Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Новая книга о ревнителях старой веры

Новая книга о ревнителях старой веры

Рецензия

  • 13 мая 2017
  • просмотров 3322
  • комментариев 6
Старообрядцы (семейские) Бурятии: энциклопедический словарь/ РОО "Общество культуры семейских Республики Бурятия"; [Авт. проекта, отв. ред. С. П. Петров; Ред. Ф. Ф. Болонев; Науч.-ред. совет: Л. А. Зайцева, С. Г. Ефимов, А. В. Тиваненко, Е. А. Голубев, В. Н. Долженко, Е. Д. Федотова; Рец А. В. Михалев, Л. Г. Орлов, Т. Н. Лыгденова]. — Иркутск: Оттиск, 2015. — 261 с.: фот., ил.; 29 см. — Библиогр. в примеч., в конце ст. — 500 экз. — ISBN 978-5-9906676-6-2.

Прежде всего, нужно отметить высокий практический потенциал словаря. «Старообрядцы (семейские) Бурятии: энциклопедический словарь» создан на основе новейших достижений современной науки, с опорой на целый ряд смежных дисциплин. Материалы словаря дают представление о его цельности, структурированности и интегративности в научный оборот, раскрывают междисциплинарный характер изучения проблемы старообрядчества.

Несколько слов о структуре. Словарь состоит более чем из четырехсот статей, расположенных в алфавитном порядке. Большинство из них содержат информацию ранее не публиковавшуюся, либо выходившую в печать разрозненно, не системно. Данные приводимые в словаре выверены, накоплены не малым экспедиционным опытом, и, несомненно, имеют огромное значения для изучения старообрядчества в целом. Необходимо заметить, что в словаре присутствуют и неточности. Так авторы во вступительной статье утверждают о том, что заводчики Демидовы были старообрядцами. Данная информация не является достоверной, так как видные ученые, такие как Н. Н. Покровский, Г. И. Вздорнов, В. И. Байдин, Е. В. Ройзман, издавшие немало трудов по Уральскому горнозаводскому старообрядчеству, нигде не упоминали об этом. Напротив, ими указывалось на то, что Демидовы сочувствовали старообрядцам, всячески их поддерживали, все управляющие Демидовских заводов были старообрядцами, но сами они придерживались новой веры.

Все статьи можно разбить на несколько основных блоков, в которых они будут связаны по смыслу и характеру излагаемого материала.

Первый блок — это статьи, рассказывающие о происхождении раскола, об основных течениях в расколе. О реформах Никона, о первых ревнителях древлеправославия и местах их селения. Так же некоторые из статей приводят выдержки из законодательства, касающегося старообрядчества, различных эпох. Но данные выдержки не системны и разбросаны во времени. К примеру, в словаре приведены поверхностные данные о реформах Патриарха Никона, о репрессиях в отношении старообрядчества при царице Софье, Петре I, Екатерине II. Следуя данной логике, то нужно было продолжить этот ряд репрессивной политикой в отношении старообрядчества Николая I, но такие данные в словаре отсутствуют.

Во второй блок можно объединить статьи, повествующие о местах расселения семейских на территории современной Республики Бурятии. Мы считаем, что данные статьи представляют не малый интерес для историков, этнографов, языковедов и всех, кто интересуется данной проблематикой. Так как они являются не малым подспорьем в собирании и накоплении экспедиционного материала. Позволяют проследить расселение старообрядцев в пространстве и во времени. Значительно облегчают задачу в поиске и систематизации миграции приверженцев древлеправославия.

Третий блок в словаре занимают статьи, рассказывающие о семейном укладе, быте, отправлении религиозных служб старообрядцами семейскими. Еще один комплекс статей, который играет огромную роль в изучении старообрядчества. Как известно все древлеправославие делилось не только на два согласия: поповцы и беспоповцы, но и на множество толков. Данный словарь позволяет проанализировать, найти различия, составить представление о том, чем отличались и отличаются семейские от других согласий. Это и отправление церковных служб, иконопись, одежда, семейные уклады. Все статьи, содержащие данный материал, значительно помогают в градации старообрядчества по согласиям и толкам.

Четвертый и пятый блоки объединяют в себе статьи, повествующие о родах семейских проживавших и проживающих на территории Республика Бурятия. А также о народных ансамблях, основанных семейскими, их творчестве, развитии, успехах и проблемах. Данные статьи будут в первую очередь интересны языковедам, и тем, кто изучает язык, наречия, фольклор семейских.

В шестой блок мы объединили статьи о людях, на чьи денежные средства был издан данный энциклопедический словарь. Это первые лица Республики Бурятия, депутаты Народного Хурала Республики Бурятия, бизнесмены и меценаты. В этом блоке рассказывается об их деятельности на благо родной земли, но научного интереса данный блок статей не представляет.

В заключение нужно сказать о проделанной авторами ценнейшей работе. Они смогли накопить экспедиционный материал, структурировать его, разделить и разместить в алфавитном порядке. Данный словарь имеет ценнейшее значение в изучении древлеправославия не только для профессиональных ученых, но и для всех изучающих историю России.

Список использованной литературы и источников

  1. Покровский Н. Н. Антифеодальный протест Урало-Сибирских крестьян — старообрядцев XVIII в. / Н. Н. Покровский ; отв. ред. С. О. Шмидт. — Новосибирск : Наука, 1974. — 392 с.
  2. Пругавин А. С. Старообрядчество во второй половине XIX века / А. С. Пругавин. — М. : отдел тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1904. — 281 с.
  3. Селищев А. М. Забайкальские старообрядцы. Семейские / А. М. Селищев. — Иркутск, 1920. — 96 с.
  4. Юмсунова Т. Б. Язык семейских — старообрядцев Забайкалья / Т. Б. Ямсунова. — М. : Языки славянской культуры, 2005. — 288 с.

  • Теги
  • Забайкалье
  • Оттиск
  • Республика Бурятия
  • история церкви
  • краеведение
  • раскольники
  • регионы России
  • религиозные течения
  • семейские
  • староверы
  • староверы Бурятии
  • старообрядцы
  • старообрядчество
  • энциклопедический словарь
  • Библиографическое описание ссылки Шумилов А. В. Новая книга о ревнителях старой веры/ Александр Владимирович Шумилов// Иркутский историко-эконом. ежегодник: 2016. — Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. — С. 647-650. — Рец. на кн.: Старообрядцы (семейские) Бурятии: энцикл. слов./ РОО "Общество культуры семейских Республики Бурятия"; [Авт. проекта, отв. ред. С. П. Петров; Ред. Ф. Ф. Болонев; Науч.-ред. совет: Л. А. Зайцева, С. Г. Ефимов, А. В. Тиваненко, Е. А. Голубев, В. Н. Долженко, Е. Д. Федотова; Рец А. В. Михалев, Л. Г. Орлов, Т. Н. Лыгденова]. — Иркутск: Оттиск, 2015. — 261 с.: фот., ил.; 29 см. — Библиогр. в примеч., в конце ст. — 500 экз. — ISBN 978-5-9906676-6-2.

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Жаль, конечно, что сейчас энциклопедии не обходятся без статей о тех, кого тут аккуратно и вежливо названо "6-м блоком". Впрочем, выживать и печататься как-то надо...  Печально
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Так авторы во вступительной статье утверждают о том, что заводчики Демидовы были старообрядцами. Данная информация не является достоверной, так как видные ученые, такие как Н. Н. Покровский, Г. И. Вздорнов, В. И. Байдин, Е. В. Ройзман, издавшие немало трудов по Уральскому горнозаводскому старообрядчеству, нигде не упоминали об этом. Напротив, ими указывалось на то, что Демидовы сочувствовали старообрядцам, всячески их поддерживали, все управляющие Демидовских заводов были старообрядцами, но сами они придерживались новой веры.

    Не самый лучший способ популяризировать старообрядчество, выпуская книги с заведомо неверными сведениями, пусть даже это неверное только во вступительной статье. Если браться за столь сложную тему, вообще не должно быть претензий к фактологии.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Natty пишет:
    Не самый лучший способ популяризировать старообрядчество, выпуская книги с заведомо неверными сведениями, пусть даже это неверное только во вступительной статье. Если браться за столь сложную тему, вообще не должно быть претензий к фактологии.
    Ну, во-первых, указанная вами оговорка относится к проблемам уральского старообрядчества (как частный случай), а не бурятского (согласитесь, разница — разная).
    А во-вторых, старообрядчество в данном издании никто не "популяризирует". Это — справочно-энциклопедическое издание, где всё лишено эмоций (обратите внимание на приводимую здесь структуру. Кстати, действительно, без "6-го блока" сегодня — никак...).
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN, "жена Цезаря", в данном случае фактология издания, претендующего на энциклопедичность и справочность, должна быть безупречна.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Роман Троцкий пишет:
    Жаль, конечно, что сейчас энциклопедии не обходятся без статей о тех, кого тут аккуратно и вежливо названо "6-м блоком". Впрочем, выживать и печататься как-то надо...
    Да пусть будет, он все же не мешает. Кто захочет, прочитает, а кто нет, тот и пятью блоками обойдется. Что же касаемо вообще издания, то отрадно что вообще подобные энциклопедии выходят, вопреки, скажем, некоторому клерикализму нынешней РПЦ, которая больше стоит на страже своих интересов, нежели объективной реальности.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Тираж у этого энциклопедического издания достаточно скромный, поэтому книга появится лишь в домашних библиотеках авторов, меценатов и историков, интересующихся данной темой. Широкого спроса стопроцентно не будет.
    • 0/0