Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

В Удмуртии готовится энциклопедия декоративно-прикладного искусства и художественных ремёсел

Члены редколлегии рассказали о проекте

Интервью

  • 14 Апреля 2022
  • просмотров 702
  • комментариев 6
Осенью выйдет в свет энциклопедия «Удмуртская Республика: декоративно-прикладное искусство и художественные ремёсла». В преддверии события гостями редакции «Известия Удмуртской Республики» стали авторы издания, члены редколлегии: ведущий специалист отдела междисциплинарных и прикладных исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук (УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН), экс-министр культуры Удмуртии Анэтта Сидорова и заведующий отделом по работе с нематериальным культурным наследием Республиканского дома народного творчества (РДНТ) Ольга Пислегова.

Анэтта Сидорова (слева) и Ольга Пислегова. Фото: Татьяна Кузьмина («Известия Удмуртской Республики»)

Анэтта Сидорова (слева) и Ольга Пислегова
— Анэтта Петровна, как появилась идея выпустить такую энциклопедию?

— Данная энциклопедия — очередное тематическое издание из многотомной энциклопедической серии «Удмуртская Республика», над которой в течение нескольких лет работает наш институт. В 2011 году в свет вышла отраслевая энциклопедия «Удмуртская Республика: просвещение, образование и педагогическая мысль» (в электронном виде), в 2014 году — «Удмуртская Республика: культура и искусство», за которую коллектив авторов был удостоен Государственной премии Удмуртии. Третьим изданием стал энциклопедический справочник «Многонациональная сценическая культура Удмуртии», подготовленный совместно с Союзом театральных деятелей. Затем, благодаря региональному гранту РФФИ, издана ещё одна отраслевая энциклопедия — посвящённая здравоохранению в регионе.

Я пришла работать в Институт истории, языка и литературы в 2003 году, когда его директором был Кузьма Иванович Куликов, и готовилась к изданию энциклопедии по культуре и искусству. Мне вместе с тремя коллегами под руководством Людмилы Николаевны Бехтеревой посчастливилось участвовать в её создании. Работа была очень интересной, творческой, а собранного материала оказалось так много, что не всё, к сожалению, вошло в книгу. Тогда решено было сделать отдельный энциклопедический сборник по театральному искусству. И, конечно, у нас давно зрела идея выпустить энциклопедию по декоративно-прикладному искусству и художественным ремёслам Удмуртии. Инициатором и вдохновителем её был Кузьма Иванович. Начали мы эту работу в 2021 году, небольшую финансовую поддержку нам оказало тогда Министерство культуры республики. А затем мы с Ольгой Леонидовной написали грантовый проект и выиграли президентский грант — 2 млн 600 рублей. Эти средства и направлены на издание новой энциклопедии. Документ о её издании официально закреплён решением коллегии Министерства культуры Удмуртии и объединённого учёного совета Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН. В соответствии с данным решением мы и готовим к выходу в свет энциклопедию. Это совместная работа Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН и отдела нематериального культурного наследия Республиканского дома народного творчества.

— Что из себя представляет энциклопедия?

— Как и в предыдущих изданиях, в ней собрана богатейшая информация. В данном случае о народном творчестве: развитие декоративно-прикладного искусства от истоков до наших дней. Она представлена в документах, фотографиях, очерках о мастерах и уникальных технологиях. Мы расскажем о том, как ещё до 1917 года, когда территория современной Удмуртии входила в состав Вятской губернии, наша республика отличалась самобытностью народных ремёсел. Достаточно сказать, что на территории нашего края к концу XIX — началу XX века насчитывалось 90 видов художественных ремёсел. Мы освоили сегодня пока только 22 из них.

— О каких ремёслах идёт речь?

Ольга Пислегова:

— Декоративно-прикладное искусство удмуртов наиболее ярко проявилось в народном зодчестве, кузнечном и литейном деле, узорном ткачестве и безворсовом ковроделии, изготовлении гончарной посуды. Это также традиционное ткачество, изготовление национальной одежды, вышивка, художественная резьба и роспись по дереву, парковая скульптура, художественная обработка бересты, плетение из соломки и лыка, народная игрушка, лоскутное шитьё, вязание, бондарное искусство (изготовление бочек, кадок, жбанов, кружек, квасников и т. д.), художественная обработка металла, войлока, кости, плетение из лозы и корней деревьев, водорослей, обработка камня, ювелирное искусство и многое-многое другое. Всё это во многом изучается на основе археологических раскопок на территории Удмуртии.

— Что ещё будет отражено в новом издании?

Анэтта Сидорова:

— Мы покажем уникальную сеть наших домов и центров ремёсел во главе с Национальным центром декоративно-прикладного искусства и ремёсел, которая была создана в Удмуртии в 1992 году усилиями учёных, мастеров-энтузиастов и при поддержке Правительства республики. Такой системы нет ни в одном регионе России. Это была огромная работа и непростой путь — создать в каждом районе такой центр, выделить для этого здания, сформировать материально-техническую базу, подобрать кадры и т. д. Но всё это удалось осуществить. Во многом благодаря первому Президенту Удмуртии Александру Александровичу Волкову, который всегда с большим уважением относился к народному искусству. И, конечно, ключевую роль в создании системы центров и домов ремёсел сыграл Рафхат Мухаметович Каримов — в ту пору директор Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел. Он так проникся этой работой, несмотря на то, что у него техническое образование и он не удмурт. Не случайно его с уважением называли удмуртский татарин, самый удмуртский татарин. А научную концепцию развития, методические основы декоративно-прикладного искусства разработали доктора исторических наук Маргарита Григорьевна Иванова и Кузьма Иванович Куликов.

С созданием центров и домов ремёсел мы смогли систематизировать работу по сохранению народных ремёсел — не потерять всего того богатства, которым обладает каждый из наших муниципальных образований.

В энциклопедии мы расскажем о развитии декоративно-прикладного искусства в Удмуртии, о Национальном центре, обо всех районных центрах и домах ремёсел. Обязательно представим и мастеров, особенно тех, кто имеет заслуженные звания, большой опыт и признание, а таких людей в нашей отрасли очень много, и никого не хочется оставить без внимания. Надо сделать так, чтобы о них знали и помнили.

На страницах издания мы не только покажем изделия народного творчества, но и расскажем, как раньше мастера работали с деревом, как ткали и т. д. То есть раскроем технологии ремёсел. Для этого в составе нашей редколлегии работают специалисты. Также незаменимыми помощниками в составлении энциклопедии являются директора домов ремёсел. Наша задача была — показать все жанры декоративно-прикладного искусства, и нам это в основном удалось.

— Какие ремёсла сегодня возродили в Удмуртии?

Ольга Пислегова:

— Центры ремёсел, которые есть сегодня в 23 районах республики, стараются возрождать те виды ремёсел, которые были традиционными на их территории. Самым популярным видом декоративно-прикладного искусства для удмуртов всегда было ткачество. Возрождение его тоже началось с появлением центров и домов ремёсел, и сегодня данный вид ремесла развивается практически во всех районах. И у истоков этой работы стояли такие мастера, как Мазитова Зоя Алексеевна из деревни Карамас-Пельга Киясовского района, Хайна Юлия Рахимовна, ныне проживающая в деревне Старая Монья Малопургинского района. В первые годы специалисты Национального центра выезжали к этим мастерицам для обучения, а затем уже сами проводили республиканские обучающие семинары для коллег из остальных центров ремёсел.

Отмечу, что во многих районах уже сложились свои культурные бренды, о которых также будет рассказано в энциклопедии. Один из таких брендов — Бодьинский позумент. Специалистам-мастерам Якшур-Бодьинского дома ремёсел удалось не только возродить уникальную старинную вышивку, характерную лишь для двух районов Удмуртии, но и, благодаря грантовому проекту, развивать её в качестве культурного, туристического бренда своей территории.

Ещё один культурный бренд — Красногорская щепа. Щепой, изготовлением из неё коробов и корзин, в дореволюционной Удмуртии занимались многие мастера. Красногорские умельцы воссоздали этот вид художественного ремесла и успешно изготавливают изделия из щепы.

Наши предки часто использовали и другой природный материал — соломку. В основном из неё делали бытовую утварь. Плетение было настолько плотным, что в такой посуде даже тесто замешивали. Сегодня соломка представлена у нас в нескольких районах, но особо я бы отметила Малопургинский район, где данным видом ремесла успешно занимается Старомоньинский дом ремёсел. Они одними из первых начали делать сувенирных кукол из соломки в традиционных удмуртских костюмах. А мастер по художественной соломке Зоя Владимировна Силантьева получила за свою работу премию «Призвание». Уникальный мастер по соломке работает и в Дебёсском центре декоративно-прикладного искусства и ремёсел — Елена Африкановна Чермянина. По-моему, из соломки она может сделать любое изделие. Елена Африкановна — победитель и лауреат многих престижных выставок и конкурсов. Сейчас она занялась инкрустацией соломки. Тоже получаются очень интересные, востребованные изделия.

— А какой из видов ремёсел есть только в Удмуртии?

— Мало где занимаются художественной обработкой рогоза. Это у нас бренд города Сарапула. При ДК «Электрон» в отделе декоративно-прикладного искусства этот вид ремесла успешно развивает мастер по рогозу кожи Светлана Князева. Данные изделия пользуются большим спросом. Рогоз — это высокая болотная трава. В просторечии — чернопалочник. Из него также делают посуду, сувенирную продукцию.

Анэтта Сидорова:

— Я бы ещё особо отметила наших мастериц, которые изготавливают потрясающе красивую национальную одежду. Они шьют её на основе традиционного удмуртского костюма, но при этом она выглядит очень современно. Одна из таких замечательных мастериц Татьяна Москвина. Сегодня современная этническая одежда как никогда популярна, в том числе и среди людей среднего возраста, молодёжи. Если раньше удмуртские костюмы надевали в основном только на Гербер, то сейчас в порядке вещей приходить в них на конференции, на какие-то важные встречи, совещания. Многие руководители заказали и приобрели себе красивые костюмы и платья в национальном стиле. Кстати, и я тоже. У меня есть жакет, который изготовила для меня прекрасный мастер Екатерина Сунцова. Невозможно описать, насколько он красивый!

— Что вы почувствовали, когда надели его?

— Я его ещё не носила, только примерила. Жакет висит у меня в кабинете — каждый день любуюсь им. Мне он сразу очень понравился. Когда надела, почувствовала что-то родное, я ведь удмуртка: папа удмурт был, а мама русская, из Кировской области.

— Почему, на ваш взгляд, важно издать энциклопедию, рассказать об уникальных изделиях и техниках?

— Народная культура — это самое ценное, что у нас есть. На её основе развивается вся культура, всё профессиональное искусство. Благодаря созданию и развитию центров и домов ремёсел мы подняли на высокий уровень традиционную удмуртскую культуру. Я считаю, это очень важно.

Цель нашего издания — показать значение традиционной культуры в нашей жизни, в современном мире. Нынешний год объявлен в стране Годом культурного наследия народов России. Мы в этом плане опередили события, начав заниматься этой важнейшей темой ещё в 1990-е. Кстати, энциклопедисты сейчас появились почти в каждом регионе, мы проходим обучение и сами делимся опытом.

Нам хочется, чтобы ничего из нашего бесценного наследия не было утрачено, не потерялось. Приступив к изданию энциклопедии, мы проделали огромную работу, объездили все районы Удмуртии. Съездили в город Киров, бывшую Вятку, где работали и получили немало материалов в фондах областного музея, областной библиотеки. Учитывая, что территория современной Удмуртии раньше входила в состав Вятская губернии, важно было обратиться за источниками и туда. У них действительно очень хороший архив, и в энциклопедии будут фото, которые мы получили из фондов областного музея.

— Кто работает над составлением издания?

— В составе редколлегии от отдела нашего института, помимо меня, Светлана Дмитриевна Смирнова, а также заведующий отделом, он же руководитель института Игорь Леонидович Поздеев. От Республиканского дома народного творчества Ольга Леонидовна Пислегова и сотрудники её отдела Елена Байкова и Лилия Леонтьева. В составе редколлегии также известный учёный, руководитель кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов УдГУ, доктор искусствоведения Елена Ивановна Ковычева и главный художник по оформлению издания Владимир Вениаминович Ковычев, кандидат исторических наук Ирина Алексеевна Косарева.

Нам хочется, и мы приложим все усилия для того, чтобы сделать это издание достойным. Не только богатым и насыщенным по содержанию, но и красивым, прекрасно оформленным, изданным на хорошей бумаге. Энциклопедии играют огромную роль в сохранении социокультурного наследия. Несмотря на электронные возможности сохранения информации, на электронные источники, важно, на мой взгляд, иметь, помимо этого, энциклопедические издания в традиционном бумажном варианте. Всё-таки бумага, слово, воплощённое в печати, по-прежнему остаются надёжными и ценными источниками информации.

— Где будет распространяться новая энциклопедия? На кого она рассчитана?

— Тираж энциклопедии 400 экземпляров. Мы, столько сил, любви, знаний вложившие в этот культурно-образовательный проект, очень заинтересованы в распространении нового издания. В первую очередь оно поступит, конечно, в Национальную библиотеку Удмуртии и во все библиотеки республики. Кроме того, в качестве учебника энциклопедию смогут использовать студенты Института искусств и дизайна УдГУ, Республиканского колледжа культуры, воспитанники детских школ искусств. Уверена, она будет интересна и мастерам-ремесленникам, и широкому кругу читателей — всем, кто интересуется историей и культурой родного края.

— Анэтта Петровна, вы многие годы возглавляли министерство культуры. Что удалось сделать? Чем вы гордитесь, вспоминая то время?

— Кому-то может показаться, что культура не важна, но на самом деле без культуры никто не может обойтись. Она имеет огромное значение и в жизни каждого отдельного человека, и в жизни региона, и страны в целом. Когда меня назначили министром, я от осознания ответственности не могла нормально спать целый месяц. Была тревога: справлюсь ли с теми задачами, которые стоят перед министерством. Чем я горжусь? Прежде всего тем, что удалось открыть школу-интернат для одарённых детей-удмуртов. Республике очень нужны были, да и сейчас это актуально, национальные кадры. Удалось убедить правительство в необходимости такого учебного заведения, и нам помогли. Сейчас эта школа-интернат, расположенная в переулке Широкий, успешно существует, готовит кадры для национальных коллективов. Это очень важно.

У нас, на родине Чайковского, не было симфонического оркестра. Ко мне пришли композиторы — давайте создадим свой симфонический оркестр. И мы начали это делать, и нас опять поддержали в правительстве. Что такое было открыть в республике в 1984 году театр оперы и балета?! Не было ни кадров, ни жилья для них. В итоге готовили артистов в Москве, Питере, Перми, и труппа театра была создана.

Культура — очень непростая, связанная с творческим процессом, с большими вложениями средств, но важнейшая сфера. И я не устаю с благодарностью вспоминать Александра Александровича Волкова, который понимал её значение. Он всегда шёл нам навстречу. Нам удалось немало сделать, и меня радует, что сегодня данная работа продолжается. В Удмуртии прекрасное профессиональное искусство — русский драматический театр, удмуртский национальный театр. Есть духовой оркестр, филармонические коллективы. Это замечательно.

— Времена сейчас непростые, и легко впасть в уныние. Что вас вдохновляет? Что даёт силы?

— Я человек, которому всё интересно, и особенно, конечно, в области культуры. Люблю ходить на премьеры в театр оперы и балета. В общем, по-прежнему живу культурой: радуюсь, когда появляется что-то новое, и сопереживаю, когда что-то не получается. На пенсии пока не была ещё ни одного дня: зарядилась выпуском энциклопедий и с удовольствием работаю. Тем для новых изданий множество. Коллеги считают, например, что хорошо было бы сделать энциклопедию об учёных, ведь их немало в нашей республике. Но пока это только идея. Главное сейчас — закончить нашу работу с энциклопедией по декоративно-прикладному искусству, выпустить её и презентовать. Это будет большое событие в культурной жизни республики, а для нас — итог масштабной и интересной работы.

Что даёт мне силы? Я просто стараюсь быть на позитиве. Если углубиться во все сложности, поддаться унынию, то не выживешь, а жить всё равно надо. Жить, бороться. И главное — работать!
  • Теги
  • декоративно-прикладное искусство
  • краеведение
  • народы России
  • РДНТ
  • региональная энциклопедия
  • регионы России
  • составление энциклопедии
  • Удмуртия
  • удмурты
  • УдмФИЦ УрО РАН
  • финно-угры
  • художественные ремёсла

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Хочется надеяться, что это энциклопедическое издание станет первым в ряду энциклопедий ремёсел всех народов России. Восстановление и популяризация самобытных видов декоративно-прикладного искусства может стать одной из важных частей воспитания у детей патриотизма. Знание традиций поможет молодым творческим людям создавать произведения искусства, сочетающие современные тренды и национальный колорит.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Вероника пишет:
    Хочется надеяться, что это энциклопедическое издание станет первым в ряду энциклопедий ремёсел всех народов России. Восстановление и популяризация самобытных видов декоративно-прикладного искусства может стать одной из важных частей воспитания у детей патриотизма. Знание традиций поможет молодым творческим людям создавать произведения искусства, сочетающие современные тренды и национальный колорит.
    Тематика прикладных ремесел постоянно затрагивается в большом количестве региональных энциклопедий, ну как пример — в «Поморской энциклопедии». Но суть на самом деле не в этом. Энциклопедии такого формата — это не более чем сохранение истории, но вот никак не воспитание патриотизма, да и вообще, надо ли последний воспитывать? Он должен быть изначально и присутствовать в реальной жизни. В гордости за свою страну, за уровень жизни, за хорошую старость своих родителей, бабушек, дедушек. А все остальное — это, простите, наносное да и скорее отталкивает молодежь, чем привлекает.
    • 2/0
  • Ссылка на комментарий
    Согласен с lisss, цели воспитания патриотизма никак не должны стоять перед создателями издания. Напротив, это было бы ошибкой. Основа нормального развития государства прежде всего в поддержании и развитии культуры, а энциклопедия и вот эти дома ремесел как-раз способствуют решению этих задач.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Получается это уже больше чем энциклопедия. Это практически учебник по ремеслам. К статьям о секретах мастеров было бы здорово прикладывать видеофрагменты. Понимаю, что технически это сложно осуществить в печатных изданиях. Но может, будет электронная версия энциклопедии. А идея с центрами ремесел еще тем хороша, что поддерживает сельские поселения, которые сейчас вымирают.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Константин Абров пишет:
    Получается это уже больше чем энциклопедия. Это практически учебник по ремеслам. К статьям о секретах мастеров было бы здорово прикладывать видеофрагменты. Понимаю, что технически это сложно осуществить в печатных изданиях.
    И все-таки подобный медиапроект сегодня осуществить довольно просто: нужно в энциклопедии печатать QR-коды, с помощью которых можно будет перейти на интернет-страницы с соответствующими фото и видео.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Декоративно-прикладное искусство наиболее точно передает особенности народа и его традиции, ведь оно включает в себя создание художественных изделий как утилитарного, так и декоративного характера. Подобные издания — это хранители нашей культуры. 
    • 0/0