энциклопедией «М. Е. Салтыков-Щедрин и его современники» мы рассматриваем как одну из важных составляющих в подготовке к 200-летию со дня рождения писателя.
    Печально
    Впрочем, долой скептицизм.
    На самом деле, мне кажется, что авторы проекта замахнулись на слишком громоздкий материал, предполагая сосредоточить в одном издании ВСЁ, что связано с классиком: и собственно литературную деятельность, и его публицистику, политические взгляды, окружение... При этом здесь же подчеркивается, что персональные энциклопедии как правило имеют разную направленность:
    В соответствии с этим выделяется несколько типов энциклопедий. Одни из них ориентированы на репрезентацию жизненного пути и творческой деятельности писателя...

    ...другие концентрируются на особенностях литературного творчества...

    ...третьи представляют писателя в кругу его современников...
    И т. п. Может быть, и здесь поступить так же? Вопрос
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Зря исследователи считают, что Салтыков никому не интересен. Только в этом году перечитывал  «Сказки» и «Историю одного города». Когда изучали в школе, это казалось какой-то заумью. А сейчас очень даже «зашло», это действительно отличная, местами жёсткая историческая сатира. Из пожеланий авторам: хотелось бы, чтобы в энциклопедии были сделаны попытки раскрыть прототипов (если не всех, то большинства) персонажей Щедрина.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Man of Steel пишет:
    Зря исследователи считают, что Салтыков никому не интересен. Только в этом году перечитывал «Сказки» и «Историю одного города». Когда изучали в школе, это казалось какой-то заумью. А сейчас очень даже «зашло», это действительно отличная, местами жёсткая историческая сатира. Из пожеланий авторам: хотелось бы, чтобы в энциклопедии были сделаны попытки раскрыть прототипов (если не всех, то большинства) персонажей Щедрина.
    К сожалению, один человек — не показатель. Сейчас литература, даже энциклопедии, должна думать о экономической составляющей, о реализации издания.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Однако в современной культуре общий интерес к Салтыкову невелик.
    Ой, да ладно.  С улыбкой Каждый 10-ый афоризм цитируемый в дискуссиях о российской действительности принадлежит именно Салтыкову-Щедрину.  С улыбкой

    Работу над энциклопедией «М. Е. Салтыков-Щедрин и его современники» мы рассматриваем как одну из важных составляющих в подготовке к 200-летию со дня рождения писателя.
    А почему все подобного рода издания стараются запустить к той или иной круглой дате? Финансирование, что ли, легче выбить? Или о великих вспоминаем только по юбилеям?
    В словник, который в настоящее время представлен 1288 персонами, включены имена не только тех лиц, с которыми Салтыков общался непосредственно, но также и других современников, попадавших в поле зрения писателя и упомянутых в его художественных, публицистических и эпистолярных текстах: русские и зарубежные политические деятели, военачальники, деятели культуры и др.
    По-моему, подобная попытка охватить все только размоет информацию о личности Михаила Евграфовича, и есть риск того, что энциклопедия будет обо всем и ни о чем...
    • 0/0