Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Чёрный хлеб науки...»

RSS
«Чёрный хлеб науки...», Комментарии к новости
 
Тем, кто всерьёз увлечён творчеством Салтыкова-Щедрина, подобный энциклопедический словарь явно придётся по вкусу. Но таких людей крайней мало: это преподаватели и филологи, изучающие соответствующую эпоху, да самые преданные поклонники писателя. Вот и всё. Поэтому тираж 300 экземпляров ни в коем случае не мал, как может кому-то показаться, а абсолютно нормален для такого рода издания.
 
Лилия Тумина, я не филолог, не педагог, более того, жизнь сложилась так, что больше занят вообще прагматическими сферами жизни, но вот я тот читатель, который захотел бы прочитать эту энциклопедию. Так уж как-то сложилось, что Михаила Евграфовича почитал всегда, любил всегда его юмор, его иронию и четкость слова, но вот еще до кучи... моя загородная... (хотел бы написать усадьба), но все скромнее, хотя домом горжусь, оказалась на территории Талдомского района МО, который очень плотно связан с жизнью Салтыкова-Щедрина. Считаю его самым недооцененным из русских классиков. Но видимо, власть имущие во все времена чурались такого меткого слова...
 
Не совсем понятно, почему создание энциклопедии, как и наука в целом, должна быть «черным хлебом». Достаточно сейчас мир развит, чтобы позволить толику «икорочки» исследователям...
 
Цитата
Роман Троцкий написал:
Не совсем понятно, почему создание энциклопедии, как и наука в целом, должна быть «черным хлебом». Достаточно сейчас мир развит, чтобы позволить толику «икорочки» исследователям...
Если продолжить этот образный ряд, то хочется спросить, а за чей счёт банкет-то будет с этой самой «икорочкой»? Просто издание подобных энциклопедий — дело, по сути, некоммерческое, бесприбыльное. А раз нет прибыли, то и существенно вкладываться никто не будет. Да, конечно, есть отдельные меценаты, есть даже администрации целых регионов, готовые выделять финансирование, но это всё капля в море.
 
М. Е. Салтыков-Щедрин четко очерчивает недостатки XIX века, он знаком со многими выдающимися личностями и, судя по описанию данного энциклопедического словаря, была проведена колоссальная работа, чтобы передать важные моменты из жизни этого замечательного человека. Пожалуй, в каком-то роде эту книгу можно даже использовать как приложение к учебнику истории, потому что это может нагляднее отобразить подлинные факты того времени, познакомить читателя с важными моментами, которые происходили тогда в светском обществе.
 
Намерение авторов Словаря взглянуть на Салтыкова-Щедрина во всем многообразии его связей с журналистикой, театром, изобразительным искусством и при этом обогатить текст биографическими сведениями о тех, с кем сотрудничал, спорил и конфликтовал Салтыков, мне кажется прекрасной инициативой. К сожалению, при всей значимости фигуры Салтыкова, широким кругам его почитателей он больше известен как писатель, в меньшей степени как редактор «Современника», а еще как весьма неуживчивый человек. А ведь писательство — это не единственное, чем он занимался. Он ведь был классическим государственным служащим, сделавшим серьезную карьеру (несмотря на то, что его удаляли в провинцию за его произведения). Хотелось бы узнать побольше об этой стороне его деятельности.
 
Для меня был очень необычным тот факт, что в этом энциклопедическом словаре упоминается небезызвестная Сара Бернар. Я понятия не имела, что она каким-то образом может быть связана с Салтыковом-Щедриным. Однако в 1881 году у неё были гастроли в Санкт-Петербурге. Писатель посмотрел два спектакля Сары Бернар и отзывался об её игре довольно критически. Он считал, что актриса, по его выражению, хороша, но нет в её игре ничего такого, что рвёт сердце человека.
Также в этом словаре можно найти статью о Бетховене. Оказывается, он был любимым композитором Салтыкова-Щедрина. Особенно лестно писатель отзывался о сонате для фортепиано №15 D-dur ор.28. Ему нравилось в этой сонате сочетание народного музицирования, инструментального фольклора со сложным психологизмом.
Читают тему (гостей: 1)