Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Собиратель

Кировский библиотекарь в одиночку создал литературную энциклопедию родного края

  • 7 декабря 2018
  • выбор редакции
  • просмотров 4335
  • комментариев 3
Хибины — горы невысокие, но заметные. Известные то есть. У нас добывают апатит, любят снимать кино — с советских времен и до наших дней, звучат Хибины и в литературе, и немудрено: тут и Венечка Ерофеев возрастал (в школьные годы), и Николай Рубцов в Горном техникуме учился, Даниил Гранин с другими ленинградскими писателями наведывался, для романа «Картина» прототипом председателя исполкома взял кировского мэра Василия Кирова, Лев Ошанин трудился и о Кировске писал... Всех сразу и не перечтешь. Впрочем, нет: нашлось кому перечислить.
У Хибин свой собственный энциклопедический справочник появился, так и называется — «Литературные Хибины». Уникальное издание, и автор его — Евгений Шталь — тоже персонаж уникальный. Редкий ныне случай абсолютного главенства призвания в жизни человека.
Мне кажется, я ни разу не видела Евгения Николаевича на улице без пакета, авоськи, чемодана с книгами. Он ездит в отпуск и в командировки исключительно «по новые книжки», ими до самого потолка заставлена его квартира — остались только узкие проходы-тропинки. Им посвящена его жизнь без остатка.

Евгений Николаевич Шталь, автор энциклопедического справочника «Литературные Хибины»

Евгений Николаевич Шталь, автор энциклопедического справочника «Литературные Хибины»

Литературе посвятил себя

Да, и пламень этой страсти как живительная сила работает на созидание. Просто удивительно, до чего много может создать один человек. Без его деятельного участия вряд ли появился бы в Кировской центральной библиотеке имени Горького первый в стране, Хибинский, литературный музей Венедикта Ерофеева (в 2001 году). Евгений Николаевич с благословения и с помощью тогдашнего руководителя отдела культуры города Галины Ростовой и директора библиотеки Веры Огурцовой создал его с нуля: провел и огромную исследовательскую, и собирательскую работу, так что в провинциальном музее есть и подлинные вещи, принадлежавшие писателю, и редкие издания его книг, и его рукописи, и много еще чего. Привлекает и оригинальное оформление музейной комнаты. Тут, конечно, спасибо талантливому художнику Дмитрию Новицкому.

Многие годы Евгений Шталь, бывший тогда ведущим сотрудником библиотеки имени Горького, вел и огромную просветительскую работу: в местных СМИ и центральной прессе публиковал результаты своих библиографических штудий, посвященных творчеству Ерофеева и литераторов, когда-либо работавших в Хибинах.

Кроме того, Евгений Николаевич — единственный на Северо-Западе (не считая Санкт-Петербурга, конечно) специалист по исследованиям, связанным с жизнью и деятельностью Альфреда Нобеля и проблематике присуждения этой премии. Шталь занимается ими с начала 80-х годов. Каждые два года кировский библиотекарь ездит на конгрессы нобелистов в Тамбов, где их организовывает самый знаменитый русский специалист по этой теме профессор Вячеслав Тютюнник, президент международного Информационного Нобелевского центра в России. Евгений Шталь представляет там результаты своих исследований: например, он писал о нобелиатах-долгожителях, и о них же с точки зрения астрологии, об отдельных лауреатах (К. Оэ, Ш. Хини, А. Солженицын), а осенью прошлого года он представил на конгрессе доклад с необычным названием — «Критика критики критиков». Там кировский специалист оппонирует тем, кто пытается дискредитировать премию. В частности, Вадиму Кожинову со статьей «Нобелевский миф». Евгений Николаевич обоснованно оппонирует знаменитому критику, объясняя, почему, например, Лев Толстой, Достоевский, Платонов, Булгаков не были удостоены Нобелевской премии. (Если вы тоже задаетесь этим вопросом, то вот ответы: Лев Толстой дважды заявлял об отказе от нее, если его выдвинут, русские его ни разу не выдвигали. Достоевский умер раньше, чем была учреждена премия, а она посмертно не присуждается. Платонова и Булгакова не выдвигали, и это понятно: их лучшие произведения были напечатаны только посмертно...)

Энциклопедия Хибин

И все-таки главный труд жизни Шталя — энциклопедический справочник «Литературные Хибины», аналог которому вряд ли можно найти на просторах России. Евгений Николаевич создал его в одиночку — на это ушло десять лет.

Тысячестраничный том включает в себя 1270 персональных справок обо всех тех, кто хоть раз писал о Хибинах в книгах или центральной прессе с момента первого упоминания нашего региона в «Горном журнале» капитаном корпуса горных инженеров Николаем Широкшиным в 1835 году.

Возможность издать этот труд кировский библиотекарь получил, к слову, благодаря помощи АО «Апатит» — градообразующего предприятия Кировска, которое занимается добычей апатит-нефелиновой руды.

Справочник по охвату материала получился не просто полнообъемным, но уникальным — таких сведений об отдельных авторах (если речь не идет о гигантах литературного мира) вы не найдете больше нигде, ведь собраны они по крупицам из разных источников, не всегда общедоступных. В статьях можно найти сведения по истории, географии, животном и растительном мире Хибин, и даже по истории авиации на Кольском полуострове. Эти темы раскрываются в справках о людях, которые писали популярные статьи об этом.

При создании справочника Евгений Николаевич ориентировался на принципы, по которым создавался энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона и «Лексикон русской литературы XX века» Вольфганга Казака. В каждой статье можно найти как биографические данные автора, так и сведения о его литературной и общественной деятельности: как относился к важнейшим вопросам современности, чем известен как профессионал. Персоналии здесь упомянуты и русские, и зарубежные, имеющие переведенные на русский язык книги.

Тираж небольшой (триста экземпляров), но, во всяком случае, прекрасно изданный справочник есть теперь в библиотеках и учебных заведениях Кировско-Апатитского региона Мурманской области, в архивах города, по экземпляру получат централизованные библиотечные системы всех городов области, краеведческий областной музей и архив. Это то, что осталось от распроданного в Москве тиража.

Чтобы не канули в небытие

Почему пришла в голову такая идея — создать справочник? Шталь ориентировался на запросы читателей. Порой горожане даже в архиве, не то что в библиотеке, не могли найти сведений о том или ином авторе, который, как они знали, писал о Хибинах. «Мне не хотелось, чтобы люди канули в вечность, небытие», — говорит Евгений Николаевич. И вспоминает о человеке, с которого начал собирательство: это поэт Иван Васильевич Лысцов, он родился в Хибиногорске (ныне Кировске) в 1934 году, спустя два года семья уехала с севера, и жил последние годы в Москве. В 1983 году приезжал в Кировск посмотреть на малую родину. Человек был, творчество его есть (вышло 20 книг), а сведений о нем нигде не найти. И кировский библиотекарь принялся за дело: разыскал родных поэта, обратился в архив «Апатита», где работали его родители, восстановил биографию, написал о творчестве. И выпустил статью «Ребенок всенародного разлада» в альманахе «Московский Парнас». Вот с этой статьи все и началось...

Цена труда

Кстати, вернемся к биографическим данным. Это отдельная история — чего стоило в иных случаях Евгению Шталю раздобыть даты жизни и смерти того или иного автора. Родственников порой не удавалось найти, поэтому приходилось слать запросы в загсы. Учреждения некоторых городов охотно шли навстречу, но в иных охраняли личные данные своих земляков с упорством, достойным, право же, лучшего применения. И Шталь ездил по этому поводу в разные города и веси России. Да и не только по этому. И все за свой счет и за счет своего отпуска, а как иначе. Вообще говоря, в истории создания справочника больше всего поражает именно это проявление полного самоотвержения и служения своему делу — а иначе этот труд и не появился бы.

«Потому я и работал один, что нелегко найти сотрудника, который согласился бы жить этой работой, не считаться со временем, тратить на это все отпуска и выходные, — говорит Евгений Николаевич. — Кроме того, все время требовалось вкладывать свои деньги — на междугородные звонки, копирование, литературу, поездки». За десятилетие на это ушло не менее 250 тысяч рублей из кармана библиотекаря, это помимо тех средств, что давали гранты на подготовку справочника от АО «Апатит»... Гранты давались на условиях софинансирования, и там тоже 20 процентов — «доля» Шталя.

Продолжение следует?

Свой труд Евгений Шталь не считает оконченным. В справочник включены сведения по публикациям, вышедшим в свет не позже первого полугодия 2016 года, а ведь с тех пор столько воды утекло — то есть столько нового увидело свет! Кроме того, Евгений Николаевич «разбогател» еще на 50 новых фамилий — столько он выявил новых персоналий, а если дать ему еще два года работы, то обещает выдать на-гора все сто новых статей!

Однако есть одно «но». С февраля этого года Евгений Николаевич больше не работает в родной горьковской библиотеке. Шталь — больше не библиотекарь, это нонсенс, он больше никем не может и не должен быть, это его призвание и звание в каком-то смысле. Однако это не остановило руководство библиотечной системы, когда встал вопрос об оптимизации. И директора библиотеки даже и спрашивать нечего, почему выбор пал именно на Евгения Николаевича — он уже пенсионер по возрасту, ему 64 года. Другое дело, что ценных специалистов, если это кому-то нужно, находят возможность оставить на работе, примеров несть числа, однако в данном случае потенциал Шталя в расчет не принят, увы.

Боюсь представить, как придется урезать себя Евгению Николаевичу, чтобы из пенсии библиотекаря оплачивать расходы на сборы нужных сведений (сколько уходит на это средств, я уже писала выше), грант на издание, возможно, случится снова — но это только типографские расходы. Бездушная бюрократическая машина проехалась по судьбе человека.

...Воля ваша, а ситуация получилась мало сказать что неловкая: человек, достойный звания почетного гражданина города за вклад в его культуру, постыдно-равнодушно спроважен с работы. Но Евгений Николаевич рук не опускает: действительно, несмотря ни на что, занимается подготовкой переиздания справочника.

«Хватило же сил на такую колоссальную работу! И веры хватило! — пишет известный критик и литературовед Лев Аннинский в краткой рецензии на «Литературные Хибины» в «Юности» (№ 7 за 2017 год). — «Страна, выбравшаяся из костоломного XX века, осматривает и ощупывает себя заново. Хорошо, если хватит сил (и средств) на продолжение этой святой работы!» Хорошо бы, Лев Александрович, хорошо бы...

Зоя Кабыш
г. Апатиты
Мурманской области
Зоя Анатольевна Кабыш
Зоя Анатольевна Кабыш
Родилась в пос. Африканда Мурманской области.

Окончила Петрозаводский госуниверситет по специальности «филология» в 1998 году.

Живет и работает в городе Апатиты.

Корреспондент газеты «Мурманский вестник».

Член Союза журналистов России с 2004 года.

В журнале «Север» публикуется впервые.

  • Теги
  • 1835-2015
  • Кировско-Апатитский регион
  • Мурманская область
  • Хибины
  • биографии
  • биографический справочник
  • история энциклопедии
  • краеведение
  • писатели
  • региональная энциклопедия
  • регионы России
  • составление энциклопедии
  • энциклопедический справочник
  • Библиографическое описание ссылки Кабыш З. А. Собиратель: Кировский библиотекарь в одиночку создал литературную энциклопедию родного края/ Зоя Анатольевна Кабыш// Север. — 2018. — N 9-10. — С. 196-198.

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий

    «Хватило же сил на такую колоссальную работу! И веры хватило! – пишет известный критик и литературовед Лев Аннинский в краткой рецензии на «Литературные Хибины» в «Юности» (№ 7 за 2017 год). – «Страна, выбравшаяся из костоломного XX века, осматривает и ощупывает себя заново. Хорошо, если хватит сил (и средств) на продолжение этой святой работы!» Хорошо бы, Лев Александрович, хорошо бы...
    По-моему, тоже из уст уважаемого литературоведа такое «подбадривание» энтузиаста, фактически оставшегося без средств, звучит по меньшей мере цинично. Да и вообще по прочтении этой статьи у меня возникло ощущение, что отдельные представители современного литературоведения несколько теряют профессионализм:
    ...В частности, Вадиму Кожинову со статьей «Нобелевский миф». Евгений Николаевич обоснованно оппонирует знаменитому критику, объясняя, почему, например, Лев Толстой, Достоевский, Платонов, Булгаков не были удостоены Нобелевской премии.
    Как-то негоже разъяснять очевидные вещи, о которых знает любой студент филфака, литературоведу с мировым именем. Скептически
    Впрочем, при всем моем уважении к краеведу Шталю и его титаническому труду, я бы не рекомендовала называть «почином» своей работы статью, обозначенную заголовком, достойным бульварной газетёнки, а вовсе не серьезного литературного альманаха:
    И выпустил статью «Ребенок всенародного разлада» в альманахе «Московский Парнас». Вот с этой статьи все и началось...
    Нет, саму статью, безусловно, я не читала, и никаких комментариев по содержанию нет. Однако по канонам журналистского жанра, «заголовок определяет содержание»...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Меня больше всего радует, что богатое градообразующее предприятие финансово поддержало выход этой энциклопедии.
    Что же касается ее создателя, то, безусловно, он сделал очень большое дело.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Вакансия библиотекаря в Кировске открыта, з/п от 17 тысяч. Другое дело, почему бы Шталю не заведовать музеем Ерофеева при библиотеке? Музей работает нерегулярно, пока сотрудница библиотеки освободится, откроет его. Странно, что в истории создания музея на сайте имя Евгения Шталя вообще не упоминается.
    А фраза «Ребенок всенародного разлада» — это цитата из стихотворения поэта Ивана Лысцова:
    Ребенок всенародного разлада,
    Родившийся в хибинской стороне,
    Что помню я? Лавину камнепада,
    Циклона вой в застуженном окне...
    • 1/0